Как оператор, Orange Business Services, подразделение France Telecom Orange, ориентируется на предоставление услуг корпоративным клиентам. Руководители компании осознают необходимость предложения новых услуг, таких как «облачные» сервисы, унифицированные коммуникации и видеосвязь уровня Telepresence, что нашло отражение в стратегии ее пятилетнего развития, получившей название Conquests 2015. В России Orange получила статус национального оператора дальней связи, у нее имеются представительства в 39 городах. Компания, следуя общей политике, в нашей стране также делает ставку на развитие перспективных «облачных» сервисов, для чего в декабре открыт еще один центр обработки данных. И хотя ее основными клиентами являются крупные транснациональные корпорации, Orange Business Services готова предложить инновационные услуги и предприятиям среднего размера. О деятельности и политике компании в России рассказывает Кристоф Жоанбланк, генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ.
Как указывается в информационной справке, Orange Business Services — глобальный интегратор коммуникационных решений, работающий на корпоративном рынке. В то же время компания располагает «крупнейшей в мире однородной сетью передачи данных», а в 2009 году стала победителем премии World Communication Awards в номинации «Лучший глобальный оператор». Так как же все-таки компания позиционирует себя?
Прежде всего, конечно, как телекоммуникационный оператор. Действительно, четыре года подряд — с 2006-го по 2009-й — наша компания признавалась лучшим глобальным оператором. В то же время мы активно развиваем направление, связанное с предоставлением интеграторских услуг и ИТ-сервисов, которое в мировом масштабе приносит нам около 30% дохода. Этот подход успешно реализуется по всему миру, и Orange Business Services намерена стать ведущим глобальным оператором телекоммуникационных решений и сервисов, в том числе интеграционных. Безусловно, в наши планы входит и освоение российского рынка.
Насколько мне известно, Orange Business Services разработала новую рыночную стратегию. В чем она заключается?
С удовольствием расскажу об этом. Как вам известно, прошлый год был ознаменован новыми назначениями в группе France Telecom и Orange Business Services. По инициативе Стефана Ришара, нового генерального директора France Telecom Orange, был разработан стратегический план развития на следующие пять лет, в соответствии с которым выделено несколько фокусных областей: клиенты, сети, сотрудники и международное присутствие.
В рамках этой стратегии Россия рассматривается как перспективный развивающийся рынок, и для нее выработан отдельный, можно сказать агрессивный, план, нацеленный на расширение нашего присутствия на этом рынке. Мы намерены добиться значительных — двузначных — темпов роста бизнеса за счет активного продвижения услуг (прежде всего широкополосных), видео-конференций (включая Telepresence), аутсорсинга контакт-центров (в декабре прошлого года был открыт новый контакт-центр в Нижнем Новгороде) и сервисов информационной безопасности. Кроме того, предлагаемые услуги будут включать организацию рабочих мест будущего (workspaces of the future) и, наверное, наиболее важное — «облачные» сервисы. Поэтому ключевым активом для нас является собственный центр обработки данных в Москве. С декабря на его базе предоставляются услуги хостинга и co-location. Безусловно, ресурсы нового ЦОД также будут использоваться и для предоставления «облачных» сервисов.
Это основные направления развития бизнеса Orange Business Services в России, где большинство наших заказчиков — крупные многонациональные компании. Кроме того, в прошлом году мы начали активную работу со средними и малыми предприятиями. Компаниям со штатом от 1 до 250 человек мы предлагаем интегрированную услугу Easy Office, которая включает предоставление услуг телефонии и доступа в Интернет. На данный момент эту услугу мы предоставляем в бизнес-центрах в восьми городах-миллионниках России. До конца года планируется начать ее предоставление еще в трех.
Согласно размещенной на вашем сайте информации емкость международных каналов составляет 8 Гбит/с. Между тем трафик растет, и появляется спрос на каналы 40 и 100 Гбит/с. Как Orange Business Services планирует развивать свою сеть?
