«Сорок пятая», «школа Мильграма»... Много интересных и важных дел связано в памяти российских учителей с этим именем. Мы уверены, что вас заинтересуют те проблемы и решения, о которых рассказывают Михаил Кушнир и Виталий Лебедев. Проблемы всегда можно локализовать, решения всегда удается найти – вот, пожалуй, квинтэссенция нашей беседы.

Январские новости на сайте «сорок пятой»

Ура-а!!! Заработала волоконно-оптическая линия из нашей школы в Интернет. Огромное спасибо: Институту Системного Анализа, Акустическому Институту им. академика Н. Н. Андреева и, конечно же, компаниям ORC и INFOTEL, принявшим на себя основные финансовые и организационные издержки.

КвШ: Как все начиналось, Михаил?

МК: Информатика начиналась у нас в школе «по ершовскому призыву» – с 1985 года в школе действует компьютерный класс. Тогда это были болгарские «Правецы», совместимые с легендарными Apple II.

А в 1987 году мы объединили этот класс с кабинетом математики, и летом девятиклассники в буквальном смысле «ломали стену» между классами...

Годом позже новый кабинет принял первых учеников – и новые «Правецы». Стали работать с малышами, занялись развивающими играми и ЛОГО.

Но вот, к моменту, когда в школе появился класс на базе PC-совместимой техники (мы участвовали и в «Московском проекте», и в проекте «Пилотные школы»), у нас сформировалось представление об «информационной среде», которая должна быть создана. Я говорю не только о связи «учитель-ученик», но и обо всех информационных связях с участием администрации и родителей.

На подмогу к стареньким «Правецам» были вызваны Макинтоши. «Писишки» уступили место элегантным и удобным «яблочкам». Первопроходцами на этом этапе стали преподаватели английского языка.

КвШ: Рискованный для того времени шаг...

МК: Только сотрудничество с работниками ИНТ позволило нам начать разработку программ для поддержки преподавания английского языка.

Но главная задача не отошла на задний план. В 1995 году школа активно включилась в работу экспериментальной площадки «Школьное Информационное Пространство (ШИП)». Разросшаяся компьютерная база школы стала ядром Информационно-Вычислительного Центра.

На первом этапе потребовалась общешкольная локальная сеть. Мы спроектировали ее как упрощенную структурированную кабельную систему (СКС) на базе неэкранированной витой пары, обеспечив тем самым гибкость и масштабируемость – этим термином принято обозначать способность сети к органичному развитию. СКС обеспечила доступ к сети в любом кабинете. Сердцем сети стал мощный по тем временам суперсервер Tricord с операционной системой Netware. А в 1997 году в школу вернулись «писишки», но в новом качестве – на Pentium’aх.

КвШ: А когда вам удалось выйти в Интернет?

МК: В апреле 1998 года академический институт (ЦЭМИ), помог нам протянуть выделенную линию, и хотя линия эта «капризничает», именно благодаря ей школьное информационное пространство становится частичкой мирового. Структура школьного сайта была создана летом 1998 года на основе ученических проектов.

КвШ: Появляется сайт – и появляются сложнейшие проблемы. Где здесь «болевые точки»?

МК: Самой сложной задачей является преодоление психологического барьера у учителей. Первым шагом для его преодоления является, безусловно, компьютерный ликбез. Практика показывает, что даже этот этап преодолевается с трудом – ведь это дополнительная нагрузка, и немалая для взрослого человека с устоявшимися привычками и навыками работы с информацией. Причем трудности ощутимы, а преимущества неочевидны.

Но и компьютерного ликбеза мало. Мы учимся проводить совместные зачетные работы, в которых учитывается качество проработки учащимися материала по двум курсам – компьютерному и общеобразовательному. Здесь на первых порах от учителей-предметников не требуется навыков работы с компьютером. Начинаем разрабатывать на компьютерах согласованные с предметниками относительно простые сюжеты по указанным ими темам. А затем наступает черед функционально и методически цельных фрагментов курсов, в создании и апробации которых участвуют и предметник, и «компьютерщик».

КвШ: Теперь слово вам, Виталий. Поделитесь с читателями своим опытом администратора локальной сети школы.

ВЛ: Инженеру-сетевику в школе бывает тяжеловато без надежного помощника – техника-лаборанта. Ведь и установка, и обслуживание локальной вычислительной сети в школе имеют свои специфические особенности. Когда мы принялись за прокладку кабеля и установку сетевых концентраторов, сразу стало ясно, что действовать придется «неоптимально» – и по затратам, и при выборе топологии, и при обеспечении удобства обслуживания. Прежде всего требовалось обеспечить недоступность сетевых концентраторов и кабеля для школьников. Практически все сетевые концентраторы установлены в лаборатории информатики в шкафу с Patch-панелями.

КвШ: Сеть получилась неоднородной – и PC, и Маки. И какое же техническое решение вы выбрали?

