Современные коммуникационные платформы объединяют используемые ранее по отдельности коммуникационные технологии, такие как телефония, передача видео, разделение данных, индикация присутствия и чаты, и дополняют спектр коммуникационных возможностей социальными средами вроде Facebook, Twitter или Google Plus. Для подключения пользователя к различным средам наилучшим образом подходят открытые решения.

 

Сотрудники предприятий сегодня пользуются самыми разнообразными устройствами для обеспечения связи: стационарный телефон на письменном столе, мобильный для доступности вне рабочего места, еще, возможно, Blackberry или iPhone для электронной почты и чатов или даже планшетный ПК для доступа к сети Web и участия в видеоконференциях. Благодаря активно внедряемой в последние годы оптимизации коммуникационных технологий, или унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC), все эти разнородные среды часто оказываются каким-либо образом взаимосвязаны. Мало того, различные коммуникационные средства социальных сетей тоже все активнее внедряются на платформах UC. Ландшафт, ранее состоявший из отдельных устройств, теперь ежедневно дополняется новыми мостами между ними.

Обратная сторона этой достаточно положительной в целом тенденции заключается в том, что она часто порождает новые зависимости: порой оказывается, что решения для унифицированных коммуникаций предстают в виде замкнутой экосистемы, в которой пользователь вынужден довольствоваться четко установленными путями и определенными коммуникационными средствами. Если предприятие, где реализована подобная система, вступает в отношения с новым деловым партнером, к примеру поставщиком, то это грозит столкновением двух изолированных миров унифицированных коммуникаций. В итоге может случиться так, что — как и прежде — единственным общим средством общения, кроме телефона, окажется электронная почта.

Если, благодаря победоносному шествию протоколов IP в сфере обмена данными, уже давно утвердились стандарты, общие для всех производителей, то в области телекоммуникаций разработчики еще долго варились в собственном соку. С распространением технологии передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) на роль базового телекоммуникационного стандарта уже много лет претендует протокол инициирования сеансов (Session Initiation Protocol, SIP), однако долгое время он не получал всеобщего признания. Причина скептического отношения к SIP кроется в описании этого стандарта: в среде, где крупные производители телекоммуникационных систем порой щеголяют несколькими тысячами функций и характеристик услуг, SIP определяет лишь 19 функций (для 17 характеристик услуг). Поэтому не стоит удивляться, что эта коммуникационная модель, иногда уничижительно именуемая как «стандарт для звонков и обычных разговоров», в кругах специалистов в области телекоммуникаций поначалу не воспринималась всерьез.

Хотя SIP действительно значительно ограничил объем доступных функциональных свойств, он привнес в мир телекоммуникации то, чего не было в старых закрытых решениях: мультимедийность. Даже предлагая 5 тыс. функций, поставщики телекоммуникационных систем всегда ориентировались только на один коммуникационный канал: голосовой. А протокол SIP при всей своей простоте позволяет интегрировать такие функции, как службы мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging), чаты, информация о присутствии собеседников и т. д. Этот протокол впервые предоставил возможность реализовать связь, охватывающую все среды.

Еще один важный момент: SIP наконец-то позволил объединить корпоративные и операторские функции, как это видно на примере мобильных телефонов. Судя по всему, достигаемая с помощью SIP интеграция корпоративных и провайдерских сетей приведет к еще более тесному переплетению их функций. Можно предположить, что в будущем операторы сотовой связи станут предлагать помимо своих классических услуг еще и широкий ассортимент привлекательных хостинговых решений. Это значит, что все операции, которые до сих пор выполнялись на принадлежащих компаниям серверах и в системах унифицированных коммуникаций, перейдут в ЦОД сервис-провайдеров, а пользователи будут получать необходимые им решения в виде облачных услуг. В этом варианте предложения наподобие сервиса Centrex, ранее потерпевшие почти полное фиаско, а позднее добившиеся лишь скромного успеха в виде IP-Centrex, наконец-то смогут получить распространение. А SIP обеспечит необходимый для этого базис.

Что касается функционала, в настоящий момент некоторые производители склоняются к тому, чтобы использовать протокол SIP для сигнализации, а основную массу функций по-прежнему реализовывать посредством собственных протоколов, «упакованных» в SIP. Но на практике это означает лишь попытку преподнести старые решения в новой обертке, и такие системы вряд ли помогут предприятиям полностью реализовать весь потенциал стандарта SIP и обеспечить открытость для других производителей и конечных устройств.

