...
На работе вы отлично справляетесь со своими обязанностями. Благодаря проекту консолидации данных и использованию новых источников информации вам удалось сократить операционные расходы на 40%, а новый офис управления проектами вызывает довольную улыбку на лицах ваших коллег. Ваша известность — это всего лишь вопрос времени, и уже скоро кадровики начнут заваливать вас предложениями, о которых можно только мечтать. (Если вы считаете, что все вышесказанное имеет отношение к вам, у меня на примете есть чудесный мост в Бруклине, который я, не колеблясь, готов вам продать.)
На практике, как и большинство других заслуг, получение признания отрасли невозможно без тяжелого и кропотливого труда. Да, если вы являетесь ИТ-директором GM или Dell, специалистам по подбору персонала известно ваше имя, а корреспонденты газет и журналов вместе с организаторами конференций уже успели протоптать дорожку к вашему дому. Но если название вашей компании еще не у всех на слуху, необходимо предпринимать определенные действия, чтобы заявить о себе.
Четверо ИТ-руководителей, ставших моими собеседниками, серьезно отнеслись к развитию концепции стратегической саморекламы, и совместными усилиями мы сформулировали четыре простых совета, которые помогут вам завоевать мировое признание.
1 Продвижение торговой марки. Прежде чем представлять всем свое имя, нужно четко уяснить для себя, что за этим именем скрывается. Вы прекрасно обслуживаете клиентов, являетесь замечательным лидером, авторитетом в области архитектуры или экспертом в сфере производства? Торговая марка поможет вам задействовать более мощные и разнообразные символы и атрибуты по сравнению с теми, которые напрямую ассоциируются с вашей работой.
В декабре 2005 года Майкл Якона, ИТ-директор TMP Worldwide Advertising & Communications, решил, что пришла пора представить себя отрасли. И тогда он задумался о том, с чем ему хотелось бы ассоциировать свое имя. А чтобы лучше думалось, решил поупражняться в идентификации своего персонального бренда.
Якона предложил своим товарищам, коллегам и просто знакомым небольшую анкету, в которой предлагалось описать, какое впечатление он производит. Если, к примеру, представить его в виде автомобиля, какую марку и модель лучше выбрать для ассоциации?
По результатам опроса он выяснил, какие пять атрибутов лучше всего подходят для описания новой торговой марки, и использовал их при составлении одностраничного резюме, для характеристики своей персональной миссии и в ходе разработки рекламной Web-страницы. «Речь идет не о создании желаемого образа, а о подчеркивании тех уникальных ценностей, которые вы несете в себе, — пояснил Якона. — Как и процесс управления ИТ, создание торговой марки нельзя рассматривать как одноразовый проект. Нельзя проделать эту процедуру один раз и благополучно забыть о ней. С течением времени необходимо развивать и совершенствовать свой бренд».
2 Налаживание связей. Располагая собственным брендом, вы уже можете посмотреть, как выглядит ваше имя со стороны. Итак, сделайте глубокий вдох и начинайте налаживать связи. У вас есть шанс проверить свой бренд, отшлифовать его, если ставки начнут вдруг падать, и повстречать людей, которые помогут вам связаться с редакторами печатных изданий и организаторами конференций. «Налаживанием связей нельзя заниматься кое-как, — считает бывший ИТ-директор фирмы U. S. Can Шилин Квиш, возглавляющая ныне ИТ-службу компании Box9 Consulting. — Вам придется завести объемную адресную книгу и составить план ее расширения. Лично я трачу по крайней мере полчаса в день на добавление в список новых контактов».
3 Печатные материалы. Проверенный временем способ привлечь к себе внимание — это опубликовать статью в техническом или рекламном журнале. В 1992 году Грег Смит, автор книги «Кратчайший путь к вершине: как стать ИТ-директором мирового класса» (Greg Smith. «Straight to the Top: Becoming a World-Class CIO»), занимающий ныне должность ИТ-директора Всемирного фонда дикой природы, решил опубликовать свой труд. В то время он работал в подразделении корпоративных финансовых систем компании Sallie Mae и только что завершил очередной технологический проект. Смит написал об этом статью и направил ее в журнал LAN Times. Редакторы удачно разрекламировали ее на обложке, что привело к написанию новых статей, выходу книги с последующей раздачей автографов, а автора активно стали приглашать на многочисленные конференции.
