Области применения технологии М2М расширяются в геометрической прогрессии: это уже не только банкоматы и платежные системы, но и мониторинг подвижных объектов, системы безопасности, промышленная телеметрия, вендинг.

 

Еще совсем недавно, каких-то 10 лет назад, сотрудники предприятий использовали мобильную связь, причем исключительно голосовую и SMS, только для общения с коллегами. С развитием сетей и технологий операторы стали предлагать мобильный Интернет и сопутствующие услуги, а также огромное количество дополнительных продуктов, которые с каждым годом позволяют решать все больше бизнес-задач. Однако по большей части все по-прежнему ограничивается коммуникациями между людьми.

Между тем у беспроводной связи появилась другая перспективная область применения — коммуникации между машинами, которых в обозримом будущем станет намного больше, чем людей. Речь идет о технологиях Machine-to-Machine (M2M), то есть о передаче данных от оборудования с целью мониторинга и управления удаленными объектами. Конечно, технология М2М в том или ином виде используется достаточно давно. Так, например, некоторые банки устанавливали SIM-карты в свои банкоматы еще в конце 90-х. Однако значимые масштабы технологии М2М-коммуникации стали приобретать только в наше время.

Области применения технологии расширяются в геометрической прогрессии: это уже не только банкоматы и платежные системы, но и мониторинг подвижных объектов (будь то корпоративный автопарк или любые другие перемещающиеся объекты), системы безопасности («умный офис», датчики сигнализации и т. д.), промышленная телеметрия (счетчики и датчики по сбору параметрической информации и дистанционного управления объектами в промышленности, энергетике, ЖКХ и других областях), вендинг (автоматы по продаже напитков, газет и проч.).

Более того, сейчас активно развиваются сегменты потребительской электроники (распространение навигаторов, персональных трекеров, устройств для чтения электронных книг и т. д.) и услуг здравоохранения. Так, например, в Европе и Северной Америке медицинские центры стали осуществлять дистанционный мониторинг состояния здоровья, благодаря чему их клиенты могут отказаться от пребывания в стационаре или гораздо раньше покинуть лечебное учреждение. Пациенту выдают специальный браслет, а медицинский центр контролирует физическое состояние своих клиентов, получая необходимые данные о параметрах давления, сердцебиения, уровня сахара в крови и т. п., которые отправляются с заданной периодичностью.

Использование М2М дает очевидные преимущества. Во-первых, возможность мониторинга и управления удаленными объектами, до которых невыгодно прокладывать проводную связь. Во-вторых, возможность оперативно и достаточно просто подключать новые устройства без дополнительных затрат. Ну и наконец, это управление объектами там, где использование проводов невозможно в принципе (например, для мониторинга ситуации на транспорте). Названные преимущества позволяют находить такие решения для бизнес-задач, которые раньше представлялись либо фантастическими, либо неэффективными.

Так какие задачи позволяет решить технология М2М предприятиям малого и среднего бизнеса? За конкретными примерами далеко ходить не надо. Когда посетители кафе или ресторана расплачиваются кредитной карточкой, то для подтверждения платежа клиенту необходимо ввести персональный идентификационный код (PIN). Официант может попросить подойти к кассе для выполнения этой процедуры, но если он предложит воспользоваться беспроводным POS-терминалом, то какой посетитель не оценит возможность подтвердить платеж, не вставая из-за стола? Растет эффективность обслуживания, а значит, и лояльность клиентов, что ведет к увеличению прибыли.

Преимущества беспроводной передачи данных по достоинству оценили компании, которые работают на рынке платежных систем. Большая часть терминалов оплаты имеют доступ в сеть через SIM-карту, что позволяет устанавливать их практически в любом месте — было бы электричество. Это позволяет быстро расширить зону присутствия и получить рост валового дохода.

Еще один пример — грузоперевозки. На первый взгляд, сегмент достаточно узкий — крупные транспортные и логистические конторы уже не первый год занимаются этим бизнесом и давно используют те или иные инструменты оптимизации своих бизнес-процессов. Но если взглянуть шире, окажется, что почти у каждой компании в любой отрасли есть корпоративный транспорт — хотя бы один автомобиль. Собственный автопарк зачастую позволяет решать крайне важные задачи, но при этом расходы на его содержание весьма существенны, и все компании стараются их сократить.

Речь идет не только о нецелевом использовании или классическом перерасходе топлива. Очень часто от того, как организована работа автопарка, зависит эффективность самого бизнеса, то есть размер прибыли. Например, одна из сетей кофеен в Москве благодаря системе мониторинга транспорта решила сразу несколько задач. Среди разных проблем, с которыми столкнулась компания, были и задержки с доставкой продуктов. Каждая машина должна была объезжать четыре-пять кофеен до того, как наступит время бизнес-ланча, но фактически на третий или четвертый объекты машины приходили с большим опозданием, а на последний настолько поздно, что продукты были либо уже испорчены, либо не находили спроса. Это оборачивалось прямыми потерями и недополученной прибылью.

Попытки найти «слабое звено» ничего не дали: как утверждали водители, они приезжают вовремя, но разгрузка всегда задерживается, а управляющие настаивали на том, что груз принимается по регламенту, то есть в течение 15 мин, но машины опаздывают. После установки на автомобили систем мониторинга регламент стал соблюдаться, вдобавок удалось оптимизировать маршруты — оказалось, что машины могут объехать на два объекта больше, чем раньше, и это позволило продать часть автопарка. Можно привести немало подобных примеров: это компании, занимающиеся инкассацией (им приходится решать задачи обеспечения дополнительной безопасности), таксопарки, получающие более удобные возможности для управления своим транспортом, предприятия, использующие спецтехнику, и т. д.

Отдельно стоит отметить решения в соответствии с концепцией «умный офис», которые позволяют контролировать стационарные объекты без посторонней помощи. «Умные» камеры зафиксируют движение там, где его быть не должно, и оповестят об этом; датчики сообщат о том, что открыта дверь, окно, жалюзи или не выключен свет после заранее определенного времени. Эти и многие другие функции доступны уже сейчас, и их число будет стремительно увеличиваться.

Операторы «большой тройки» оценили перспективность нового рынка в отношении расширения абонентской базы. И если специальные тарифные планы, рассчитанные исключительно на передачу данных, они представили достаточно давно, то теперь вводятся дополнительные услуги и продукты, призванные упростить работу с SIM-картами. Так, например, сделал «ВымпелКом», запустив в конце прошлого года специальную платформу М2М. Она позволяет корпоративным клиентам самостоятельно управлять своими SIM-картами. Подобную платформу собирается запустить и МТС.

Операторы движутся и в сторону предоставления комплексных М2М-услуг от своего имени, например по мониторингу транспорта. Это только подчеркивает рост интереса «большой тройки» к данному рынку, что влечет за собой появление новых продуктов и позволит получить максимальную отдачу при использовании решений М2М для достижения бизнес-целей.

Сергей Балашов — менеджер по продуктам телематических решений и сервисов «Вымпелкома».