История Edge-Core типична для тайваньской компании. Накопив опыт в производстве и техническом сопровождении продукции известных вендоров, ODM/OEM-производитель Accton решил вывести на рынок собственный бренд Edge-Core. Для этого было создано отдельное подразделение, которое в 2010 году было преобразовано в компанию Edge-Core. Как видно из названия, она предлагает решения как для границы, так и для ядра сети. Помимо этого, под брендом SMC, который в свое время был хорошо известен в России, выпускается линейка устройств для SMB. Однако основная доля оборота приходится на решения операторского класса. На российском рынке, где Edge-Core официально присутствует с 2007 года, в первую очередь спросом пользуются ее решения доступа. Наряду с продуктами для агрегации компания намерена продвигать комплект для обеспечения безопасности жилища, который оператор мог бы предлагать как услугу. Об актуальности такого предложения говорит, например, решение «Видеоконтроль» для удаленного наблюдения за помещениями, недавно представленное «Билайном». О решениях Edge-Core в интервью нашему журналу рассказывает Антон Соколов, региональный менеджер Edge-Сore Networks Corporation в России и СНГ.
Журнал сетевых решений/TELECOM: Бренд Edge-Core менее известен в России, чем принадлежащая Accton марка SMC. Почему акцент делается на продвижении Edge-Core, ведь часть решений обоих брендов пересекается?
Антон Соколов: Группа компаний Accton, будучи ODM/OEM-производителем, поставляет и разрабатывает комплектующие изделия для решений Cisco, Juniper, 3Com/HP, Huawei и пр. Получив определенный опыт в этой области, в том числе по техническому сопровождению выпускаемых продуктов, Accton решила создать собственную марку — в результате появился бренд Edge-Core. В 2010 году на базе подразделения Edge-Core в Accton была образована одноименная компания, и формально в России бренд SMC находится под контролем Edge-Core (Accton приобрела американскую компанию SMC в 1997 году). Продукция SMC ориентирована на сегмент SOHO и домашних пользователей, тогда как решения Edge-Core предназначены для операторов сетевых услуг. Какие-то решения действительно пересекаются, например коммутаторы доступа, но в целом они предназначены для разных региональных рынков.
TELECOM: При открытии представительства Edge-Core в России в 2007 году заявлялось, что в первую очередь компания намерена заняться продвижением продуктов FTTH. На каких направлениях компания сосредоточена сейчас и какие категории заказчиков представляют для вас наибольший интерес?
Соколов: У нас нет ярко выраженного акцента в пользу какой-либо технологии — мы предлагаем широкий спектр решений FTTx. Представительство начинало с поддержки определенного проекта конкретного партнера. Теперь же представительство проводит независимую политику в интересах всех наших российских партнеров и клиентов. Наша задача — установить общие правила игры и оказывать помощь в реализации проектов, и мы добились результатов в этом направлении.
Мы предлагаем различные продукты для операторов связи, и в наших продажах, конечно, весьма значительна доля медных решений для доступа, но есть успехи в продажах и оптических решений — как для доступа, так и для агрегации. Изначально наше оборудование разрабатывалось для операторов связи и уже работает в различных сетях многих регионов. В настоящий момент мы сосредоточены на больших, ответственных проектах, где нам также есть что предложить. Устройства Edge-Core считаются достаточно надежными и при этом имеют привлекательную для клиентов цену.
TELECOM: Каково соотношение между продажами продуктов операторского класса и корпоративных решений?
Соколов: Наибольшим спросом пользуются решения для операторов, так как сам рынок крупнее, а на корпоративный сегмент приходится всего 10–15% нашего оборота в России. Не буду скрывать, что всего несколько крупных проектов, выполненных по заказу операторов, позволяют сделать основной объем годовой выручки. Вместе с тем у нас есть очень интересные решения для корпоративного рынка — например, весьма привлекательный по цене коммутатор для центров обработки данных ECS5510-48S на 48 портов 10 Gigabit Ethernet. Кроме того, имеется линейка для оснащения малых офисов, в частности 8-портовый коммутатор ES3510MA — это управляемое дешевое решение подойдет для расширения сети малого офиса. А также есть линейка коммутаторов операторского класса (Carrier Grade), где реализованы функции высокой надежности, удобный интерфейс, питание AC и DC, «сухие» контакты. Наконец, мы предлагаем беспроводные решения индустриального класса, имеющие увеличенную зону покрытия, которые могут использоваться на открытом воздухе.
