Компания LeEco вызывает у меня живой интерес уже достаточно продолжительное время. Во-первых, благодаря тому, что за последние годы китайские производители стали одними из ключевых игроков на нашем рынке, потеснив корейцев если не объемами продаж и выручкой, то уж точно масштабами производимого шума. А во-вторых, потому, что персоне руководителя восточноевропейского и, следовательно, российского офиса — г-ну Виктору Сюй, которого многие помнят по запуску в нашей стране JD.com, а более осведомленные — еще и по работе в Huawei на заре создания российского представительства. Но оценивать глобальную компанию через призму творческой биографии руководителя одного из региональных офисов и работы этого самого офиса будет не очень правильно. Поэтому, когда представители LeEco предложили съездить с ними на американский (читай, на мировой) запуск их продуктов в Сан-Франциско, отказаться было просто невозможно.
Сегодня рынок пользовательских технологий заметно выровнялся. Компаний, которые бы выпускали откровенно плохие гаджеты, не то чтобы не осталось — они, конечно, есть, но они являются уделом своеобразной сумеречной зоны, где толкутся любители, что называется, зачерпнуть со дна, сэкономив тем самым пару долларов и получив своеобразные впечатления. Остальным же производителям остается искать и развивать какие-то имиджевые и иные преимущества, склоняя через это потребителей в свою веру.
Отличие компании LeEco от других игроков на рынке состоит в том, что она пытается выйти к потенциальным пользователям со всей экосистемой сразу, в то время как другие производители развивались поступательно, начиная с одного якорного продукта или сервиса и лишь затем выстраивая вокруг него другие свои решения с заметным даже неискушенном глазу эффектом синергии или же предлагая какие-либо уникальные возможности.
Подход LeEco требует немалых ресурсов на старте, так как приходится вкладываться в создание и продвижение буквально всего и сразу: устройств, бренда, маркетплейса, розницы, е-коммерса и логистики. Но в Китае такие ресурсы есть, как есть и политическая воля руководства страны к экспансии местного бизнеса за ее пределы.
По перечисленным причинам в рамках презентации меня интересовали не столько конкретные продукты, хотя посмотреть на конкурента Tesla — LeSee — мне было очень интересно, сколько видение компании, идеология и прочие системные вещи, которые на масштабных запусках проявляются более выпукло. Заодно появляется возможность сравнить то, как все это происходит у нас, с тем, кто все это проходит там.
![]() |
| Основной акцент был сделан на информации о контентной платформе LeEco — она должна стать ядром экосистемы |
LeEco берет за основу контентную платформу, которую как раз и запускали в Штатах, и делает ее центром экосистемы, выстраивая вокруг все остальные устройства и сервисы. Идея хорошая и потенциально масштабная, нужна всего лишь одна, казалось бы, мелочь — собственный контент. И если в Китае с этим особых проблем не возникает — у LeEco есть собственное производство фильмов и сериалов для местного рынка, то в США (как и в России, отмечу) компания выходит с фильмом «Великая стена», главную роль в котором сыграл Мэтт Дэймон. Он отличный актер и не менее толковый сценарист — кто бы спорил, но один фильм (пусть Google и Apple не отличаются этим) на фоне десятка сериалов, которые каждый год выпускает тот же Netflix, выглядит не слишком убедительно. И даже то, что на презентации было объявлено о партнерстве с Lionsgate и с Dice, на слайде были представлены логотипы Showtime и MGM, а еще одно подписание крупного контракта с неназванным партнером анонсировано, не делает понятным, чем все перечисленное лучше сервисов Google или Apple, уже предоставляющих своим пользователям доступ к достаточно широкой базе чужого контента. И даже не принимая в расчет сервиса TV, анонсированного Apple буквально неделю спустя в рамках обновления Apple TV, который должен стать чем-то вроде американской «Амедиатеки».
В кулуарах Виктор Сюй, присутствовавший на презентации, отметил, что компания склоняется к работе по подписной модели, т.е. к той, по которой работает, например, Apple Music. Если китайцам удастся собрать в этот пул широкий круг правообладателей, может получится очень интересно, так как сегодня пользователям на рынке США приходится иметь несколько подписок, чтобы смотреть фильмы и сериалы Netflix, HBO, Showtime и других производителей. Но все это пока рассматривается лишь теоретически, так как правообладатели не отличаются особой сговорчивостью даже при работе с Apple, а подписке предпочитают оплату за каждый просмотренный фильм или скачанную песню.
Более того, общение с представителями других китайских компаний — конкурентов LeEco, весьма активно интересующихся новым игроком на рынке, заканчивалось дружным смехом в ответ на предложение оценить перспективы появления подобного сервиса. Однако мы все помним, как смеялся Стив Балмер, комментируя первый iPhone и подчеркивая то, что пользователям, безусловно, нужна физическая клавиатура. И где теперь юморист Стив, и где та клавиатура?
Так или иначе, но, в итоге, анонс LeEco, собравший изрядное количество журналистов со всего мира, получил в Штатах весьма доброжелательную оценку в прессе, что может обнадеживать руководство компании.
