Если в средних специальных учебных заведениях этот аспект уже присутствует за счет межпредметных связей, то в учреждениях дополнительного образования его нет. Речь идет о том, что рядом с преподавателем технологии должен стоять художник. Для реализации этой идеи необходимо выявить общие тенденции в методике преподавания технологических и творческих дисциплин, найти пути преобразования и развития их принципов в нужном направлении, и, в конце концов, определить собственно путь развития, его этапы.

Сделано для этого уже немало. Лицей информационных технологий, Компьютерная студия в Марьино, наша Мастерская компьютерной графики и анимации Московского Детского учебного телевизионного центра и другие учебные заведения могут поделиться положительным опытом развития творческих способностей своих учеников. Хотелось бы объединить эти усилия, выработать хотя бы подобие будущей концепции. А для этого, на мой взгляд, необходимо разобраться в сути проблемы. Для меня, художника, она заключается, прежде всего, в разнице типов мышления – художественного и технического, профессиональной терминологии, характеристик, определяющих собственно понятие творчество.

Настоящей публикацией начинается серия статей о становлении творческого начала ребенка. Это попытка диалога. Возможно, художнику-педагогу все это покажется набором прописных истин. Но пока у нас, художников и компьютерщиков, подходы несколько различны...

Практика работы детского стенда «Аниграфа» доказала одну из известных в педагогике истин — ребенок с момента рождения «впитывает» с чудовищной скоростью и запоминает неимоверное количество разнородной информации из единственного доступного ему в первые годы жизни источника — семьи. Казалось бы, при чем тут младенческий возраст и проблемы обучения и воспитания школьников? И собственно Аниграфу? Но вот пример: девчушка, который год подряд по праву справедливо занимающая первое место в своей возрастной группе. С детства она привыкла иметь дело с папиным мощным компьютером и слушать профессиональные разговоры взрослых. А любовь отца и матери, их внимание к интересам дочери, терпение и понимание позволило Аленке Осиповой начать рисовать на компьютере с трех лет... свои стихи. Ритм звуков заставил у ребенка найти аналог в изображении... Образность, легкость, раскрепощенность — так можно охарактеризовать творчество маленькой победительницы.

Три года – возраст удивительный; это старт человеческого сознания, формирование вектора его развития, а значит, и всей дальнейшей судьбы человека. И определяет его среда, в которой ребенок проводит начальные годы жизни.

В прошлогоднем престижном конкурсе-фестивале «Аниграф», в работе его детского стенда принимали участие семь образовательных организаций различного рода. Все работы учащихся, представивших свои компьютерные творения по номинациям конкурса, достойны внимания и поощрения. Понятна гордость учителей, чьи подопечные стали дипломантами фестиваля, не говоря уже о том, что престижно само участие. Тем более, что здесь, как в конных соревнованиях пятиборцев, многое зависит от доставшейся по жребию лошади, то бишь от мощности компьютера, и мало кто имеет парк профессиональных машин или графическую станцию, или возможность поработать на них рядом с профессионалами. Тем более поразителен результат, полученный на слабых учебных машинах. Может быть, поэтому жюри оценивало скорее техническую, чем художественную сторону представленных работ.

Но будущее не за теми, кто просто нажимает на кнопки. Мало изучить программный продукт – важна способность человека, сидящего за компьютером, создавать неповторимые образы. Дать инструмент в руки – мало, необходимо привить вкус к творчеству, а задача эта многогранна и мало поддается логике, но тем не менее дает возможность отделить искусство от неискусства. Но как формируется творческое сознание? Какие свойства личности человека необходимы для его возникновения или развития?

Гениальные Художники входят в жизнь так же, как и простые смертные. С крика «я пришел!», начинается биография любого из нас, а вот творческий путь... «Родился, учился, первое полотно создал через год после окончания Академии Художеств, состоялся как художник в тридцать три, лучшее произведение написал в сорок два года». Это жизнеописание тех, чей талант был замечен при жизни Мастера. Но ведь к состоянию «зрелости» Человек идет, постигая и пропуская через себя всю окружающую действительность, выражая ее в своих произведениях с помощью Ремесла в течение всего отведенного ему на Земле срока. По мнению А. С. Макаренко, становление Человека, его личности начинается с первой секунды его бытия и воспитывать его надо с этого же момента.