В отношении емкости мы ориентируемся на потребности наших клиентов. В магистральной сети Orange используется оптика, но предлагаемая емкость пока составляет несколько гигабит в секунду. При наличии оптики переход на скорости 40 и 100 Гбит/с не представляет проблем, ведь таких затрат, как прокладка кабеля, уже не потребуется. Мы готовы увеличить пропускную способностью нашей сети на территории РФ и за рубежом, как только в этом возникнет потребность. Однако, как я уже говорил, наша главная задача — развитие сервисов и емкости для их поддержки, но ни в коем случае не наоборот. Сначала сервисы, потом емкость.
Каковы планы по развитию городских сетей?
Жоанбланк: Такие планы действительно есть. Мы стремимся предложить максимально возможное качество сервиса как на уровне магистрали, так и на уровне доступа. Установка такова: для наших клиентов наилучшими являются наши собственные сети. При наличии экономической целесообразности последнюю милю лучше проложить самим, вместо того чтобы ее арендовать.
Стремясь сосредоточиться на предоставлении сервисов, некоторые операторы передают обслуживание сети и даже ее развитие на аутсорсинг. Какова позиция Orange Business Services в отношении этого вопроса?
Мы не передаем эксплуатацию сети на аутсорсинг, поскольку сеть — наш ключевой актив, на базе которого предоставляются все услуги. Тем самым мы хотим дистанцироваться от конкурентов — для глобальных заказчиков безукоризненное функционирование сети всегда будет оставаться чрезвычайно важным фактором выбора оператора связи. По этой причине мы сохраняем полный контроль над сетью, включая ее планирование, обслуживание, частично прокладку и мониторинг. Однако выполнение базовых задач, таких как строительные работы по прокладке кабелей, установка некоторого оборудования у клиентов и некоторые другие (особенно при охвате столь больших территорий, как Россия), мы передаем субподрядчикам.
Orange присутствует в 39 городах Российской Федерации. Достаточно ли этого для оказания услуг компаниям национального масштаба?
Даже если деятельность компании охватывает всю Россию, основные ее офисы находятся, как правило, в крупных городах. Однако наши клиенты могут получить полный комплект услуг независимо от того, где они ведут бизнес. Скажем, мы обслуживаем нефтяные компании в Сибири и на Дальнем Востоке. В случае отсутствия других возможностей подключения мы предоставляем для их добывающих предприятий спутниковую связь. У Orange более 1000 спутниковых станций VSAT, размещенных по всей территории России, поэтому особых ограничений нет.
Что собой представляет ваш центр обработки данных и как планируется развивать это направление?
Как я уже упомянул, в декабре мы открыли в Москве новый ЦОД, на базе которого будем предоставлять услуги хостинга и «облачных» вычислений. Теперь у компании два центра обработки данных в Москве. Надо сказать, что рынок концентрируется в Москве, но у нас есть несколько технических центров и в других регионах, где мы также предоставляем услуги хостинга. В Москве возможности создания ЦОД ограниченны, поэтому мы объединили наши усилия с компанией SafeData. Это позволило получить дополнительные площади для установки стоек, а также для виртуализации ПО и виртуальных сервисов, в том числе частных «облаков». Сегодня благодаря сети готовых для «облаков» ЦОД мы можем предлагать «облачные» сервисы по всему миру. Все наши ЦОД соответствуют уровню надежности Tier 3, сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Наличие собственных ЦОД для нас особенно важно в аспекте недавно заключенного стратегического партнерского соглашения между Orange, Cisco, EMC и Vmware для продвижения «облачных» услуг — Flexible 4 Business.
В современных условиях обеспечение мобильности для сотрудников является одним из главных приоритетов. Orange не представлена в России как сотовый оператор. Как решается эта задача?
Действительно, у нас нет лицензий на предоставление услуг сотовой связи в России, и, ввиду насыщенности рынка, планы по их приобретению пока отсутствуют. Однако мы поддерживаем партнерские отношения с «большой тройкой» российских сотовых операторов. Имея долгосрочные соглашения, в рамках реализации концепции конвергенции фиксированной и мобильной связи мы можем предложить заказчикам привлекательные тарифы, единый договор и счет, при этом услуги фиксированной связи предоставляет Orange, а сотовой — наши партнеры.
