Информатизация органов власти разного уровня идет уже несколько лет. Повышенный спрос на автоматизацию со стороны различных структур, изначально связанный с низким уровнем использования информационных технологий, нынешним летом получил новый стимул - к 20

Одна из целей федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010)» — создание единой информационной инфраструктуры для госвласти и органов местного самоуправления. Автоматизация деятельности всех ветвей власти, региональных и муниципальных структур, органов самоуправления должна быть направлена на предоставление услуг населению в электронной форме. Но на практике понятиям «электронное правительство» и «информационное общество» скорее соответствуют система, комплексно автоматизирующая деятельность органов государственной власти и регламентирующая процедуры взаимодействия властных ветвей и подразделений друг с другом, с гражданами и организациями, а также создание электронной среды деятельности субъектов РФ. Таким образом, задача предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме, при всей ее важности и значимости, не является доминирующей, отодвигается на второй этап — этап развития региональных и муниципальных проектов. Тем не менее создание режима «одного окна» и переход на электронные услуги является главной тенденцией.

Чиновники отмечают, что автоматизация их труда сказывается прежде всего на населении: сокращается время на поиск необходимой информации, а значит, и время для подготовки справок, документов, исчезают очереди.

Предъявляемые государством требования побуждают властные структуры быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы поддержки управленческой деятельности, поэтому рынок государственных ИТ-проектов растет быстрее, чем ИТ-рынок в целом: согласно IDC, государство по-прежнему является крупнейшим потребителем ИТ с долей 18%. По данным Минкомсвязи РФ, из госбюджета на информатизацию в размере 124 млрд. руб. федеральные органы власти потратили 70 млрд. руб., а субъекты федерации — только 15 млрд. руб., то есть информатизация затронула российские регионы в недостаточной степени.

Финансы решают все

Руководство страны признает, что, несмотря на выделение существенных бюджетов, ситуация с использованием ИТ в госсекторе по-прежнему остается проблемной и в числе основных факторов, сдерживающих развитие ИКТ — крайне неэффективный расход выделенных на это средств.

Кроме того, федеральная программа «Электронная Россия» ориентируется в основном на субъекты федерации, а муниципалитеты находятся как бы в стороне от процесса информатизации. Несмотря на отсутствие соответствующих официальных правительственных документов, многие регионы и даже муниципалитеты реализуют собственные проекты по формированию специализированных систем. Для муниципалитетов термин «электронное правительство» трансформируется в «электронный муниципалитет», при этом направления проектов и состав функциональных блоков для систем в целом схожи.

Существует только одна глобальная проблема — ограниченное финансирование или полное его отсутствие. Местные бюджеты формируются в условиях неоднородности социально-экономического развития регионов, поэтому и налоговый потенциал распределен неравномерно. Наблюдается не только большой разброс бюджетной обеспеченности между субъектами РФ, но и значительная дифференциация внутри некоторых субъектов.

В наиболее трудной ситуации оказываются сельские поселения, поэтому необходимо максимально сокращать разрыв между высокообеспеченными и малообеспеченными муниципальными образованиями. Сегодня полномочия уровней власти разграничены и выравнивание бюджетной обеспеченности отнесено к ведению субъекта федерации, то есть ответственность переложена на регионы. Стимулировать увеличение доходной базы муниципальных и региональных бюджетов должны такие меры, как, например, укрепление роли поимущественных налогов, формирование финансовых резервов и их размещение на счетах кредитных организаций, субсидии из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Решение проблемы недостаточной финансовой самостоятельности местных бюджетов во многом зависит от реализации налогового потенциала муниципалитетов.

Единое пространство

Муниципальная информатизация требует охвата всех сфер жизнедеятельности города или поселения. Это то, что способно сделать жизнь любого человека удобнее, интереснее, активнее. Администрации же муниципального образования информационные технологии должны обеспечить эффективное ведение территориального и хозяйственного учета, управление бюджетным процессом, муниципальным имуществом и муниципальными закупками. И если раньше в муниципалитетах отмахивались от новых технологий, то сегодня такое уже невозможно.

Еще несколько лет назад основные проблемы информатизации состояли в недостаточном техническом обеспечении, элементарной нехватке оборудования, непонимании руководителями необходимости автоматизации деятельности и полной безграмотности пользователей. Сегодня эти проблемы ушли на второй план (хотя совсем избежать их не удается) и основное внимание уделяется созданию и развитию информационных систем, переходу от отдельных ИТ-проектов к созданию единого информационного пространства города или района.

