Те, кто пользуется этой свободно распространяемой ОС, поют ей дифирамбы, но для каких целей на предприятии она сегодня действительно хороша? Стоит ли вкладывать ресурсы в ее освоение, и если да, то каким должен быть "график внедрения"?
Отнеситесь серьезно к подобным разговорам: может статься, через два года Linux вообще будут устанавливать в компании на все серверы.
А почему через два года, а не прямо сейчас? Несмотря на признание, завоеванное этой Unix-подобной ОС у технической интеллигенции, она пока не стала платформой для критически важных (mission critical) серверов. Однако качества, столь ценимые директорами информационных служб, появляются на глазах. Это мнение Уильяма Питерсона, директора по исследованиям клиентских и встроенных операционных сред из IDC. "Linux войдет в основную группу ОС в течение двух-трех лет, и тогда вместо 'А почему вы тратите наши ресурсы на Linux?' вас будут спрашивать: 'А почему вы не используете Linux?'"
Некоторые директора информационных служб уже изучили ситуацию и решили не ждать. Они обнаружили "нескрываемый секрет" Internet: свободно распространяемую ОС, которая очень редко рушится, работает на машинах в диапазоне от 386-го процессора до SPARC-серверов, которую легко править и модифицировать, которая свободно общается на IP, в администрировании подобна Unix и становится час от часу лучше усилиями тысяч программистов из разных стран. "Отец" Linux - финский программист Линус Торвальдс. Во время учебы в институте, в 1991 году, он написал ядро того, что потом стало называться Linux. Позже Торвальдс стал координатором свободной всемирной конфедерации добровольцев, добавляющих в эту ОС возможности типа поддержки драйверов SCSI или стандарта Posix, применяемого правительством США, - того, что сильно улучшило потребительскую ценность Linux.
Linux родился примерно так же, как и хорошо известный в мире Internet Web-сервер Apache. И то и другое - свободно распространяемые программы из категории "ПО открытых текстов", названной так потому, что такие программы доступны не только в откомпилированном виде. Любой желающий может скачать в Internet их исходные тексты и модифицировать по мере необходимости. С Linux это проделывалось не раз. Тысячи программистов отсылали в Internet свои добавления к этой ОС - начиная от мультимедийных версий дистрибутивов и кончая версиями для компьютеров SMP-архитектуры. Сейчас таким способом ведутся работы по добавлению самых разных возможностей: от файловой системы Windows NT до поддержки сетей ATM.
Другая категория разработчиков решила улучшать Linux за счет поддержки. Ряд компаний, из которых наиболее известны Red Hat Software и Caldera Systems, продают так называемые коммерческие версии Linux.
На деле это компакт-диск, где свободная ОС скомплектована с другим ПО открытых текстов, например Sendmail, подобранными утилитами, документацией и материалами технической поддержки. Такие диски продаются не дороже 50 долл., и каждый год их приобретает не менее 250 тыс. человек.
Но это число не может точно охарактеризовать популярность Linux по той причине, что невозможно отследить количество распространившихся свободных версий. Есть только оценки.
Например, Red Hat оценила осенью 1998 года число пользователей в 7 млн. 500 тыс., а Питерсон из IDC предположил, что оно может достигать 10 млн., учитывая ежегодный прирост в 20-50%.
Директора информационных служб предпочитают покупать коммерческие версии систем, поскольку они позволяют вести учет, невозможный при свободной перекачке из Internet. Питерсон не оспаривает того, что поддержка ОС Internet-сообществом вполне работоспособна, но указывает, что директорам нужно знать, кого призвать к ответственности.
По его мнению, Linux не станет ОС для критически важных серверов, если не будут выполнены четыре фактора.
Первое условие: за ОС должны стоять поставщики. И они появляются довольно быстро. Так, Caldera и Red Hat поставляют не только CD-ROM с системой, но и курсы обучения, как бы сигнализируя директорам о наличии полнофункциональной программы обслуживания. Те же фирмы делают надстройки над Linux, рассеивая понемногу сомнения в удобстве администрирования и стыкуемости с существующей инфраструктурой.
Второе условие реализуется не так быстро: это поддержка разработчиков аппаратных платформ, то есть фирм типа Sun, Hewlett-Packard или IBM. Уже есть немало публичных проектов по переносу Linux на процессоры разных типов, например PowerPC, Alpha или MIPS. Интерес к этой ОС все растет. Например, Sun вступила в Linux International, бесприбыльную организацию, продвигающую Linux посредством информирования публики, устройства выставок и выделения грантов программистам, развивающим это ПО.
Третье условие состоит в следующем. Прежде чем Linux станет проверенным инструментом в арсенале директора информационной службы, эта ОС должна обрести поддержку со стороны основных поставщиков приложений. И надо отметить, что число поставщиков, переносящих свои системы в Linux, непрерывно растет. Из СУБД в Linux работают Oracle8i фирмы Oracle и Informix-SE фирмы Informix. (К настоящему моменту осуществились и вещи, выходящие за рамки перечисленного, например, объявлено о переносе на Linux СУБД Sybase. - Прим. перев.)