Мы предлагаем некоторые услуги по обеспечению мобильности, прежде всего в рамках решения Business Everywhere. Часто находящийся в командировке сотрудник может получить доступ к корпоративной сети и в Интернет со своего ноутбука через соединение WiFi. (В этом году к WiFi добавятся GRPS и 3G.) Благодаря этой услуге можно подключиться к корпоративной сети через 120 тыс. точек доступа WiFi, расположенных по всему миру; из них 10 тыс. находятся в Москве и во всех основных аэропортах РФ. Кроме того, у нас имеется целый ряд услуг, например Business Talk Mobile, позволяющих сэкономить на междугородной и международной связи.
Наконец, в некоторых ситуациях мобильность обходится компании слишком дорого. Я имею в виду руководителей, которым приходится постоянно путешествовать для ведения переговоров. На этих командировках можно немало сэкономить, если воспользоваться таким предложением, как Telepresence. Как известно, для проведения двухчасовой встречи в другом городе нередко приходится потратить два, а то и три рабочих дня, а усталость от постоянных переездов не способствует продуктивной работе. По всему миру у Orange Business Services имеется 30 комнат Telepresence, в том числе и в московском офисе. Эту услугу, позволяющую экономить время и, следовательно, деньги, мы предлагаем руководителям компаний.
Обычно область ответственности и компетенции оператора не распространяется далее точки подключения клиента. Что представляет собой предложение унифицированных систем от Orange Business Services?
Предлагаемые нами услуги не ограничиваются подключением офисов и площадок заказчиков к нашей сети. Бизнес-пользователям предлагается целый спектр дополнительных услуг, в том числе уже упоминавшиеся рабочие места будущего. Унифицированные коммуникации находятся на стыке различных технологических доменов, таких как «облачные» сервисы, видео и CRM.
В ближайшее время в рамках данного направления мы намерены предложить продукт Business Together. Это унифицированная платформа, где объединены почта, календарь, Instant Messenger, пространство присутствия сотрудника и общий портал для совместной работы над документами. Уникальность этого решения UC в том, что оно будет предоставляться в виде услуги SaaS из нашего нового центра обработки данных. Поскольку Orange является оператором связи, ключевым отличием этого сервиса от других предложений будет именно его операторская составляющая, то есть доступ к сервису через наши каналы связи, что позволяет гарантировать качество предоставления сервиса на всех участках сети, то есть предложить так называемые end-to-end SLA.
Что касается визуальных коммуникаций, то Orange Business Services способна предложить широкий спектр услуг — от аренды видеокомнат в 11 офисах на территории России до новой услуги Cisco Telepresence, где используется иммерсивная видеотехнология с эффектом присутствия. Мы единственный оператор в России, который обладает статусом Advanced Technology Partner компании Cisco и предлагает услугу Telepresence. Кроме поставки самого решения мы также предоставляем и необходимый канал связи для получения четкого и качественного изображения.
Совсем скоро в рамках унифицированных коммуникаций должна появиться еще одна «облачная» услуга — Open Video Presence. Она предполагает использование заказчиками общего сервера для организации многоточечной видео-конференц-связи, причем планирование, организацию, управление и мониторинг каждый заказчик может осуществлять самостоятельно через специальный Web-портал. Если возникнут трудности с управлением, то заказчик может использовать сервис «консьерж» — полное сопровождение сеанса ВКС от момента его организации до завершения.
Унифицированные коммуникации планируется предлагать как «облачную» услугу. В результате не будет ли заказчик вынужден отказаться от той телекоммуникационной инфраструктуры, в частности телефонной станции, которая у него уже имеется?
Мы предлагаем гибкие варианты перехода к «облачным» сервисам. На первом этапе возможна интеграция сервисов из «облака» с имеющимися у заказчика оборудованием и инфраструктурой. Решение Business Together легко и прозрачно интегрируется с любой уже эксплуатируемой УАТС и позволяет объединить фиксированную часть с телефонией, то есть добавить к коммуникационным методам телефонию и включить ее в общее пространство присутствия.