На этот раз постараемся углубиться в тему, поскольку она заинтересовала некоторых наших читателей, и поговорим о многих моделях проекционной техники и о возможностях их использования в школе.

Какие проекторы можно применять в классе?

Проекционная технология

Проекторы, выпускаемые многочисленными фирмами, можно условно разделить на две большие группы: это профессиональные и массовые устройства. Профессиональные проекторы предназначены для работы в больших залах и на открытых площадках. Их отличают либо высокие световые потоки (от 2000 до 12000 лм), либо наличие матриц с разрешением SXGA (1280x1024) и выше. Для аудиторий среднего и малого размера выпускаются менее мощные и более легкие, так называемые массовые проекторы.

Тяжеловесные и дорогие видеопроекторы до появления и развития проекционных технологий на жидких кристаллах (LCD), а впоследствии и микрозеркальной технологии (DLP) никак нельзя было назвать массовыми. Это были либо кинескопные проекторы (в одном корпусе – три проекционных кинескопа RGB, для каждого – свой объектив), либо проекторы, работающие по принципу модуляции светового потока тонкой масляной пленкой. Профессиональные проекторы сегодня- это трехматричные DLP- и ILA-модели (Image Light Amplifier – продолжившие линию устройств с вязкой светомодулирующей средой; роль последней в системах ILA выпополняет не масляная пленка, а либо три миниатюрных кинескопа, либо три ЖК-матрицы). Ветераны видеопроекции, CRT (кинескопные) проекторы, до сих пор считаются лучшими для демонстрации видео в небольших помещениях (световые потоки их невелики). Максимальный световой поток для LCD-проекторов – 3000 ANSI лм (ЖК-матрицы работают на просвет, и их перегрев выше определенных температур недопустим).

Итак, сегодня массовыми мультимедийными проекторами, способными принимать как видео, так и компьютерный сигнал, стали ЖК-проекторы (с одной или тремя матрицами) и одноматричные DLP-проекторы. Проекторы этой категории хороши для работы в школьных аудиториях.

Разрешение

На сегодняшний день проекторы с разрешением VGA (640x480) уже не производятся, и иерархия начинается с SVGA-устройств (800x600). Следующие по старшинству – XGA-проекторы (1024x768), перешли недавно в разряд массовых. Для специальных применений выпускаются проекторы со сверхвысокими разрешениями SXGA (1280x1024) и UXGA. Но это пока еще экзотическая техника.

Совпадение разрешений компьютера и проектора – идеальная ситуация для работы. При несовпадении многие проекторы умеют «сжимать» и «растягивать» изображение, приспосабливая его к своим матрицам, однако не всегда сжатие проходит без потерь.

XGA-изображение по сравнению с SVGA- (при одинаковых геометрических размерах на проекционном экране) предназначено для более близкого рассматривания, так как может иметь более мелкие символы.

Человеческий глаз способен различать очень маленькие объекты, угловые размеры которых составляют всего 1 угловую минуту (это угол, под которым виден отрезок длиной 1 см с 34-метрового расстояния), а при наблюдении букв на экране – 2-3 угловые минуты. Минимальный размер символа на экране можно посчитать, умножив на 0,0026 расстояние от экрана до наиболее удаленного зрителя (при расстоянии, например, 8 м это – 2,1 см).

И SVGA-, и XGA-проекторы успешно отображают видеосигнал, поступающий от ТВ-приемника любого класса; DVD-проигрывателя; магнитофонов или камер (бытовых и профессиональных форматов, аналоговых и цифровых). Практически все модели имеют и обычные «тюльпановые» видеовходы, и S-video вход.

В последнее время имеет место устойчивая тенденция к увеличению числа выпускаемых XGA-моделей и их удешевлению.

Световой поток

Чем ярче проектор (чем большая величина потока в ANSI-лм стоит в паспортных характеристиках), тем дороже он стоит, как правило. Попробуем разобраться, какой поток необходим для работы в классе при разных условиях освещения.