ВЛ: В качестве сетевой операционной системы мы выбрали NetWare 4.10 фирмы Novell. Выбор операционной системы обуславливался ее надежностью, поддержкой рабочих станций различных типов, доступной стоимостью.

В качестве протокола низкого уровня был выбран Ethernet, обеспечивающий скорость передачи 10 Мб/с. Помимо Ethernet, рабочие станции объединены в одноранговую сеть с протоколом LocalTalk (скорость 2 Мб/с), которая используется как резервная при возникновении проблем и проведении профилактических работ. Сеть обслуживается сервером Tricord (в его конфигурации – процессор 486DX-66, ОЗУ 32МБ, 2 НDD по 1ГБ).

КвШ: А что удалось сделать для повышения надежности хранения информационных ресурсов школы?

ВЛ: К сожалению, недостаток дискового пространства не позволил нам создать «зеркальные копии» информации на жестких дисках. Вся учебная и административная информация хранится на сервере, что позволяет иметь к ней доступ с любой рабочей станции. Каждый учащийся имеет свою личную папку, размер которой ограничен 2МБ. Если нужно увеличить лимит дискового пространства, преподаватель решает этот вопрос с сетевым администратором.

Помимо личной папки каждый пользователь сети имеет доступ к папкам с программами, папкам обмена с другими пользователями сети и папкам с сетевыми базами данных. На разные папки разные пользователи имеют различные права, определяемые их статусом и функционалом. К примеру, на базу данных с личными делами учащихся администрация и классные руководители имеют права просмотра, записи и модификации, учителя предметники право просмотра, а учащиеся не имеют никаких прав. На папку с номерами газет члены редакционной коллегии имеют все права, а все остальные – только право просмотра.

КвШ: Расскажите подробнее, пожалуйста, о схеме файлового пространства сети.

ВЛ: Имена объектов пользователей строятся по определенному правилу (первые три согласные буквы фамилии пользователя). Это позволяет любому преподавателю «вычислять» сетевые имена пользователей, не зная их, что очень удобно, если сетевого администратора нет поблизости. Объекты всех учеников размещены по контейнерам, помимо контейнеров классов есть контейнер администрации, контейнер учителей, контейнер сотрудников компьютерного центра и контейнер специфических объектов – принтеров, серверов, очередей на печать, групп и т. д. Все эти контейнеры размещены в корне дерева NDS. Такая организация объектов усложняет настройку подсоединения к сети, так как приходится описывать каждый контейнер, как Bindery-контекст, но позволяет избежать пересекающихся имен объектов. (Действительно, в школе всегда найдется, к примеру, несколько человек с одинаковой фамилией...).

Контейнерная структура не совсем удобна при наступлении следующего учебного года, так как необходимо переименовывать все контейнеры классов, однако при таком построении дерева объектов существенно экономится время в течении учебного года, когда возникает необходимость найти объект какого-нибудь пользователя (в общей сложности, в дерево NDS школьной сети входит более 350 объектов).

КвШ: А помогает ли NetWare распределить эти организационные хлопоты между администратором и другими обитателями школьного информационного пространства?

ВЛ: Безусловно. Преимуществом контейнерной структуры является возможность создания управляющего контейнером (organizational role), который получает полные права на управление объектами своего контейнера; это существенно облегчает труд сетевого администратора и позволяет решать несложные проблемы в его отсутствие.

Как правило, управляющим контейнера назначается преподаватель того или иного класса, который помимо управления правами объектов заполняет классную папку с шаблонами (все остальные имеют для нее только право просмотра), а также проверяет и очищает классную папку с результатами работ учащихся (все остальные имеют для нее только право записи). Права на принтеры и доступ к очереди на печать определяются функционалом пользователей.

КвШ: Как у вас организована «сетевая гигиена»?

ВЛ: Еженедельно проводится антивирусная профилактика сервера, удаление стертых файлов и дефрагментация дисков. А при текущей работе с сервером существует ряд правил. Так, запрещается хранить в личных папках программы (там могут храниться только документы), запрещается переносить в свою папку документы общего пользования. В случае нарушения правил пользователь теряет право на использование сети во внеурочное время. Обнаружение нарушений и установка лимита рабочего времени осуществляются программами NetWare Audit и NetWare Administrator.

Наиболее часто встречающиеся проблемы при управлении сетью – это изменение настроек клиентской части операционной системы на рабочих станциях («падают» батарейки в компьютерах). Пришлось написать специальное пособие для пользователя школьной сети, в котором по шагам описывается настройка клиента рабочей станции. К тому же учащиеся частенько забывают свои пароли. Помогаем тренировать память – забывчивый пользователь лишается права использовать пароль в течение месяца.

Работать с нашей сетью довольно сложно (128 подключений, 330 пользователей), но в то же время интересно. Где еще столкнешься с таким числом нестандартных ситуаций!

КвШ: Ну что ж, остается пожелать удачи!..