Если вы работаете в крупной компании, то вероятность того, что начальство просматривает вашу электронную почту и файлы, прослушивает телефонные звонки и голосовые сообщения, составляет 45%.
К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного Американской ассоциацией менеджмента (АМА).
Год назад в осуществлении надзора за своими служащими признались 43% компаний, а в 1997 году — 35%.
Если учесть дополнительные способы слежения, например, при помощи видеокамер внутреннего наблюдения, то доля компаний, занимающихся электронным мониторингом деятельности своих служащих, составит 67% — на 4% больше, чем в 1997 году.
AMA — некоммерческая организация, специализирующаяся на различных аспектах управления компаниями. Ее доклад составлен на основе почтового опроса 1054 руководителей отделов кадров, проведенного в январе. Как утверждают авторы доклада, опрос отражает мнение 10 тыс. входящих в AMA организаций, в которых в совокупности занято около одной четверти всей рабочей силы США. Погрешность оценки результатов опроса составляет 3,5%.
Наиболее пристально наблюдают за своими служащими финансовые организации — мониторинг ведется в 68% таких компаний. На втором месте поставщики бизнес- и профессиональных услуг (51%), на третьем — оптовые и розничные продавцы (47%).
В большинстве случаев слежение ведется не непрерывно — осуществляются лишь выборочные проверки. Кроме того, 84% опрошенных заявили, что служащие в их компаниях извещены о том, что за ними наблюдают.
Однако, по мнению Марка Ротенберга, исполнительного директора Информационного центра конфиденциальности электронных сообщений, просто уведомлять служащих о слежении недостаточно. По словам Ротенберга, результаты исследования показывают, что права служащих нуждаются в законодательной защите.
«Акт о конфиденциальности электронных коммуникаций довольно хорошо защищает права пользователей коммерческих служб. Например, если вы заключили договор с America Online, то никто не имеет права читать ваши электронные письма, — говорит Ротенберг. — Однако если вы пользуетесь корпоративной системой электронной почты на своем рабочем месте, ваша конфиденциальность законом не защищена».
Одна из сложностей состоит в том, что технологии слежения за служащими быстро развиваются. «Законодатели слишком медленно решают проблему конфиденциальности. Между тем технологии не ждут», — добавил Ротенберг.
«Глубина» мониторинга может увеличиться с развитием автоматизированных средств слежения — например, сложных программных фильтров, реагирующих на заданные слова и отправляющих «подозрительные» сообщения начальству.
Во многих компаниях, однако, слежение за деятельностью служащих ведется не только с целью защиты коммерческих секретов, но и для выявления случаев нарушения закона. Руководители опасаются, что им придется отвечать в суде за противозаконные действия служащих.
Большинство организаций, входящих в состав AMA, — это крупные или средние компании. Как отмечают составители доклада, приведенные в нем данные нельзя считать отражением ситуации в США в целом, поскольку там преобладают малые фирмы.
Мнения о контроле над использованием Internet
Между руководителями и конечными пользователями нет единодушия
Конечные пользователи | Руководители | |
Ведется ли в вашей компании контроль над использованием Internet? | ||
Да | 54% | 76% |
Нет | 21% | 12% |
Подозреваю, что да, хотя не знаю наверняка | 9% | 6% |
Не знаю | 16% | 6% |
Закрыт ли в вашей компании доступ к тем или иным сегментам Сети? | ||
Да | 33% | 45% |
Нет | 40% | 39% |
Подозреваю, что да, хотя не знаю наверняка | 7% | 9% |
Не знаю | 20% | 6% |
Источник: IS SUCCESS, InfoWorld