Существует формула, выражающая зависимость яркости изображения (B, кд/м2) от светового потока проектора (F, лм), площади изображения на экране (S, м2), учитывающая коэффициент усиления экрана (G):

B= FG/6,28S

из которой выводим формулу расчета необходимого светового потока проектора:

F= 6,28BS/G

Напомним, что яркость экрана в кинотеатре принимается равной 25 кд/м2, а яркость телевизионного монитора – 100 кд/м2. Эти цифры задают ориентировочный диапазон яркостей для экранов, работающих в затемненных и незатемненных помещениях. Излишне объяснять, что площадь изображения должна быть минимально необходимой, поскольку ее увеличение приводит к уменьшению яркости изображения.

Рассмотрим для примера ситуацию с изображением обычного формата 4:3 величиной 1,2x0,9 м (площадь – 1,08 м2, диагональ – 1,5 м). В каком случае изображение 1,2x0,9 м будет достаточным?

Мультимедийный проектор работает и с компьютерным, и с видеоизображением – рассмотрим оба варианта.

Поскольку видеоизображение не предполагает детального рассматривания, оптимальными для его наблюдения считают расстояния, превышающие высоту изображения в 6-8 раз. В нашем примере это 5,4-7,2 м, и это означает, что изображение 1,2x0,9 м будет хорошо смотреться со средних и последних парт в классе, а если мы немного уменьшим видеоизображение (1,0x0,75 м, площадь – 0,75 м2, диагональ – 1,25 м), то даже сидящие на первых партах будут находиться в зоне комфортного восприятия.

Компьютерное изображение менее подвижно и часто содержит мелкие символы — например, буквы. Размер этих символов и задает необходимую величину изображения (расчет размера минимального различимого символа в зависимости от расстояния наблюдения приведен выше). Ученик, сидящий на расстоянии 7 м от экрана, сможет прочитать буквы высотой 1,8 см, что составляет 2% от высоты изображения 1,2x0,9 м. А если изображение содержит более мелкие буквы, высота которых составляет 1,5% высоты изображения, тогда (при том же расстоянии наблюдения – 7 м) изображение придется увеличить до размеров 1,2x1,6 м (площадь – 1,92 м2, диагональ – 2 м), чтобы высота букв осталась равной 1,8 см.

С учетом этих соображений можно подготавливать «самодельные» материалы для работы в классе. Перед демонстрацией материалов из сети Интернет стоит провести «полевые испытания» проектора (пользуясь, к примеру, содержимым компакт-дисков) на различимость мелких символов и определить заранее нужный размер изображения. Моделью проекционного экрана при определении высоты букв относительно высоты изображения послужит, конечно, монитор компьютера.

Вернемся к расчету светового потока проектора. Каким может быть коэффициент усиления экрана (G)? Для учебных аудиторий наилучшим образом подходят плоские матовые экраны с диффузно рассеивающей поверхностью (G=1) и максимальным углом обзора (+/- 45о).

Итак, для получения яркого (100 кд/м2) изображения площадью 1,08 м2 на белом матовом экране достаточно проектора с потоком около 680 лм. Изображение такой яркости можно наблюдать в незатемненном помещении. А если возможно полное затемнение помещения (при той же площади изображения на матовом экране), то допустимым будет поток от 170 лм. Для демонстрации изображения с диагональю 2 м (S=1,92 м2) в условиях освещенного помещения понадобятся проекторы с потоками 300 лм (при полном затемнении) и 1200 лм (в освещенном помещении).

Несложно сделать подобный оценочный расчет в каждом конкретном случае: для классов разной величины, залов и кабинетов.

Вес, габариты, энергопотребление

Фирмы, выпускающие проекционное оборудование, всегда стремились «облегчить жизнь» пользователям. Сегодня они добились в этом впечатляющих успехов. Самый легкий проектор на сегодняшний день весит меньше 2 кг, а весом в 4-5 кг теперь уже никого не удивишь. Для справки: всего около 10 лет назад проекторы со световыми потоками более 500 лм весили десятки килограммов. Современные легкие проекторы, конечно, имеют небольшие размеры и удобны для транспортировки. Энергопотребление таких машин невелико и находится на уровне энергопотребления обычных бытовых приборов.

Качество изображения определяется не только яркостью и разрешением. Контраст, цветопередача, возможность корректировки сигнала, быстродействие системы, равномерность яркости, незаметность пиксельной структуры – не менее важные факторы. Фирмы-производители проекционного оборудования имеют в электронных и оптических системах проекторов свои секреты, и от того, насколько эффективно работают эти системы, зависит качество изображения. Есть и отличия, задаваемые проекционной технологией: например, известно, что DLP-системы не грешат заметностью «пиксельной сетки», как их LCD-собратья.