Смит со своей стороны всем хотел бы пожелать следующего: «Пробуйте свои силы, пишите статьи, предлагайте их различным изданиям. Начните с рассмотрения какого-нибудь неоднозначного тезиса и приведите в своем материале практические рекомендации. Нужно, чтобы после знакомства с вашей статьей в голове у читателей осталась хотя бы одна запоминающаяся идея».
4 Выступления. Большинство ИТ-руководителей не любят выступать перед аудиторией. Но нельзя забывать о том, что это один из наиболее эффективных способов приобрести известность. «Посетите организации, которые готовят магистров делового администрирования и разрабатывают образовательные программы для руководителя, — советует заместитель ИТ-директора компании Partners HealthCare System Мэри Финлэй, часто выступающая на промышленных конференциях. — Там всегда ищут лекторов со стороны. Если вы участвуете в работе какой-то организации, например SIM, можно рассказать о происходящих там событиях. Но, предлагая услуги, объявите о своем членстве в этом объединении. Устроители конференций часто выражают желание послушать человека, представляющего какую-то конкретную организацию».
Получив приглашение, приведите свою презентацию в соответствие с ожиданиями аудитории, продумайте способы изложения информации, продолжительность выступления, после чего можно вступать в контакт со слушателями. Если вы им понравитесь, полезная инициатива получит продолжение, и ваши выступления станут регулярными.
Итак, подведем итог: у вас имеется узнаваемый бренд, налажены связи, опубликованы материалы и организованы выступления. Сомнения и тревоги остались позади, не так ли? «Не обольщайтесь, — предупреждает Квиш. — Задумайтесь о том, как бы не растерять в один момент свою славу. Выставляя себя напоказ слишком часто, вы рискуете превратиться в некое подобие зачерствевшего хлеба».
Марта Хеллер — директор-распорядитель направления IT Leadership Practice бостонского кадрового агентства Z Resource Group. Электронную почту ей можно направлять по адресу mheller@zrgroup.com
Авторитетное мнение: говорите лишь на те темы, в которых вы хорошо разбираетесь
Марта Хеллер комментирует замечания читателей
Многим хотелось бы побольше узнать о том, каким образом обеспечить успех каждой презентации. Недавно мне довелось присутствовать на замечательном выступлении Рика Дэвидсона, ИТ-директора компании Manpower. И я попросила его поделиться некоторыми секретами своего неизменного успеха.
«Относитесь к презентации как к обычному повествованию, — рекомендует Дэвидсон. — Выделите в нем завязку, срединную часть и конец. Начало — это цепляющий крючок, часть выступления, призванная пробудить у аудитории интерес к освещаемой теме. В середине слушатели примеряют тему к себе, оценивают те возможности, которые она перед ними открывает. Конец — своеобразный призыв к действию: что я — или мы — собираемся делать в данной ситуации?»
Когда ИТ-директор выступает перед разномастной аудиторией, он должен сразу продемонстрировать понимание взглядов слушателей.
«Я разговаривал с людьми, которые занимаются управлением проектами, и обсуждал отведенную им роль дорожного “лежачего полицейского”», — отметил Дэвидсон. — Они решили, что я понимаю их, и согласились выслушать меня несмотря даже на то, что моя профессия предполагает совершенно иную роль».
Эмоциональная реакция слушателей — после рассказанного веселого анекдота или истории из жизни — способствует установлению контакта с аудиторией и привлечению ее внимания. В выступлении, на котором я присутствовала, Дэвидсон поведал — историю о том, как после выхода отца на пенсию мать заставляла его весь день проводить в гараже, дабы не нарушать привычный жизненный уклад. (После этого мне стало ясно, что предпринять, когда мой муж выйдет на пенсию.)
А теперь позвольте привести заключительный совет Дэвидсона: «Не следует оперировать слишком большим числом фактов. Если вы перегружаете слушателей информацией, они вообще перестают ее воспринимать. Иногда бывает, что после вашего выступления слушатели в состоянии вспомнить лишь одну какую-то иллюстрацию или фразу. Подумайте о том, какие две-три мысли они должны вынести с вашего выступления? Если это действительно произойдет, значит, вы добились успеха».
MARTHA HELLER. Cue the Spotlight. CIO MAGAZINE. DECEMBER 1, 2006