Мир ребенка огромен. Какое бы физическое пространство он не занимал: манеж, комната, детская площадка, помещение ясельной или детсадовской группы — для маленького человека это Вселенная. Она насыщена запахами, звуками, предметами различных цветов, здесь интересно — говорят и двигаются папа и мама, дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сестры, дети, взрослые и ...другие существа. Она наполнена всевозможными драматическими и веселыми коллизиями. При этом для ребенка долгое время остаются равно реальным, живым, например, изображение собаки и сама собака, драматургия колыбельной и его собственное бытие. Вспомните, как малыш играет в прятки! Он закрывает ручками свои глаза, иногда добавляет для убедительности: — «Меня нет». Ему не надо прятать себя. Если он не видит, то и его тоже не видно.

Примерно к трем годам у большинства детей отношение к условности игры сильно меняется, но сохраняется равноценность реальности действительных событий и игры. А именно эта сохраненная способность дает возможность взрослому художнику создавать свои произведения — ведь для него, с момента возникновения замысла, это — равноценная реальность, искусственное происхождение которой не ощущается из-за его убедительности и достоверности. Достоверность? Позвольте, о какой достоверности может идти речь в абстрактной или сюрреалистической живописи или, тем более, в симфонических или даже в камерных музыкальных произведениях? Но абстрактность и условность, способность придумать образ и удержать его в памяти и воплотить в материале тесно связаны между собой. В результате возникает новая, искусственно рожденная реалия. В произведении искусства она убедительна, а значит – достоверна. Поэтому неважно какого рода достоверность, абстрактная или реалистичная – у них разные законы существования.

Творчество ребенка обязательно содержит значительную меру условности. Но разве можно сравнивать непосредственность детского рисунка и произведения Мастера? И где вы видели малыша, способного спеть или воспроизвести, пусть не музыкальную фразу из «Времен года» Чайковского, а хотя бы мамину колыбельную? А вы пробовали с ним рисовать и петь? И чего же взрослые ждут от малыша — техничности или выразительности? Ощущения реальности или точного воспроизведения материального пространства? И какой реальности — вашей или его собственной?

Художники и музыканты знают: примерно с трехлетнего возраста можно начать знакомство ребенка с инструментом. Дайте ему в руки большую мягкую кисть, квадратный кусок старых обоев и три баночки гуаши, поддержите маленькую руку в начале работы и... удивитесь конечному результату, потрясающе смелому и выразительному, радующему необычным для взрослого видением мира, его реальности и фантастичности. При этом скособочившаяся избушка будет трогательна в своей неправильности и предельно выразительна. Но не требуйте от него перспективы, сложных оттенков цвета. У него еще не та моторика, несовершенна координация движений. Он знает только основные цвета, и его глаза еще ни разу не решали задачу сравнения одного оттенка цвета с другим — они вообще получаются случайно, по ходу рисования. Восприятие реальности у ребенка отличается от вашего — его интересуют предметы и явления, обычные для вас, но новые для него. Он раскрепощен в своем отношении к ним, а его эйдетические способности далеко превосходят возможности взрослого человека. И это касается не только рисования.

Попробуйте воспроизвести вместе с малышом звуки капели на ксилофоне или фразу из знакомой детской песенки на флейте, добейтесь точности звука и он ...запоет. Помогите ему выучить песню-другую, и он станет петь достаточно чисто. Прислушайтесь, присмотритесь — и вы увидите и услышите в скором времени собственное творчество малыша, мелодии, совершенно ни на что не похожие. Но, чем старше он становится, чем больше перенимает представления взрослых, тем менее оригинальной становится образность его произведений. Теряется легкость, раскрепощенность... Как сохранить все это и одновременно научить его мастерству? И с какого возраста необходимо начинать этот процесс? Сохранить поможет среда, а вот характер, мера и способ воздействия на ребенка дошкольного возраста требуют тонкой балансировки между физико-психологическими возрастными особенностями дошкольника и наработанными педагогической практикой приемами обучения.

Окончание следует.

Елена Владимировна Сорокина – художник, преподаватель Мастерской компьютерной графики и анимации, искусствовед, тел.: (095) 392-41-69