За последние несколько лет конкуренция на российском рынке магистральной связи существенно выросла. К двум традиционным игрокам на этом рынке — «Ростелекому» и «ТрансТелеКому» — добавились операторы «большой тройки», которые значительно расширили свои возможности путем поглощения других компаний. МТС приобрела магистрального оператора «Евротел», «Мегафон» — компанию «Синтерра», а «Вымпелком» — «Голден Телеком» (кроме того, «Вымпелкому» принадлежит более 50% акций оператора «Раском»).
По сути, сегодня в стране пять магистральных операторов национального масштаба, а общая протяженность магистральных ВОЛС достигла 400 тыс. км. Помимо «большой пятерки», на рынке магистральной связи России активно работают и другие компании: «Старт Телеком», «Эквант» (торговая марка Orange Business Services), «РетнНет» и TeliaSonera. Проблемы и перспективы развития этого рынка стали одними из ключевых вопросов, обсуждавшихся 2–3 марта в Москве на конференции TransNet 2011, организованной Comnews Research.
СКОРОСТЬ И ЕЕ ЦЕНА
Опираясь на данные TeleGeography для центральной части России, Виталий Шуб, советник президента компании «ТрансТелеКом», сделал прогноз, что за пять лет транзитная емкость вырастет примерно в 7 раз и в 2015 году достигнет 27,4 Тбит/с (средний ежегодный рост — около 45%). Надо сказать, это еще очень скромная оценка. Например, по расчетам экспертов «Мегафона», за период с 2008 по 2012 год пакетный трафик (включая и фиксированных, и мобильных абонентов) в их сети вырастет в 540 раз! Разумеется, только часть трафика, генерируемого пользователями, попадает на транзитные магистрали, но в любом случае стремительного роста нагрузки на них избежать не удастся.
Современные технологии DWDM позволяют повысить пропускную способность сетей связи до требуемого терабитного уровня. Ряд производителей (см. статью автора «После сорока» в мартовском номере «Журнала сетевых решений/Telecom») уже выпускают коммерческие системы, способные по одному волокну передавать более 80 спектральных каналов со скоростью 100 Гбит/с; в сумме это свыше 8 Тбит/с. Важно и то, что стоимость пропускной способности стремительно снижается. По данным TeleGeography, если в 2005 году на участке между Россией и Европой цена 1 Мбит/с составляла около 24 долларов, то в 2010-м она снизилась почти в пять раз — до 5,7 долларов.
По мнению аналитиков Yankee Group, именно цена является определяющим фактором при выборе поставщика телекоммуникационной емкости. И только потом во внимание принимаются другие факторы: география покрытия, качество услуги и условия для заключения соглашений SLA, оперативность предоставления услуги, используемая технология. Правда, следует заметить, что технология во многом определяет возможность снижения стоимости пропускной способности (см. Рисунок 1). Согласно расчетам, о которых сообщил Виталий Шуб, переход на системы 100G может привести к снижению себестоимости передачи 1 Мбит/с до 1 доллара и менее. По его мнению, в ближайшие годы технологические инновации станут новым полем конкурентной борьбы в магистральном бизнесе, а преодоление долларового порога способно существенно изменить структуру и дальнейшее развитие рынка.
Рисунок 1. Снижение себестоимости пропускной способности (ПС) на каналах дальней связи (график построен на основании анализа данных из различных источников). |
Делясь планами по развитию транзитной сети «ТрансТелеКома», советник президента этой компании заявил о неизбежности перехода на спектральные каналы 40 и 100 Гбит/с — внедрение соответствующих технологий является лишь вопросом времени. Большое внимание будет уделяться структурированию трафика и оптимизации топологии сети на физическом и логическом уровнях, а также внедрению технологий, которые позволят оптимально маршрутизировать трафик для каждой группы потребителей и приложений (транснациональный транзит, национальный транзит, передача трафика сетей ШПД).
Говоря о планах «Ростелекома», в недалеком прошлом монополиста на рынке магистральной связи (собственно, тогда и рынка как такового не было), Евгений Секерин, директор департамента продаж операторам, акцентировал внимание на эволюционном преобразовании инфраструктурного оператора, постепенно превращающегося в универсального поставщика услуг (см. Рисунок 2). Уже сегодня, помимо каналов, темных волокон и «длин волн», «Ростелеком» выступает как «провайдер управляемых сервисов», к которым в компании относят услуги IP VPN и ЦОД. В перспективе компания намерена стать и «провайдером приложений», планируя предоставлять услуги облачных вычислений, сетей доставки контента (CDN) и др. Руководство «Ростелекома» считает, что трансформация бизнеса с целью увеличения ценности услуг для потребителя — это основа для сохранения инфраструктурным оператором своей доли рынка.
Рисунок 2. Планы эволюции «Ростелекома» по превращению в универсального поставщика услуг. |
Как отмечают многие эксперты, драйверами роста потребности в пропускной способности на магистралях станет не только повышение спроса на доступ в Интернет и мультимедийные сервисы, предоставляемые через системы проводного и беспроводного широкополосного доступа, но и увеличение международного транзита трафика через Россию.
МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ
Россия обладает весомым географическим преимуществом для получения доходов от транзитной передачи трафика между Европой и Азией. Однако пока большая часть этого трафика контролируется международными консорциумами операторов подводных кабельных систем.
Транзит через Россию выгоден тем, что наземный путь по территории нашей страны короче пути, проложенного через Индийский океан, на 7 тыс. км, а через Тихий океан — на 11 тыс. км. Это обеспечивает меньшее время задержки трафика. Так, по данным «Ростелекома» при использовании его услуги «Транзит Европа – Азия» (TEA) задержка сигнала между Лондоном и Гонконгом составляет 190 мс, тогда как в случае передачи информации по Тихоокеанскому маршруту ее значение равняется 320 мс, а по Трансиндийскому маршруту — 300 мс.
По словам Евгения Секерина, уже в ближайшее время на маршруте Европа – Азия наиболее востребованными станут 10-гигабитные спектральные каналы, поэтому компания «Ростелеком» намерена от продажи каналов переходить к продаже «длин волн» как более перспективной услуги. При этом, как считает представитель «Ростелекома», на этом направлении транзита «нужны не десятки, а сотни гигабит» пропускной способности.
Ссылаясь на данные TeleGeography и Yankee Group, Виталий Шуб полагает, что к 2015 году транзит трафика между Европой и Азией достигнет примерно 14 Тбит/с, причем через Россию может проходить до 1 Тбит/с, что составляет 10–15% транзитных мощностей страны.
Один из амбициозных проектов связан со строительством магистральной сети, которое предусматривает прокладку оптического кабеля между Европой, Азией и Америкой по дну арктических морей. Комплекс подготовительных работ по этому проекту ведется с 2000 года: компания «Поларнет Проект» уже провела уникальные морские изыскания и доказала возможность строительства кабельной системы по арктической трассе. По словам Руслана Саушкина, заместителя генерального директора «Поларнет Проект», если строительство российской трансатлантической кабельной системы (РОТАКС) начнется в текущем году, то к 2015 году по ней сможет передаваться треть всего евроазиатского трафика, то есть около 5 Тбит/с.
Как считает Руслан Саушкин, сегодня Россия находится «на периферии глобальной инфраструктуры», являясь аутсайдером по такому показателю, как объем международной пропускной способности на душу населения (менее 10 Мбит/с). Если задействовать неиспользуемый пока потенциал страны, этот показатель можно увеличить не менее чем в 10 раз.
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.