Но, как это обычно бывает, развитие сопряжено с преодолением препятствий. Давайте обсудим, что мешает процессу стандартизации в России.
Что нужно потребителю?
Стандартизация сервисов решает две большие задачи по развитию рынка. Прежде всего, стандарты помогут независимым разработчкам ПО. Они хотят не только писать свой софт, но и продавать его. Однако могут делать это в лучшем случае у себя на сайте. Это неплохо, потому что сейчас очень много ПО (в России – до 70%) покупается именно с сайтов разработчиков. Но очень скоро такая практика станет неактуальной, потому что бизнес-клиентам неудобно покупать на разных сайтах разные программные продукты, которые к тому же не могут взаимодействовать друг с другом. «Обернув» свой код в стандартную «оболочку», разработчик может прийти к провайдеру, принимающему данный стандарт, и быстро запустить услугу в массовую продажу. У нас есть примеры разработчиков, которые заработали до 3 млн долл. дополнительно, просто применив наш стандарт APS к своим приложениям.
Вместе с тем стандартизация необходима и сервис-провайдерам. В наше сложное время «выстрелить» может любой сервис, и провайдеру нужно быстро «просеивать» новые приложения, находить и выводить на рынок наиболее перспективные из них. Без стандартизации этот процесс очень трудоемкий, со стандартизацией же запуск сервиса может сократиться до нескольких часов (вместо нескольких месяцев).
Как уже отмечалось, потребителю не нужны приложения, не способные взаимодействовать друг с другом. Очень скоро рынок перейдет к пакетированным сервисам, притом что потребитель хочет оставить себе право выбирать приложения разных производителей. Дать возможность разработчикам интегрировать разные сервисы – следующий обязательный шаг для тех, кто занимается стандартизацией.
Барьер, еще барьер
Есть несколько препятствий на пути дальнейшего развития процессов стандартизации SaaS. Во-первых, все разработчики предлагают свой вариант SaaS, и не всегда оптимальный. Они долго работают в ИТ и разрабатывают хорошие продукты, но обычно под продвинутого пользователя, знакомого с терминологией и такими техническими процессами, как администрирование и настройка. Тогда как массовый пользователь облачных приложений – обычный предприниматель. Эта проблема есть даже у крупных компаний; например, в Google Apps имеется специальный инструмент для самостоятельного создания сайтов, работать с которым может только профессионал.
Несколько лет назад в Европе появился хостер Hetzner, который начал недорого продавать хорошо настроенные виртуальные частные серверы и вскоре получил быстрый приток клиентов. Тогда многие на рынке решили, что победить Hetzner невозможно. Но затем появилась компания Digital Ocean, сделавшая ставку на недорогой (однако без демпинга), быстрый (за счет хороших дисковых систем), но, главное, невероятно простой и удобный сервис. И вот отток клиентов уже пошел из Hetzner в Digital Ocean. Сработал принцип «будь проще, и люди к тебе потянутся».
То же самое должно происходить и с сервисами SaaS. Их интерфейсы (мы не говорим о функционале) должны упрощаться настолько, чтобы это было действительно удобно и понятно даже для самых маленьких компаний.
Вторая проблема в том, что текущие предложения SaaS не покрывают целиком конкретную задачу потребителя, особенно если потребитель не из крупной компании. Есть разнообразные сервисы типа «сделай свой CRM», «сделай свой сайт», «купи свой домен». Но система CRM, например, предназначена для профессиональных продаж, которые совершенно не нужны какому-нибудь фермеру с экологически чистыми баклажанами из Волгоградской области. У него свой список задач – вовремя оповещать своих закупщиков о том, что изменились цены или обновился ассортимент. В итоге речь идет уже не только об упрощении сервисов, а об их переформатировании из профессиональных в кастомизированные. Ведь крупные корпорации, по сути, уже купили весь нужный им профессиональный софт, и этот сегмент рынка с точки зрения количества заказчиков шире не станет.