Какой экран необходим для работы в классе?

Классический экран для проекции – это матовый белый диффузный экран с широким углом обзора. Усиливающие экраны имеют ограниченную зону комфортного наблюдения, и использовать их в классе не имеет смысла.

Ширина экранного полотна – от 150 см до 200 см, этого достаточно для класса (экран 200x200 см хорош и для актового зала).

Удобны экраны на штативе – их можно поставить там, где это требуется. Настенные модели имеют свои преимущества: не шевелятся на сквозняке.

На какой высоте расположить экран?

Экран следует устанавливать так, чтобы его нижний край располагался выше уровня глаз сидящих на 10-12 см и был бы виден с последнего ряда.

Как приспособить класс для работы проекционной системы?

Важнейшая задача при организации проекционной системы – правильная организация освещения, имеющая целью минимизировать «паразитную» засветку экрана.

Перечислим некоторые простые приемы уменьшения засветки экрана:

  • при естественном освещении зашторивание окон исключает прямую засветку экрана, уменьшает уровень освещенности помещения;
  • при искуственном освещении оптимальным решением является плавное регулирование уровня общей освещенности и, при необходимости, дополнительное освещение рабочих мест направленными источниками «мягкого» света;
  • особенно важно уменьшить освещенность непосредственно в зоне расположения экрана;
  • небольшой наклон экранного полотна (10-15о) позволит уменьшить негативное влияние световых потоков, идущих с потолка;
  • конструкции типа «козырек» (как для светофоров на перекрестках) могут быть очень полезными.

Экран как источник света может и «самозасвечиваться» отраженным от стен и потолка собственным светом. И чем более светлое изображение демонстрируется, тем сильнее возможная засветка и снижение контрастности. Поэтому в стандартных компьютерных заготовках для слайд-шоу, как правило, присутствует темный фон, а шрифт и другие детали изображения – светлые.

Какие дополнительные и вспомогательные устройства требуются?

Если вы хотите устроить стационарную систему, то может быть есть смысл разместить проектор под потолком «вверх ногами» при помощи специальной рамы. Иначе удобно пользоваться столиками для проектора: не придется двигать парты и пересаживать учеников, устанавливая машину.

Никак нельзя обойтись без удлинителей (для коммутации проектора с источниками сигнала): длина соединительных кабелей, входящих в комплект, не превышает 2 м. «Поводок» такой длины в какой-то момент может оказаться коротким и ограничит ваши возможности.

Еще одна обязательная статья расходов – дополнительные лампы, «запаски». Лампы в зависимости от устройства служат от 50 до 2000-4000 часов. И чем больше ресурс лампы, тем она дороже (не тратьте попусту ее драгоценную жизнь!). Заменить лампу несложно самим, строго соблюдая простые правила инструкции (не трогать стекло пальцами).

Хорошим дополнением к проекционной системе может быть видеокамера – удобное средство демонстрации на уроках всевозможных материалов (и бумажных, и «живых»). И не забудьте про штатив – без него и съемка, и демонстрация будут некачественными и неудобными.

Все массовые проекторы воспроизводят звук. Однако не всегда мощность встроенных громкоговорителей бывает достаточна (1-5Вт). Поэтому система предусматривает подключение к проектору внешних громкоговорителей.

Уход и профилактика

Всякая техника нуждается в грамотном и заботливом уходе. Он несложен: главное — не забывать регулярно освобождать от пыли вентиляционную систему проектора и протирать объектив специальным раствором. Внимательно прочтите инструкцию, не пугаясь ее толщины.

... Ситуация на рынке проекционной техники постоянно меняется: устройства совершенствуются, их стоимость снижается. Специалисты ИНТ всегда будут рады помочь вам в планировании и организации проекционных систем в ваших школах. Некоторую дополнительную информацию можно посмотреть на сайте www.intmedia.ru

Рощина Надежда Васильевна – методист отдела аудиовизуальных технологий Института новых технологий образования E-mail: int@mtu-net.ru