TELECOM: По прогнозам экспертов, в ближайшие годы наибольшими темпами будет расти рынок коммутаторов 10GbE для ЦОД. Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке? Что поможет Edge-Core конкурировать с крупными вендорами, которые тоже нацелены на этой сегмент?
Соколов: В настоящее время линейку коммутаторов 10GbE у нас открывает серия ECS5510, в которой уже был реализован коммутатор с 48 портами ECS5510-48S. В этом году планируется расширить серию за счет моделей с меньшим числом портов — 8 и 24. Компания Accton работает давно и напрямую с производителями чипсетов. Нашим основным партнером является израильская компания Marvell. Причем ее специалисты работают непосредственно на Тайване, поэтому взаимодействие очень тесное. Accton собирает максимально полную и ценную для Marvell информацию о том, что нужно рынку, и далее реализует ее в совместных продуктах — например, таких, как коммутатор ECS5510-48S. Выбор чипсета важен для операторов связи, так как надежность и стабильность работы коммутатора в сети во многом определяются именно чипсетом.
TELECOM: Cisco объявила, что 2012 год пройдет под знаком IPv6. Edge-Core выпускает коммутаторы с поддержкой IPv6. Это дань моде или отражение реальной потребности рынка?
Соколов: Формировать тренды — прерогатива крупных мировых вендоров. Компании такого масштаба, как наша, обычно следуют в русле общих тенденций. Действительно, у нас имеются новые коммутаторы доступа, такие как ECS3510-26T и ES3528MV2 с поддержкой функционала IPv6 еще c прошлого года.
Конечно, проблемы с ограниченностью адресного пространства IPv4 общеизвестны. На российском рынке повсеместная потребность во внедрении IPv6 еще пока не сформировалась. Однако крупные компании, прежде всего операторы, понимают, что впоследствии все оборудование придется менять, и если они сейчас не позаботятся о внедрении функционала IPv6 в текущих проектах, то в будущем придется платить дважды. Что касается небольших компаний, то мы пока не видим какой-либо текущей надобности в подобных решениях, тем более что их подход в большинстве случаев состоит в получении максимальной прибыли и окупаемости сети «сейчас», для чего капитальные затраты требуется свести к минимуму.
Начиная с текущего года, практически все крупные тендеры предусматривают поддержку IPv6. При этом надо отметить, что операторы весьма активно стали приобретать решения с высокой плотностью портов, причем далеко не у всех вендоров, даже крупных, такие продукты поддерживают IPv6. Сегодня поставщики микросхем только приступают к реализации поддержки IPv6 в чипсетах для 48-портовых решений: в отличие от 24-портовых устройств, она заявлена у многих на бумаге, а на деле только ожидается.
TELECOM: Одной из особенностей российского рынка было наличие мелких операторов домовых сетей. Какова ситуация на рынке сейчас и какие тенденции прослеживаются с точки зрения используемых технологий реализации сетей и организации доступа?
Соколов: Из общения с клиентами и партнерами могу сказать, что, конечно, «ветер дует» в сторону оптики. Те, кто хотят быть конкурентоспособными, рассматривают также оптические решения до абонента при расширении своей сети. Надо отметить, что на рынке нет пока четкого понимания, какое решение выбрать, что лучше и дешевле: использование оптических коммутаторов Ethernet (WDM) или технологии пассивных оптических сетей (GPON) — в большинстве случаев выбор обусловлен сложившейся инфраструктурой сети. «Ростелеком», к примеру, активно развивает технологию GPON?— центром компетенции по этой технологии является Северо-Западный филиал. В сторону GPON смотрят уже и небольшие операторы. Но ряд крупных компаний продолжают строить оптические сети Ethernet с использованием технологии WDM. Иначе говоря, операторы пытаются нащупать баланс между ценой за оптику и предоставляемыми возможностями.