Стандартизировать, чтобы стандартизировать
Разработчики, в том числе и в России, понимают необходимость стандартизации. Мы ежедневно получаем десятки предложений и вопросов по этой теме. Ведь недостаточно предложить хорошую идею, ее надо научиться продавать, и продавать не инвесторам (этому все уже научились), а конечному потребителю. Но пока в мире стандартизировано не больше 20% всех существующих облачных сервисов. Причина в том, что все они очень разные – и разработчики, и приложения, и загнать их в определенные рамки чрезвычайно трудно.
В России попытки стандартизации сервисов предпринимают многие разработчики, включая Parallels. С момента разработки нашей компанией стандарта Application Packaging Standard прошло уже шесть лет, и все это время стандарт активно развивается. Если коротко: APS — открытый стандарт упаковки веб-приложений для продажи через экосистему облачных провайдеров. Цель — сделать что-то подобное App Store, но для приложений SaaS. На сегодня в каталоге apsstandard.org размещено более 500 различных приложений, как c открытым кодом, так и проприетарных, от блогов и галерей до CRM. Есть и отечественные приложения — «Бухгалтерия.Контур», «Мегаплан», Asoft CRM, Unicloud Business 365 и др. Общее количество загрузок APS-пакетов провайдерами превышает 3 млн. Стандартизация на базе APS позволяет независимым разработчикам адаптировать имеющиеся бизнес-приложения под некий общий формат таким образом, чтобы легко запустить их в канал продаж 70% сервис-провайдеров, действующих на мировом рынке.
Сейчас важно вовлечь в процесс стандартизации тех, кто хочет стандартизировать свои сервисы. Пока каждый «пакует» сервисы на свой лад, у каждого своя трактовка APS. Это можно считать как плюсом, так и минусом. Плюс — в гибкости при выборе решений, а минус в том, что зачастую сервис-провайдерам совершенно непонятно, почему один сервис работает так, а другой иначе; почему, например, в одном можно только создавать учетные записи пользователей, а в другом – еще и настраивать тарифы и лимиты ресурсов.
При этом надо усидеть на двух стульях: одновременно и сертифицировать разработчиков, и не ставить их в жесткие рамки, заставляя применять для создания ПО только какие-то конкретные инструменты. Фактически нужно ограничить их действия лишь в самой финальной стадии – при «упаковке» приложений для их последующего распространения через облака хостеров и телеком-провайдеров, софт для автоматизации которых поддерживает APS.
Интеграция сервисов
Вторая задача, которую необходимо решить, — это дать сервисам разных производителей возможность взаимодействовать между собой, формируя комплексные (пакетированные) решения. Сейчас этот функционал реализован в бета-версии стандарта APS 2.0, которая скоро выйдет на рынок. Пакетирование в ней обеспечивается за счет интеграционной шины, которая позволяет каждому сервису (в стандарте APS, но со своим собственным API и интерфейсом) взаимодействовать с другим облачным сервисом, даже если он разработан другим производителем. Например, чтобы облачный антивирус McAfee мог проверять вложения в облачном почтовом сервисе Outlook.
Для пакетирования требуется полномасштабная поддержка взаимодействия приложений, затрагивающая такие аспекты, как: интеграция бизнес-процессов (например, конфигурация документооборота в почте), интеграция API на уровне шины Shared communication и интерфейсная интеграция, то есть интеграция структур навигации в разных приложениях. А пакет APS выступает в качестве моста не только между всеми этими аспектами, но и между хостером и разработчиком сервиса. Помимо очевидных функциональных выгод для пользователя и возможности пакетировать сервисы для провайдера, это облегчает и упрощает поддержку и администрирование облачных услуг.
Подводя итог, можно сказать, что все актуальные задачи в сфере стандартизации сервисов не только решаемы, но и уже решаются совместно участниками процесса – создателями стандартов, сервис-провайдерами и разработчикам. Даже если это касается таких сложных в реализации идей, как сервисная интеграция. Но до тех пор пока отношение к самой сути сервисов SaaS не изменится, стандартизация может не дать поставщикам услуг тех финансовых возможностей, которые они могут получить от рынка малого и среднего бизнеса.
Константин Анисимов, директор по маркетингу и альянсам Parallels