Создавая комплексные информационные системы, регионы в первую очередь вынуждены строить информационно-телекоммуникационные сети и центры данных. Например, с целью реализации программы развития Воронежской области на 2006—2010 годы по городу проложено волоконно-оптическое кольцо, объединяющее 16 зданий органов власти. К нему подключены также статистическое управление, налоговая служба, МЧС, кроме того, по каналам связи ГАС «Выборы» подключены все администрации 33 районов области, включая 500 сельских поселений.

В ходе реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Республике Алтай на 2006—2007 годы была построена мультисервисная сеть, хотя и в интересах Министерства финансов. Благодаря установке 94-х малых земных станций сети спутниковой связи SPIN удалось снизить затраты и время на сбор информации из районов, повысить оперативность обобщения данных и принятия решений. В труднодоступных для других видов телекоммуникаций местах появилась возможность оказывать населению дополнительные услуги связи.

Для управления крупным муниципальным образованием нужна единая база данных, где содержится информация об объектах недвижимости, промышленных предприятиях, населении, экологии и т.п. Строиться она должна на оперативном обмене информационными потоками, накоплении и анализе сведений, к тому же требуется гарантировать безопасность информационного обмена. Для этого в некоторых регионах выделяют сегмент сетей, которые используют персональные данные, обеспечивая соответствующую защиту. Например, в Екатеринбурге разработан проект «Создание регистра населения», в котором учтены все требования законодательства по обеспечению конфиденциальности. Городским регистром населения пользуется не только администрация, но и региональное управление ФМС. Объединенной базой пользуются ГИБДД и милиция. В рамках единой диспетчерской службы сотрудничают управление ЖКХ и целый ряд частных структур.

Документооборот

К автоматизации документооборота в некоторых региональных и муниципальных органах приступили еще в начале века. Например, муниципалитет Томска в 2000 году для повышения эффективности деятельности отдела канцелярии использовал средства автоматизации документооборота IBM Lotus Domino, обеспечив автоматизацию регистрации входящих и исходящих документов, резолюций и исполнителей, контроля движения и исполнения документов по подразделениям и исполнителям; оперативный просмотр и поиск документов по различным критериям в базе данных; формирования отчетных документов. Уже в 2005 году в качестве модернизации и расширения функционала системы была внедрена подсистема ввода растровой информации.

В других регионах внедрение безбумажного документооборота в деятельность органов государственной и муниципальной власти еще только планируется. Например, реализация городской целевой программы «Электронный Петрозаводск» предусматривает внедрение подобной системы в работу городской администрации в 2009 году.

Электронному документообороту, который должен стать реальностью в 2010 году, мешают такие проблемы, как низкий уровень компьютерной грамотности чиновников, относительно низкий уровень компьютеризации госучреждений, отсутствие системы межведомственного документооборота, недостаточная компьютерная грамотность граждан. Кроме того, проблемы законодательства даже при наличии в нем механизмов электронной подписи и существовании удостоверяющего центра не позволяют электронному документообороту заработать в полную силу.

Свобода от лицензий

Большой интерес у региональных органов власти и органов самоуправления сегодня вызывает возможность использования свободного программного обеспечения, что позволило бы избежать проблем, связанных с использованием лицензионного программного обеспечения.

Такую возможность уже исследовали для аппарата губернатора и правительства Нижегородской области и государственных учреждений Воронежской области. Данные проекты являются первым этапом на пути к возможному масштабному внедрению свободного программного обеспечения в государственном секторе Нижегородской и Воронежской областей.

Анализировать и управлять

В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010)» с целью повышения эффективности управленческих решений создаются региональные информационно-аналитические системы органов государственной власти и местного самоуправления. Их основная задача — интеграция информационных ресурсов региона, а также межрегиональная интеграция с аналогичными по функциональным возможностям системами других регионов.

Технологической платформой такой системы в Воронежской области является система поддержки принятия управленческих решений «Инфовизор», разработанная Ивановским государственным университетом. Региональная информационно-аналитическая система обеспечивает поддержку принятия решений и включает подсистему мониторинга социально-экономического положения региона, систему мониторинга деятельности бюджетообразующих предприятий, реестр юридических лиц и подсистему мониторинга расчетов с бюджетом. В нынешнем году планируется ввести в действие модуль прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований. В системе есть модуль проектирования и администрирования хранилища данных, навигация по хранилищу и генерация нерегламентированных запросов, организация загрузки данных из внешних источников, администрирование многомерных аналитических моделей, генерация отчетов и анализ данных.