У нас есть несколько заказов на решения с использованием WDM, но, думаю, в глобальном плане будущее за GPON. Характерные для него ограничения по масштабированию можно преодолеть за счет использования GPON в комбинации с другими технологиями, например на клиентском уровне. У нас есть интересное недорогое решение ONT небольшого размера — ECB2110-1G1 с одним гигабитным медным портом, через который далее можно подключать обычные домашние маршрутизаторы с телефонией и ТВ-приставки. В комплексе это решение ниже по стоимости.
TELECOM: А что за решения для безопасности предлагает Edge-Core?
Соколов: Конкуренция между операторами возрастает. Каждый из них стремится выделиться за счет своих предложений. В свое время возникла идея «умного дома», родились технологии, но их реализации остаются довольно дорогими. Мы разработали решение, с помощью которого операторы могли бы предоставлять «умный дом» как услугу, за которую взимается абонентская плата. Его уже используют несколько провайдеров в США, а также европейские, такие как British Telecom и Swisstelecom.
Это решение представляет собой готовый набор, состоящий из устройства управления и датчиков. К головному устройству в виде гаджета с сенсорным экраном подключаются по беспроводному протоколу различные датчики: видеокамеры, датчики объема, утечки воды, дыма, открытия дверей, температуры и т. д. Вся собранная информация пересылается через точку доступа WiFi на сервер оператора, и, находясь в любой точке мира, вы через Web-страничку оператора можете узнать, что происходит у вас дома. Соответствующее приложение также написано и для iPhone.
TELECOM: Какие еще решения Edge-Core планирует продвигать на российском рынке?
Соколов: У компании довольно неплохие показатели в области продаж оборудования доступа, но хотелось бы расширить наше присутствие и в сегменте агрегации. В настоящий момент многие операторы могут себе позволить затраты на более дорогое оборудование на уровне агрегации, и мы часто идем в тандеме с известными вендорами в проектах. Эта ситуация сложилась давно, и переломить ее оказалось довольно сложно. Однако с появлением новых решений, таких как ECS4660-28F, с удобным модульным интерфейсом, включающим дополнительные порты для каскадирования 10G (uplink), вентиляторы, резервное питание, мы с уверенностью готовы участвовать в любых серьезных проектах.
К слову, у нас также имеется оборудование операторского класса (Сarrier grade), которое отличается высоким уровнем надежности и малым временем отклика. Есть гигабитные и стомегабитные решения, с оптикой и без, с различной плотностью портов. Интересно решение ECS4810-12M с 12 гигабитными комбопортами для корпоративного сегмента, где
в зависимости от требований могут быть задействованы либо оптические, либо медные порты. Например, «Ростелеком» проявлял интерес к таким решениям для предоставления услуг своим корпоративным клиентам. Кроме того, выпускаются коммутаторы с питанием от постоянного тока (DC). Такие решения приобретаются операторами для реализации системы резервного энергоснабжения.
Наконец, у нас есть решения PoE, где можно выделить интересный управляемый 8-портовый коммутатор ECS3550-10TD с питанием через порт (технология Power Device 802.3af PD), то есть он сам получает питание по PoE на любой порт. Это решение также может быть интересно нашим корпоративным клиентам.
TELECOM: Каковы основные достижения Edge-Core на российском рынке и в чем вы видите дальнейшие перспективы развития компании?
Соколов: На данный момент мы занимаем стабильную нишу, и в среднем (за исключением кризисного года) наш бизнес растет вместе с рынком на 20–30% в год. Это связано с общим развитием сетей, а не c тем, что мы увеличиваем свою долю на рынке. Надеюсь, нам удастся удержать набранные темпы и даже, возможно, увеличить их за счет доли конкурентов: крупным компаниям все труднее удерживать свои позиции, к тому же операторы стали лучше разбираться в предлагаемом оборудовании, особенно это касается его качества и надежности. Наши продукты будут и далее обеспечивать требуемые операторами функции — в частности, поддержку IPv6, ITU-T G.8032 Ethernet Ring Protection Switch, MVR, Selective QinQ. Мы стараемся быть гибкими в решениях, и в этом заключается наше преимущество.