.

К началу очередного кризиса мировая экономика пришла, в частности, с пониманием необходимости измерять бизнес не на словах, а на деле. Тема правильного определения метрик хозяйственной деятельности стала лейтмотивом многих выступлений на очередном форуме «IT-Лидер».

Значения различных показателей хозяйственной деятельности подсчитываются практически во всех коммерческих структурах. Стандартными примерами можно назвать бухгалтерский учет (ведется повсеместно) и финансовый анализ (его используют во многих организациях). Однако то, что подсчитывается, весьма мало способствует оптимизации управления предприятиями. Эти показатели носят, как правило, апостериорный («посмертный») характер: когда становятся известны их значения, ничего уже нельзя изменить. Кроме того, во многих случаях показатели носят интегральный характер и их значения трудно связать с деятельностью того или иного подразделения. Все эти метрики адресованы, прежде всего, окружению предприятия, которое оно «кормит», — всему рынку, если компания открытая, или узкому кругу акционеров.

Конечно, есть управленческий учет, основной задачей которого является информационная поддержка принятия решений. Но в большинстве случаев реализуемые в ней метрики мало связаны между собой и приходится прилагать немало усилий, чтобы сформировать из них единое целое и в идеале связать с интегральными финансовыми показателями. Часто управленческий учет выступает антиподом бухгалтерскому и актуален для наиболее низкого уровня управления.

Промежуточные метрики, которые могли бы оказать помощь менеджерам среднего звена, во многих российских компаниях просто отсутствуют. Чтобы они появились и заработали, необходимо использовать предположения о причинно-следственных связях в управлении, которые имеются, например, в концепции сбалансированной системы показателей (BSC). Однако «сияющие высоты» управленческой теории остаются недоступными для многих отечественных менеджеров — сказывается недостаток образования.

Как видим, в бизнесе ситуация с метриками выглядит не лучшим образом. Что уж говорить об ИТ-департаменте, который в сознании многих российских управленцев до сих пор остается сервисной структурой. Сотрудники ИТ-подразделений, в большинстве своем профессионалы в области ИТ, оказываются просто детьми, когда возникает необходимость организовать управление своей деятельностью. В докризисный период во многих небольших компаниях расходы на ИТ просто относили к издержкам производства (по различным статьям) и забывали о них так же легко, как и о необходимости развития ИТ-поддержки бизнеса, внедрении проактивной практики в работу ИТ департамента и т.д.

Замедление развития экономики, рост конкуренции и порога вхождения на новые рынки заставляют задуматься об оценке эффективности ИТ-инноваций. «Не слишком ли много мы работаем?» — обеспокоились ИТ-специалисты, поспешая за бизнесом. «Не слишком ли много я им плачу?» — задумался бизнес, уворачиваясь от попыток ИТ-директора залезть в свой карман. «CIO должен составлять метрики эффективности ИТ, понятные специалистам по финансам, и максимально повышать производительность сотрудников ИТ-департамента», — отметил в своем выступлении Роберт Фариш, региональный директор IDC по России и странам СНГ.

К началу кризиса ситуация сложилась не лучшим образом с точки зрения организации оценки эффективности. Прежде всего вполне обоснованное стремление создать единое информационное пространство организации, использование интеграции и комплексных информационных систем привели к доминированию кроссфункциональных решений, внедрение и использование которых результативно только при наличии усилий со стороны всех подразделений. Выделение эффекта от ИТ-составляющей подобных проектов становится непростым, если вообще возможным, делом.

О другой причине — социологизации вычислений — упомянул Диего Ло Джудиче, главный консультант Forrester, также выступивший на форуме «IT-Лидер». Применительно к проблемам конкретной компании она сводится к росту использования в управлении предприятиями социальных сетей — всевозможных форумов, блогов, Web-семинаров (вебинаров), вики-словарей и т.д. Все это, как показала практика, существенно способствует росту конкурентоспособности предприятия, но описать механизм влияния этих инструментов на экономические показатели не берется пока никто.