![]() |
| Главной звездой презентации так или иначе стал автомобиль LeSee, призванный стать конкурентом Tesla |
Что же до продуктов, то все вокруг, без исключения, ждали машину LeSee. И казалось, что все было готово к ее демонстрации хотя бы на этапе прототипа, но машина на сцену по специально оборудованному пандусу на выехала. Причины этого назывались самые разные: от жадного режиссера Майкла Бея, снимающего образец в новых «Трансформерах» в Лондоне, до ДТП, в которое попал трак с LeSee по дороге в Сан-Франциско. В результате машину, создаваемую совместно с Aston Martin и Faraday Futures, удалось увидеть только на стенде и сказать про нее можно одно: внешне симпатичная, хотя интерьер салона и выглядит излишне футуристично. Чего стоит одно заднее сиденье из материала, напоминающего одновременно и пенопласт, и монтажную пену, и декорации из фильма «Пятый элемент». Такие элементы дизайна обычно хороши в презентациях и на конкурсах вроде Red Dot, но редко когда оказываются удобными в повседневном быту. Оценивать же «умную» машину, не имея возможности изучить ее «ум», — это совсем уж профанация. А изучить «ум» на презентации возможности не было.
![]() |
| Умный велосипед LeEco — один из самых недооцененных продуктов компании |
Но была другая возможность. По итогам пресс-конференции стало более понятно, каким видят в LeEco сценарий использования автомобиля. С точки зрения интересов традиционного производителя автомобилей, этот сценарий выглядит достаточно странно. Вместо того, чтобы стремиться продать машину всем и каждому, в LeEco предлагают превратить автомобиль из пассива в актив, способный если не приносить доход, то как минимум окупать себя. Разумеется, речь о каршеринге, т.е. о коллективном использовании автомобиля.
![]() |
| А вот шлем VR ничем не отличается от конкурентов, так что вряд ли станет хитом |
Другое дело, что интересно было бы задействовать во всем этом автовождение и сервисы вроде Uber, но представители Uber уже заявили, что подобные проекты им не интересны, горизонт выхода автомобилей с автовождением на пользовательский рынок не очевиден, а каршеринг в традиционном понимании уже и так более чем распространен в Штатах. Причем настолько широко, что многие американцы начинают всерьез подумывать о том, нужна ли им собственная машина, если по соседству всегда есть две-три, которые можно использовать.
![]() |
| Смартфон Le Pro 3 с превосходными техническими характеристиками должен стать одним из основных продуктов LeEco |
Да что американцы, даже в России московское правительство запустило целую систему скидок для пользователей каршеринга и для собственного оператора подобного сервиса. В результате в метро при пополнении карты «Тройка» дают купон на 10 мин бесплатного использования автомобиля. Могли ли вы это себе представить раньше?
Что же до остальных новинок, то новые смартфоны Le 3 и Le Pro 3 (звучит это не очень благозвучно, так что, вероятно, модель с 4 Гбайт оперативной и 64 Гбайт постоянной памяти будет доступна в России после Нового года под названием Le 3 Pro) выглядят очень неплохо и созданы с использованием самых современных решений, недаром на презентации присутствовал глава Qualcomm. Но это всего лишь «еще одни смартфоны», хотя и занимающие лидирующие позиции в рейтингах производительности различных бенчмарков. Примерно то же самое можно сказать и о телевизорах LeEco, включая главную премьеру — гигантский 85-дюймовый агрегат uMax85 за 4999 долл. Аппараты обладают новейшими технологиями обработки изображения, качественным звуком Harman/Kardon и выглядят вполне конкурентоспособными. Особенно с учетом эффективной системы скидок и ребейтов, анонсированных LeEco на той же презентации. Скидки это, несомненно, хорошо. Ребейты, которые можно тратить на контент и иные покупки, — тоже отлично. Но что же в сухом остатке?
Контентная площадка? Ее перспективы пока не очевидны, а в свете запуска TV на приставке Apple они стали еще более призрачными. Даже в России после очередных законодательных инициатив, разработанных в «Медиа-Коммуникационном союзе» и призванных в еще большей степени защитить наши рынки от всего иностранного, работу в данном направлении LeEco де-факто приостановила, хотя уже успела собрать очень серьезную команду профессионалов. Собственный контент? Но насколько он востребован за пределами Китая? Автомобиль? Идея хорошая, замысел неплохой, но сколько их уже было и сколько дошло до этапа серийного производства? Смартфоны и телевизоры, а так же велосипед и очки VR? Они отличные, и их можно смело покупать, тем более с учетом тех предложений, которыми радует потенциальных покупателей LeEco, но сколько времени продлится этот аттракцион неслыханной щедрости? Новость последних дней о том, что основатель LeEco отказался от зарплаты, свидетельствует о том, что свободных денег остается все меньше и меньше. И пусть смартфоны в Штатах, да и в России были раскуплены за считанные часы, но будет ли широкая публика так же благосклонна при предложении оплатить цену без скидок?
Пока что вопросов больше, чем ответов.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)