ОСНОВАТЕЛЬНАЯ УБОРКА

Другой путь заключается в том, чтобы включить в систему функции, отсутствующие в протоколе SIP, при помощи стандартизированных интерфейсов приложений. Классическим примером является часто упоминаемая возможность прямого соединения между руководителем и его секретарем, которой нет в SIP. Небольшое приложение Web, аналогичное приложениям для смартфонов, смогло бы восполнить этот пробел с помощью средств HTML5. Кстати, в современных офисных структурах эта функция востребована все реже, равно как и не менее 4,5 тыс. других функций из ориентировочно 5 тыс., встречающихся в старых телекоммуникационных системах.

Многие производители соответствующих решений упускают хорошую возможность проредить непроходимые джунгли избыточных опций в пользу более простого и наглядного управления — и это при том, что, как показывают многолетние тематические исследования, более 90% всех функций, представленных в телекоммуникационных системах, никогда не оказываются востребованными. А если потребность в той или иной функции когда-нибудь появится, то специальное приложение обеспечит точечное решение данной проблемы.

Таким образом, эффективная стратегия для реализации телекоммуникационной среды, открытой для различных производителей и конечных устройств, должна ориентироваться на сквозное использование протокола SIP, причем основной акцент следует делать на интеллектуальном объединении различных коммуникационных каналов, управляемых посредством SIP, таких как передача голоса и видео, чаты, системы индикации присутствия, совместное использование приложений и данных и т. д. Параллельно с этим установленная на предприятии платформа должна предоставлять стандартизированный интерфейс для приложений, позволяющий по мере необходимости подключать дополнительные функции, причем — в отличие от старых телекоммуникационных систем — не только для голосовой связи, но и для всех других способов пользовательского взаимодействия, поддерживаемых протоколом SIP, — все это вместе с интеграцией операторских функций (см. Рисунок 1).

 

Приложения: новая магическая формула
Рисунок 1. Платформа для унифицированных коммуникаций способна интегрировать самые разнообразные среды и коммуникационные каналы — в идеале независимо от производителя.

 

В настоящий момент пока еще существуют трудности с интеграцией некоторых социальных сред, в частности Facebook и Google Plus, поскольку для этого в SIP не предусмотрено стандартизованных способов. Аналогично обстоят дела и с коммуникационными платформами, такими как Microsof Lync, где идея объединения каналов протокола SIP реализуется посредством нестандартного решения, с бульшими функциональными возможностями по сравнению с SIP.

В таких случаях интеграцию в открытую среду SIP можно реализовать только посредством специализированных коннекторов — инструментов, разработанных производителем платформы SIP, которые должны служить в качестве «переводчиков». У Alcatel-Lucent, к примеру, эта проблема решается с помощью двух вариантов ее платформы OmniTouch: версия под названием Multimedia Edition отвечает за все, что можно адресовать через SIP, а Federation Edition оснащена еще и дополнительными коннекторами для социальных сред и крупных проприетарных платформ вроде Lync.

Еще один весомый аргумент в пользу SIP вытекает из его способности предоставить службе безопасности на предприятии стандартизованную возможность анализа соединений. Пример: один из сотрудников, находящийся на вокзале в Берлине, хочет запустить с помощью своего планшетного компьютера сеанс видеосвязи с коллегой, работающим в головном офисе компании в Гамбурге. Таким образом, один из участников сеанса пользуется общественным Интернетом, в то время как другой подключен к частной сети, защищенной брандмауэром. Поскольку предприятие не допускает неконтролируемого трафика данных из внутренней сети во внешнюю и наоборот, то брандмауэр не позволит создать такое соединение.

ВСТРОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Решение этой проблемы обеспечивают специальные шлюзы, или так называемые пограничные контроллеры соединений (Session Border Controller, SBC), которые управляют потоком данных и контролируют его. Часто речь идет об отдельных устройствах, отслеживающих параллельно с традиционными брандмауэрами передачу данных в реальном времени, однако существуют и интегрированные решения.

Упрощенно контроллеры SBC можно назвать специализированными брандмауэрами для голосового и видеотрафика, которые дополнительно выполняют функцию «переводчика» адресов между отдельными средами, а при необходимости и версиями протокола IP.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ SIP

Без стандарта SIP организация соединений была бы очень сложной и трудоемкой, ведь для этого контроллер SBC должен был содержать все нестандартные протоколы различных производителей, поскольку невозможно предсказать, какие именно устройства будут задействованы в ходе диалога. Таким образом, в нынешней глобальной и очень динамичной коммуникационной среде с постоянно меняющимися конечными устройствами SIP является незаменимой платформой, которая позволяет обеспечить открытость этой среды экономически выгодным способом.

Рене Принц-Шельтер — руководитель отдела предпродажной подготовки в компании AlcatelLucent Deutschland.