«Обращаясь за советом, мы обычно ищем единомышленника».
Маркиз де Лагранж


Дорогой Боб!

Возможно, моя просьба прозвучит странно, но мне нужно, чтобы Вы помогли мне с языком менеджмента. Я его понимаю, а вот говорить на нем не могу! Когда я говорю с клиентами, все прекрасно, и они меня понимают, и я их. А вот с высшим руководством надо еще поучиться. Мне уже трое после наших бесед на это намекали, поэтому и для моей карьеры, и для нормальной работы информационных систем это нужно. В общем, я настроен серьезно. Как я понимаю, это именно то, чего хочет мой босс. Можете научить меня выражаться на языке менеджмента? Вы же так ловко переводите с языка менеджеров на человеческий, да еще и подшучиваете над этим! А наоборот можно? И еще: как не прыснуть со смеху в самый ответственный момент?

Не упоминать о проблемах и пытаться делать вид, что все прекрасно, тогда как эти проблемы реальные и их необходимо обсуждать, на мой взгляд, просто лицемерие. Тем не менее в интересах карьеры я должен заставить себя как-то преодолеть эту свою «слабость». Буду Вам очень благодарен за любые предложения, соображения или советы.

Говорун из Теннесси


Уважаемый Говорун!

Вот несколько советов, которые, на мой взгляд, могут Вам помочь. Они научат Вас держаться более убедительно и в то же время не манипулировать слушателями. Однако следуйте им осторожно, иначе к вечеру будете чувствовать себя так, как будто вагоны разгружали.

Правило первое. Никогда не произносите слова «нет». Вместо этого Вы можете предложить изучить альтернативные решения и оценить затраты. Можно объяснить, что вы занимаете не настолько высокий пост, чтобы самолично дать «добро». Ответ «нет» испортит Ваш имидж.

Боб Льюис — консультант компании Perot Systems. Адрес его электронной почты: Bob_Lewis@csi.com.

  
Правило второе. Никогда не спорьте. Заявление: «я считаю, что Вы не правы» заставит собеседника уйти в оборону. Попробуйте выразить свою мысль так, чтобы она прозвучала как легкая поправка к неуместному заявлению Вашего собеседника. Если не получится, лучше отступить, сказав, например, так: «Вы знаете, я думал точно так же. А потом вдруг наткнулся на книгу Ирвинга Слободкина и нашел там по этому поводу весьма интересные замечания». То есть вы не против согласиться — не согласен некий Слободкин.

Правило третье. Никогда не преподносите идею как новую или оригинальную. Гораздо лучше прозвучит, если Вы скажете: «Я читал, что некоторые фирмы, оказавшись в подобной ситуации, поступали именно так (под этим «так» вы и преподнесете свою блестящую идею). Почему лучше сказать именно это? Во-первых, новые идеи рискованны, а если другие уже поступали подобным образом, значит, риск снижается. Во-вторых, никому в Вашей фирме не позволено быть экспертом. Почему? Потому что этим вы показываете, что вы лучше остальных — а с какой стати? Сослаться на мнение независимых экспертов всегда лучше, чем выставить себя в этой роли. Скромность украшает.

Правило четвертое. Будьте настроены позитивно. Проблем в общем не существует, есть возможности. Избегайте штампов. Лучше облечь свою мысль в форму вопроса: «Можем ли мы извлечь из всего этого пользу?». Многие проблемы на самом деле — это скрытые возможности. Большинство из них можно решить, если подойти к этому правильно. И наоборот, они же могут обернуться катастрофой, если не будет сделан верный выбор. (Старайтесь следить за своей речью. Атмосфера всегда накаляется, когда менеджер выражает свою мысль, например, так: «Давайте не будем думать о том, что мы можем остаться без работы и нам нечем будет кормить семью. Лучше подумаем о том, есть ли у нас шанс улучшить свое положение»).

Понимание того, почему Вы должны следовать этим правилам, поможет Вам вести себя здраво и научит придерживаться той тонкой границы, которая отделяет дипломатичность от тупости, с одной стороны, и жульничества — с другой.

Менеджмент во многом схож с шахматной стратегией. Делая один ход, Вы обычно просчитываете последующие. С каждым ходом позиции должны укрепляться. Это означает, что Вы должны говорить так, чтобы улучшать отношения и взаимопонимание и избегать враждебности и недружелюбия.

Если Вы хотите всегда быть правым — забудьте о своей мечте стать настоящим менеджером. Быть правым — это для персонала. Роль лидера требует еще и результатов. И кроме прочих необходимых навыков нужно уметь говорить о неприятных вещах таким языком, чтобы люди воспринимали их, не чувствуя себя непонятыми или оскорбленными.

Подумайте еще вот о чем: сырые устрицы считаются теперь деликатесом. Кто-то же сумел нас заставить думать так. А ведь мы могли до сих пор считать, что это просто склизкая гадость! Работая менеджером, иногда необходимо чувствовать себя в роли такого первооткрывателя. И успех будет за Вами.