Начав свою деятельность в середине 90-х годов как пейджинговый оператор, cегодня компания «Таском» предоставляет услуги широкополосного доступа в Москве и 50 городах Московской области, Санкт-Петербурге и Самаре. Московская сеть передачи данных «Таском» объединяет несколько десятков тысяч точек присутствия и тысячи базовых станций. Ежемесячно подключается около 600 точек, для монтажных работ «Таском привлекает внешние организации. Приоритеты развития компании включают предоставление услуг бизнес-центрам и торговым сетям («Связной», «Шоколадница», сеть заправок «Лукойл»), предприятиям госсектора и операторам сотовой связи. Компания проводит гибкую политику работы с клиентами и в партнерстве с контрагентами активно расширяет спектр предоставляемых услуг. Парадигма связи и ИТ меняется, телеком находится на пороге перемен. В интервью с Алексеем Орским, директором по развитию компании «Таском», мы попробовали найти ответы на вопросы, стоящие сейчас перед операторами связи и их клиентами.
«Таском» предлагает клиентам проводные, беспроводные и оптические каналы. Какова средняя скорость доступа?
На самом деле запросы клиентов достаточно сильно отличаются — от совсем маленьких скоростей до гораздо более высоких. Для подключения небольших торговых точек и банкоматов 256 Кбит/с более чем достаточно, в случае офисов скорости доступа варьируются от 1–2 Мбит/с до 10 Мбит/с.
Подчеркну, речь идет о гарантированной скорости. Подключаясь к Интернету, компании часто ориентируются на скорости, которые предлагают находящиеся по соседству домовые сети и указывают в своих запросах к оператору 100 Мбит/с, забывая при этом, что канальная и реальная скорости доступа в Интернет могут сильно отличаться. Приходится вести разъяснительную работу.
Есть ли запросы на гигабитные соединения?
Пока это единичные случаи, в основном в пределах Москвы. На территории области таких клиентов до сих пор не было.
Как утверждают аналитики, средняя скорость доступа в Интернет удваивается каждые два года. Применимы ли эти цифры к вашим клиентам?
Я такой тенденции не вижу. Последние два-три года скорость остается примерно в одних и тех же рамках.
Тогда, может быть, меняются другие требования?
Характерный пример — сетевые компании. Многие из них стали выдвигать достаточно жесткое условие: все точки сети должны быть подключены одним оператором. Еще несколько лет назад клиенты относились к этому более-менее лояльно — несколько точек подключим у одного оператора, несколько, если у первого нет такой возможности, — у другого. Сейчас ситуация изменилась: например, 300 или даже 500 точек требуется подключить в рамках единого контракта с одной точкой входа. При этом скорости в таких запросах могут различаться на порядки и варьироваться от 256-512 Кбит/с на местах до 100 Мбит/с в головном офисе и центрах обработки данных.
Еще одна тенденция: бизнес выходит за пределы МКАД, и точки доступа часто находятся в труднодоступных местах. Это заставляет варьировать услуги, способы организации канала и т. д. Каждый клиент уникален, и предоставлять доступ как стандартную услугу не получится.
Очень большой интерес к WiFi. На небольшой офис достаточно двух-трех беспроводных точек доступа. К слову, театру «Ленком» потребовались всего три такие точки, чтобы организовать бесплатный беспроводной гостевой доступ. Наши проектировщики вместе с администрацией театра определили места для оптимального размещения точек доступа, что позволило обойтись всего тремя беспроводными устройствами. В то же время для создания обширной беспроводной сети могут потребоваться десятки, иногда — сотни точек доступа. Запросы становятся все более разноплановыми, они уже не ограничиваются телефонными линиями и Интернетом.
Что бы вы посоветовали клиенту при раздаче услуг телефонии внутри офиса — IP DECT или WiFi?
На наш взгляд, пока оптимален IP DECT. Трубки привычны и недороги?— такие же имеются дома у большинства сотрудников, а аккумуляторов хватает надолго. Несмотря на то что WiFi сегодня встречается во многих смартфонах, при реализации унифицированного решения могут возникнуть проблемы. Заставить всех сотрудников покупать определенные модели аппаратов не получится, а закупать всем сотрудникам смартфоны… Не каждая компания пойдет на такой шаг.
При необходимости, если не хватает функциональности трубки, на компьютер можно установить программный телефон (софтфон), привязать к нему DECT-телефон и осуществлять звонки с компьютера — такие решения «Таском» тоже предлагает. Но это функционал телефонной станции, которая устанавливается у абонента.
Когда пользователь обслуживается только одним оператором, в случае аварии он может оказаться без связи. Как обеспечивается надежность?
От аварий на сети никто не застрахован. Обязательства оператора регламентируются в SLA, где оговариваются сроки восстановления сети, возобновления сервисов и т. д. В среднем 4 ч предусматривается на ликвидацию неисправностей станционного оборудования и 24–48 ч — на восстановление связи, если авария происходит в кабельной канализации.
Сегодня становятся модными облачные вычисления, тонкие клиенты, централизованные базы данных. Виртуальные рабочие столы пока редкость, тема на слуху, она развивается, но тенденцией пока не стала. Хотя сетевые магазины и клиенты к этому постепенно идут.
Как следствие, компании, для которых большую роль играет надежность связи, подключаются к нескольким провайдерам, один из которых зачастую предоставляет беспроводные услуги. Часть клиентов обзаводится площадками в ЦОД с резервированием сетевых каналов и электропитания и размещает там сервисы, критичные для бизнеса.
