Илья Пономарев: «В России сильно отстает готовность государственных органов к применению цифровых технологий» |
Неужели гигантские средства, отпущенные на информатизацию власти, и все предпринятые в этом направлении усилия не принесли сколько-нибудь ощутимых позитивных результатов? Этот вопрос одним из первых был поднят на конференции «Государство в XXI веке», состоявшейся в Москве в середине апреля.
Индекс ООН, определяющий готовность стран к реализации концепции электронного правительства (E-Government Readiness Index), учитывает развитие телекоммуникационной инфраструктуры в стране (Telecommunication Infrastructure Index), уровень образования населения и его готовность к использованию информационных технологий (Human Capital Index), а также собственно развитие электронных форм взаимодействия правительства с населением (Supplementary e-Participation Index). Исследование ООН показало, что по совокупности этих критериев наша страна заметно отстает и находится где-то в середине списка, между Саудовской Аравией и Черногорией. Удивительно, но мы значительно уступаем и нашим ближайшим соседям — Казахстану, Украине, Монголии и многим другим.
Неудовлетворительную оценку получила Россия и в другом авторитетном рейтинге, опубликованном недавно Всемирным экономическим форумом. Речь идет об исследовании The Global Information Technology Report 2010–2011, в котором утверждается, что наша страна занимает 77-е место в мире по уровню готовности к сетевому обществу. Эта оценка дана по результатам замеров показателя Networked Readiness Index (NRI). Последний учитывает качество сформировавшейся экосистемы инфокоммуникаций (наличие ИТ-рынка, его отрегулированность), готовность граждан, бизнеса и государства к применению инноваций, а также объемы использования ИТ. В этом ежегодном отчете Россия заняла незавидное положение между Гамбией и Мексикой, уступив по уровню сетевого развития тому же Казахстану, Индии, Азербайджану и даже стране с экзотическим названием Тринидад и Тобаго.
«В целом это объективная оценка текущей ситуации. Но не все так плохо, — утверждает Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию, член Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи. — Если оценивать нашу страну по показателю готовности инфраструктуры, то он существенно выше, чем интегральный индекс NRI страны в целом. Готовность населения к использованию ИТ у нас еще выше. Зато в России сильно отстает готовность государственных органов к применению цифровых технологий, а стратегии внедрения информационного общества не хватает упорядоченности».
Пономарев также дал понять, что низкая оценка усилий нашей страны по информатизации отчасти связана с недостаточным взаимодействием российских уполномоченных организаций и ведомств с международными рейтинговыми агентствами. Действительно, не все их выводы можно признать логичными и обоснованными. Ведь у нас уже кое-что сделано, особенно в последний год.
«2010 год нельзя назвать переломным, — говорит Пономарев, — но за последнее время все же произошел целый ряд важнейших событий в области построения электронного правительства и внедрения инновационных подходов в государственном управлении. И это не только вещи, связанные с развитием ИТ-рынка, — снижение налогов для ИТ-компаний, старт проекта «Сколково» и т. п., — появились новые важные законы».
Без сомнения, главным достижением законодателей в прошлом году стало принятие закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем, в частности, впервые прописаны такие положения, как административный регламент (фактически стандарт в области предоставления услуг), появились и такие термины, как портал государственных услуг, реестры услуг и др. По новому закону уже с июля 2011 году при согласовании документов или получении справок россиянам не придется посещать десятки кабинетов в разных ведомствах — государство само позаботится о поиске необходимых сведений в своих базах данных и обслужит гражданина по принципу «одного окна».
Кроме того, считает депутат, в прошлом году удалось существенно активизировать работу центральной власти с регионами: «Российское правительство заинтересовалось тем положительным опытом, который уже накоплен в регионах, и пытается его как-то использовать на федеральном уровне. Например, в Татарстане сделано очень многое».
Николай Никифоров, министр информатизации и связи Республики Татарстан, подтвердил, что строительство информационного общества в регионе идет ударными темпами. Принципиально важно, по мнению Никифорова, что усилия властей по организации электронных механизмов государственного управления с энтузиазмом восприняты населением. Жители не только столицы республики, но и небольших населенных пунктов имеют возможность через Интернет получить десятки государственных услуг, и они активно пользуются этой возможностью. Например, 52% заявлений на прием ребенка в детские дошкольные образовательные учреждения сейчас подается через цифровые каналы. Практически треть школьников в Татарстане (а это 110 тыс. учеников) используют Интернет для получения домашних задач и упражнений. Посредством электронных коммуникаций записываются на прием к врачу 5% пациентов; 18% провинившихся автомобилистов оплачивают штрафы через интернет-портал без всякой комиссии; 14% заграничных паспортов также были оформлены гражданами в онлайне. Этот список можно продолжить.
«Руководители республиканских министерств и ведомств несут персональную ответственность за увеличение доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме. В результате по многим электронным услугам мы наблюдаем колоссальную динамику использования — до 50% в месяц», — подчеркнул Никифоров.
Федеральный центр поддерживает успешные региональные инициативы прежде всего на законодательном уровне. Одно из важнейших событий последнего времени – принятие нового закона «Об электронной подписи». Он окажет позитивное влияние на внедрение электронного документооборота, упростит идентификацию пользователей и повысит безопасность использования госуслуг в электронной форме. Также очень важно стремление правительства создать национальную платежную систему и обеспечить всех граждан универсальными электронными картами. Когда эти инструменты будут внедрены в полном объеме, мы вплотную приблизимся к реализации модели электронного государства. Каждому гражданину будет присвоен уникальный цифровой идентификатор, к которому будут привязаны все основные механизмы социального обеспечения и услуги государства как на уровне региона, так и на уровне центральной власти. Все эти масштабные мероприятия включены в недавно принятую новую правительственную программу «Информационное общество» стоимостью 88 млрд руб. Будем надеяться, что очередные вливания в цифровизацию российской власти хотя бы немного повысят наш рейтинг в международных отчетах о развитии информационных технологий.