Главной побудительной причиной для переноса являются "голые цифры". Согласно Грегу Маккаллоу из Control Data Systems, примерно в 80% больших компаний Linux хотя бы на одной машине уже установлена. Такой процент убеждает, и - как результат - Control Data перенесла под Linux свой сервер передачи сообщений IntraStore Server 98.
Но на каждую крупную компанию, вступившую в игру, приходится не менее крупная из числа выжидающих. К примеру, представитель фирмы SAP AG, заявил, что в их ближайшие планы не входит создание Linux-версии ПО планирования ресурсов предприятия (ERP). Была названа такая причина: от клиентов нет требований на смену платформы.
Тут возникает заколдованный круг с яйцом и курицей. Что вы как директор информационной службы предпочтете: подождать с переходом на Linux, пока все используемые у вас приложения не будут переведены под эту ОС, или же потратить некоторые ресурсы своей службы на ее внедрение и начать требовать Linux-версии приложений? Во втором случае вам не придется потом отвлекать ресурсы на апробацию системы. Если вы считаете доступ к Internet или систему корпоративной электронной почты критически важными для своей компании, то Linux уже сейчас может стать существенным элементом вашей инфраструктуры.
Директор информационной службы в Health Design Plus, небольшой фирме по страхованию и планированию лечебно-оздоровительных процедур, Марк Лерер, решил пойти в первых рядах. Он установил Linux во всех трех отделениях компании, и теперь эта ОС маршрутизирует службы и файлы, передает электронную почту и организует доверительные (proxy) службы. Мотив? "Linux делает все, что требуется, хорошо стыкуется с другими Unix'ами, а клиенты с Windows 95 от него просто в восторге". Дело в том, что в Health Design Plus используется и HP-UX, поскольку есть необходимость в базе данных. Теперь рынок "догнал" Лерера с его Linux'ом: "Наконец появились промышленные СУБД, буду их пробовать".
Похожее положение у Кеннета Джориссена, управляющего по информационным и контролирующим системам в Nonvolatile Electronics, компании, ведущей исследования в области магниточувствительных материалов. Джориссен заменил ненадежный сервер Windows NT на Linux-систему, которая теперь реализует файловые услуги, службы печати и доступа к Internet, возможности протокола DHCP (он позволяет динамически присваивать IP-адреса машинам в порядке их запросов на подключение к сети). Единственное, что мешает полному переходу на Linux, это то, что основной пакет тестирования и контроля в лаборатории не работает с этой ОС.
Наконец, выполнить четвертое условие может оказаться труднее всего. По мнению Питерсона, пропагандистам Linux "следует отказаться от хакерского отношения к этой ОС, а их предложения должны выглядеть приемлемо для начальства: "Некоторые пытаются это делать, но не всегда успешно".
Группы типа Linux International, организующие усилия по техподдержке для Linux-сообщества, воспринимаются нормально. Но попытка двух малоизвестных софтверных компаний образовать комитет по стандартам вызвала бурю протеста.
Хотя своей целью комитет ставил приблизить развитие Linux к нуждам потребителей из сферы бизнеса, фанаты этой ОС мгновенно назвали такую деятельность разрушением самих принципов разработки методом открытых текстов, тех принципов, благодаря которым и произошло ускорение развития Linux.
Пользователи типа Лерера из Health Design Plus считают открытую природу Linux ее самым большим преимуществом в сравнении с другими ОС: "Без сомнений, именно пользовательское сообщество ставит Linux вне конкуренции. Когда у меня возникали проблемы с устройствами на нескольких установках, я мог списаться по электронной почте с автором драйвера. Это просто неслыханно для Microsoft или Santa Cruz Operation".
Однако со стороны разработка методом открытых текстов может показаться хаотичной. "Все дистрибутивы Linux имеют проблемы с обратной совместимостью. Это следствие хакерского подхода к написанию ядра", - говорит Питерсон из IDC. - Хакеры не документируют и не тестируют. А кто-то другой возьмет да и вставит их текст в дистрибутив. Эффективно управлять разработкой при такой организации невозможно".
По всей вероятности, задача доводки Linux до профессионального продукта ляжет на плечи уже появившихся коммерческих компаний. Они контролируют содержание поставляемых дистрибутивов, перед выпуском нового диска проверяют работоспособность новых возможностей и составляют документацию.
В конце концов, по мнению Питерсона, все четыре препятствия, сдерживающие распространение Linux, будут устранены. Весь этот год на предприятиях будет потрачен на тестовые проекты, 2000-й год - на создание промышленных проектов, а в 2001 году наступит время производственной эксплуатации Linux.
Эми Хелен Джонсон - наблюдатель развития технологий из Silicon Forest, ей можно написать по адресу amyhelen@pobox.com.