Переход на MPLS позволил нам существенно упростить администрирование сети и, например, предложить услугу организации каналов L2/L3 VPN между офисами, причем в некоторых случаях клиенту даже не нужно устанавливать маршрутизатор. Он может самостоятельно определять, предоставить ли конкретному филиалу доступ в Интернет или только к корпоративной сети. Выбор между VPN L2 и L3 часто обусловлен опытом и предпочтениями заказчика.
Позволяют ли SLA увеличить маржинальность предоставления услуг?
Не всегда. У некоторых клиентов наличие SLA — обязательное требование, по-другому с ними работать просто не получится. Поэтому мы предпочитаем увеличивать прибыльность, расширяя объем предоставляемых услуг. В пределах сети мы контролируем большинство параметров: потери пакетов, вариации задержки (джиттер) и т. д. — затраты на их реализацию уже заложены в структуру сети. Если потребуются особые, нетипичные требования к SLA — тогда клиенту за них придется платить.
Планируете ли вы дополнить свои предложения облачными услугами?
Только в парнерстве с другими компаниями. «Таском» — оператор связи, и клиенты приходят к нам с самыми разными запросами. Для запуска того или иного сервиса требуются весьма значительные инвестиции. В этих условиях выгоднее выступать в альянсе с партнерами.
Действуя таким образом, мы уже сформировали обширный портфель услуг. Какой-то объем работ выполняем своими силами, в остальных случаях выступаем в качестве генподрядчика и обеспечиваем полное взаимодействие с клиентом в формате одного окна, что позволяет ему оперативно контролировать качество предоставления услуг.
Что посоветуете заказчикам, которые хотят перейти на облака? Как это сделать самым простым и наименее затратным способом?
Я бы посоветовал лишний раз подумать. У многих желания следуют за модными веяниями, не всегда соответствуя решаемым задачам. Так, очень многие компании хотят организовать у себя центр обработки вызовов. Мы можем реализовать такое решение, но когда начинаешь выяснять подробности, чтобы удовлетворить требования клиента, зачастую удается ограничиться возможностями достаточно типовой учрежденческой станции. Похожая ситуация и с облачными вычислениями — далеко не всегда они действительно нужны конкретному заказчику. Прежде всего нужно решить, что он хочет получить от нового сервиса, какие изменения потребуется внести в бизнес-процессы и в чем будет заключаться выгода для деятельности компании.
Решения для организации видео-конференц-связи вы тоже реализуете вместе с партнерами?
Среди клиентов наших услуг видеотелефонии много филиалов западных компаний, у которых уже имеются собственные корпоративные стандарты — это Tandberg, Polycom и т. д. Наши задачи часто ограничиваются поставкой соответствующего оборудования, которую мы осуществляем самостоятельно или с партнером.
Технология M2M становится модной темой — есть спрос со стороны заказчиков?
Мы не всегда знаем, для какой задачи арендуются каналы. Если говорить о простых и понятных случаях, могу отметить множество подключенных банкоматов и PoS-терминалов.
В случае сотовой связи модель предоставления услуг M2M до предела проста и понятна. Может ли заработать на M2M оператор фиксированной связи?
Стараемся. В тех же торговых комплексах банкоматы часто размещаются вне сети банка или офиса, и клиент сразу сталкивается с проблемой доступности связи. Рынок, может быть, не такой простой, как «продал и забыл», но он есть, и мы имеем на нем определенные преимущества, предоставляя гарантии, что услуга будет оказана, а устройство — подключено.
«Таском» начинал с услуг пейджинговой связи. Возможны ли столь же кардинальные изменения в бизнесе компании?
Пока предпосылок для повторения ситуации мы не видим — еще лет пять фиксированной связи есть куда развиваться. Нужно быть гибким, подстраиваться под запросы клиента и двигаться дальше. Например, в альянсе с партнерами мы готовы предоставлять те же облачные вычисления.
И при этом оказываетесь посредине между партнером и подрядчиком. Не боитесь этой ситуации?
Клиент не испытывает никаких неудобств — мы берем на себя всю ответственность и решаем все вопросы, и обращается он с ними именно к нам. Если клиент будет получать одни услуги от одного оператора, другие от другого — вот тогда действительно могут возникнуть проблемы. Заказчики все чаще идут по пути наименьшего сопротивления, им проще общаться с одним оператором, чем тратить усилия и время на проработку каждого направления. Если он нашел партнера, который может предоставить ему весь пакет услуг за приемлемые деньги, то обратится еще не раз. Таких примеров в нашей практике очень много.
Кооперация с операторами позволяет увеличить прибыльность?
В принципе, да. У нас появляются дополнительные возможности расширить корзину услуг, предоставляемых клиенту, и за счет этого получить дополнительную прибыль.
Много говорится о том, что операторы виртуализируются. Все чаще поставку оборудования, разработку новых услуг и обслуживание сети они поручают вендору. Функции оператора сводятся к посреднической деятельности…
Мы используем мультивендорную сеть и благодаря этому можем предоставить абоненту тот набор услуг, который им востребован. Если сеть построена на оборудовании одного производителя, то некоторые запросы клиентов могут быть не удовлетворены или решены не оптимальным образом. Наше главное преимущество заключается в умении гибко подстраиваться под нужды клиентов, будь то услуги связи или нестандартные запросы, не всегда даже связанные напрямую с телекоммуникациями.