Сейчас компаниями решаются во многом те же задачи, что и 10-15 лет назад, просто уменьшился выбор инструментов и локализовался рынок. Проблема в том, что задача замены ИТ-систем встала неожиданно и перед всеми одновременно. Как адаптироваться в сложных условиях, не закрыв себе пути к развитию, обсуждали в ходе форума «Пульс цифровизации», организованного FCongress. В рамках состоявшихся дискуссий обсуждения ожидаемо сфокусировались вокруг двух тем: импортозамещение и искусственный интеллект. Как отметили участники, у них есть общая черта: в подавляющем большинстве рынок замер, ожидая правильного момента для внедрения соответствующих решений.

Как констатировал Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group, самая большая проблема сейчас – что делать с ландшафтом используемых решений с учетом произошедших изменений на рынке. Крупные и средние ретейлеры применяли много зарубежных систем. Сейчас они не поддерживаются, и нужно принимать очень серьезные инвестиционные решения. Любая компания годами выстраивала свои процессы и не хочет эти наработки терять.

Рынок в ожидании «правильного момента»
Тихон Смыков: «Создавать в течение года новую систему и переходить на нее, параллельно неся огромные операционные риски, готов далеко не каждый. Меня как руководителя больше всего беспокоит именно операционный вопрос, и совершенно неочевидно, как его решать»

«У нас тоже почти везде SAP. С одной стороны, все работает, но эксплуатация связана со все большими издержками. Любые изменения процессов даются все тяжелее, обходятся дороже и проходят дольше», — признал Смыков.

Огромное число компаний стоит перед необходимостью радикальной перестройки, и все ждут «правильного момента» — ведь это огромные инвестиции и риски. Создавать в течение года новую систему и переходить на нее, параллельно неся огромные операционные риски, готов далеко не каждый. «Меня как руководителя больше всего беспокоит именно операционный вопрос, и совершенно неочевидно, как его решать», — сказал Смыков.

«Эмоции относительно импортозамещения понятны – жалко и денег, потраченных на зарубежные решения, и десятилетних усилий по выстраиванию ИТ-ландшафта. Однако можно сколько угодно расстраиваться, но реалии таковы, что теперь придется тратить ресурсы на отечественное и строить все заново», — заявил Сергей Путятинский, заместитель генерального директора Национальной системы платежных карт (НСПК). Государство будет давить дальше, пытаясь окупить и свои, и частные инвестиции в локальное производство. Нельзя, как нерадивый студент перед сессией, зарывать голову в песок, откладывая до последнего, и ожидать окрика от регулятора. Процесс должен проходить постепенно, и тогда он будет не слишком сильно влиять на бизнес.

Инертность, ресурсы и доверие

Большинство компаний откровенно не желают вносить серьезные изменения в ИТ-ландшафт. Какие же факторы мешают переходу на новые решения?

«Время и деньги – это то, чего не хватает и бизнесу, и государству, чтобы вывести нас на уровень передовиков», — считает Кирилл Алифанов, заместитель генерального директора по ИТ «Шереметьево». И кроме того, нужно стратегически оценить, куда следует идти российскому рынку – честно догонять зарубежных лидеров или следовать своим путем, надеясь «срезать круг».

По мнению Сергея Крылова, вице-президента по развитию технологического бизнеса «Сбера», рынку катастрофически не хватает доверия. «Мы все бежим вперед, и каждый надеется исключительно сам на себя. Мы не доверяем большим, потому что они большие, а маленьким – потому что они маленькие. Каждый пытается изобрести велосипед с нуля, и на это не хватает ресурсов», — сказал Крылов. Пока компании не научатся доверять друг другу, в том числе критические куски бизнеса и его цифровизацию, они будут в вечном цейтноте. И в дальнейшем развитие российского рынка будет сильно сдерживать слабое проникновение облаков. По словам Крылова, привычка компаний делать все своими силами и на своей площадке наносит рынку большой вред.

«Дефицит кадров мы создали себе сами, бросившись реализовывать одно и то же в огромных количествах», — согласился Михаил Матюшин, генеральный директор Nexign. Отдельные классы продуктов представлены десятками и даже сотнями решений. Но отсутствие ресурсов – не повод останавливаться в развитии. Наоборот, это повод для того, чтобы становиться более эффективным.

Как прокомментировал Путятинский, это нынешний феномен – в условиях нехватки ресурсов создавать десятки копирующих себя решений. Но в условиях кадровых ограничений мы живем уже давно: про нехватку ИТ-ресурсов говорят уже лет 15, и за это время многое поменялось, особенно в финансах и госуправлении, поэтому проблема не в ресурсах.

