Будущее рынка больших данных и перспективы основанных на них технологий обсудили в рамках визионерского вечера Ассоциации больших данных. В его ходе Анна Серебряникова, президент АБД, подвела итоги первым шести годам работы и поделилась дальнейшими планами.

Одной из первых целей АБД стало формирование Кодекса этики использования данных. «Наш кодекс – это не только GR. Мы создаем смыслы, завоевываем доверие людей, двигаем вперед рамки развития российской индустрии данных», – отметила Серебряникова. Со времени создания к Кодексу присоединились более 50 компаний.

Экономика становится… датаномикой?
Анна Серебряникова: «Наш кодекс – это не только GR. Мы создаем смыслы, завоевываем доверие людей, двигаем вперед рамки развития российской индустрии данных»

Прогноз, гласивший, что за данными будущее, полностью оправдался, и даже был превзойден, особенно с учетом запуска национального проекта «Экономика данных». В дальнейших планах АБД – создание биржи данных в рамках БРИКС, запуск центров компетенций по промышленным данным и формирование стратегии развития рынка больших данных до 2030 года.

Как подчеркнул Григорий Борисенко, заместитель главы Минцифры, за большими медийными инициативами 2024 года в тени остались те решения, которые в реальности будут определять будущее. Во-первых, это коммерциализация стратегии электронного правительства, в частности СМЭВ. Это прорывная инициатива с точки зрения оптимизации работы: максимально расширен спектр данных, предоставляемых бизнесу со стороны государства. Она обеспечивает их демократизацию и использование в тех точках, где они нужны. Второе важное изменение произошло в Законе о статистике. Меняется сам подход к взаимодействию с бизнесом, его целью является повышение качества данных и упрощение правил их оборота.

Экономика становится… датаномикой?
Григорий Борисенко: «Меняется сам подход к взаимодействию с бизнесом, его целью является повышение качества данных и упрощение правил их оборота»

«Чтобы продвинуть эти инициативы еще дальше, нам нужен лоббистский ресурс, важна ваша поддержка», – резюмировал Борисенко.

Как полагает Борис Рабинович, директор SberData, экономика через несколько лет превратится в полноценную «датаномику», и первые движения в этом направлении наблюдаются уже сейчас.

«Иногда полезно не учитывать нынешние ограничения, а подумать о будущем изменении мира. Именно поэтому Сбер занялся созданием прогноза технологий сразу до 2035 года», — поделился Рабинович. По мнению аналитиков Сбера, новые технологии будут развиваться главным образом в направлении повышения качества и продолжительности жизни. Они будут включать в себя импланты, беспилотники, роботы, инструменты виртуальной и дополненной реальности, биосенсоры, метавселенные и в целом охватят все направления жизни человека.

Человек будущего интегрирует в себя технологии не только на физическом, но и на ментальном уровне. Поэтому перспективные технологии базируются именно на науках о жизни. Разумеется, новые технологии подразумевают новые виды угроз, от которых человеку потребуется защита. С помощью данных можно будет манипулировать человеком, управляя сознанием через нейроинтерфейсы.

«Воспринимать устройства с ИИ лишь как инструмент – большая ошибка. Скорее, к ним нужно относиться как к новому, отдельному виду существ», – считает Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса». По его словам, важнейшим трендом становится не сам ИИ, а его воплощение, причем именно в виде человекоподобных роботов. Например, в Китае ожидают, что уже к 2027 году именно такие механизмы должны стать основой экономического роста страны.

Экономика становится… датаномикой?
Андрей Себрант: «Воспринимать устройства с ИИ лишь как инструмент – большая ошибка. Скорее, к ним нужно относиться как к новому, отдельному виду существ»

Продолжая метафору Стива Джобса, который назвал ПК велосипедом для разума, Себрант сравнил генеративный ИИ с паровым двигателем, способным совершить очередную промышленную революцию.

Алексей Мунтян, руководитель Privacy Advocates, призвал соблюдать баланс между дата-оптимизмом и дата-пессимизмом. Он напомнил, что уже произошло ужесточение ответственности за нарушения, связанные с персональными данными (ПДн), введен «цифровой оброк» для наполнения данными «госозера». В дальнейшем ожидается деприоритезация согласия пользователей как основания обработки ПДн, минимизация обработки ПДн через отраслевые стандарты, а также дифференциацию операторов ПДн на уполномоченных и «остальных».

«Данные – как деньги: они всегда перетекают из слабых рук в сильные», – констатировал Мунтян. Можно ожидать дальнейшую концентрацию обработки ПДн в крупных структурах, которым будет доверять государство, а остальные постепенно будут отодвигаться от этой деятельности.