Рынок в ожидании «правильного момента»
Сергей Путятинский: «Скорее, проблема не в ресурсах, а в инертности мышления. Люди склонны долго осознавать происходящие изменения и не хотят менять то, что так долго создавали»

«Скорее, проблема не в ресурсах, а в инертности мышления. Люди склонны долго осознавать происходящие изменения и не хотят менять то, что так долго создавали», — считает Путятинский. В пандемию внезапно оказалось, что возможна «удаленка», причем без потери эффективности. Инструменты взаимодействия были уже готовы, но потребовалась пандемия, чтобы организации начали их активно применять и поменяли модель работы. И это дало огромный эффект с точки зрения мотивации людей.

С импортозамещением наблюдается та же картина. В апреле 2022 года все уже было предельно ясно. Однако в менеджменте крупных финансовых компаний до 2023 года говорили, что надо короткий период пережить на параллельном импорте, а потом «все вернется». Нерешительность и неготовность выходить из зоны комфорта мешает внедрять даже то, что уже давно существует.

«Однотипных продуктов в России появилось действительно многовато. Как интегратор мы тщательно анализируем их, и по всем категориям, которые внедряем, мы не видим более трех-пяти продуктов, у которых действительно есть будущее», — описал ситуацию с отечественным ПО Валентин Губарев, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Крок». Как отметил он, замещаются крупнейшие экосистемы с огромным набором решений, глубоко интегрированных между собой. Российские продукты даже не приближаются к такому состоянию – любое решение будет сборным, и даже внутри продуктов одного вендора нет привычного уровня интеграции. Но это вопрос исключительно времени и приоритетов: если в продукте отсутствует важный для заказчиков функционал, то в первую очередь вендор будет заниматься его разработкой. А через 3-4 года уже вполне реально добиться и необходимого уровня интеграции.

Применение ИИ – навык будущего

Всем российским компаниям приходится «играть в две игры»: адаптироваться к новым правилам и новым инструментам, и заниматься технологическим развитием. В том числе в условиях распространения генеративного ИИ. По поводу последнего идут споры: одни считают, что он изменит мир, а другие ожидают, что этот пузырь вскоре лопнет. Но все сходятся в том, что его наличие сильно влияет на принятие решений и выбор векторов развития.

«Можно и нужно делать ставку на ИИ, и мы это обозначили в своей стратегии. Это то, что нам поможет сделать рывок и как банку, и как ИТ-вендору», — уверен Крылов. Сейчас важно искать сценарии реального применения генеративного ИИ в бизнесе. Во-первых, уже реально работают ИИ-помощники для разработчиков и тестировщиков – на написании кода экономится до 30% времени разработчиков. Второе направление – все, что связано с обращениями клиентов. Пока технологии еще не находятся на том уровне зрелости, чтобы полностью заменить людей, но для первой линии поддержки вполне достаточны.

Рынок в ожидании «правильного момента»
Сергей Крылов: «Можно и нужно делать ставку на ИИ, и мы это обозначили в своей стратегии. Это то, что нам поможет сделать рывок и как банку, и как ИТ-вендору»

В ретейле уже давно наблюдается тренд на автоматизацию обслуживания покупателей (голосовые ассистенты и чат-боты) и генерацию контента с помощью ИИ. Причем это проекты, которые не нуждаются в координации со стороны менеджмента.

«Сотрудники просто приходят на работу и начинают применять ИИ с целью повышения собственной эффективности, без ведома руководства. У нас произошло так же – очевидно, технологии проникли в жизнь сотрудников», – рассказал Смыков. Причем применение ИИ происходит не только в рутинных процессах вроде создания карточек товаров, но и у дизайнеров в довольно дорогостоящих рекламных кампаниях.

Как считает Смыков, важно заниматься популяризацией ИИ, в частности, больших языковых моделей, среди персонала, особенно с учетом неплохого развития российских решений в этой области. Их использование – ключевой «навык будущего», повышающий конкурентоспособность каждого профессионала – от мелкого менеджера до директора.

«Шереметьево – передовой аэропорт, мы тоже держим руку на пульсе и тоже хотим ИИ. Но, к сожалению, пилотные проекты показывают не только ментальную незрелость заинтересованных лиц, но и неготовность технологии», — признал Алифанов. Зачем компании цифровой помощник за несколько десятков миллионов, если он не поможет ни снизить количество персонала, ни радикально повысить точность прогнозов? Среди коммерческих компаний мало желающих за свой счет тестировать новые ИИ-решения, добиваясь их эффективности.

«Важна цифровая зрелость и готовность компании к инновациям. И даже не в сопротивлении пользователей, а в осознании, где находится компания и какие усилия нужно приложить, чтобы попасть в целевую точку», — полагает Дмитрий Суровец, вице-президент по ИТ Fesco.

Когда в компанию приходит вендор и предлагает решение, часто от бизнес-заказчиков приходится слышать: «Три года назад мы это пробовали, не зашло». Но ведь за три года многое изменилось, технологии были другими, да и жили мы совсем по-другому. Возможно, тогда действительно технология или люди были не готовы. Многие решения сейчас достойны того, чтобы получить второй шанс.