Для ИТ-руководителей сейчас наступает момент истины — им предстоит пройти генеральную проверку на профессионализм и
стойкость. Выдержать ее смогут в первую очередь те, кто развил в себе качества, необходимые всем менеджерам, достигшим директорских высот.

Пару лет назад Нобелевская премия в области экономики была присуждена американскому ученому Эдмунду Фелпсу, доказавшему, что инфляция зависит не только от безработицы, но и от ожиданий инфляции. Другими словами, инфляция будет примерно такой, какой ее ожидают, прогнозируют участники рынка.

Ожидания играют огромную роль в экономике. Вот яркий пример: пока инвесторы ожидали, что цены на нефть будут расти, они закладывались на этот рост, и цены действительно росли. Инвесторы перестали верить в рост цен на энергоносители, и те вскоре резко подешевели.

Схожая ситуация наблюдается и на уровне предприятий. Пока российский рынок устойчиво рос, топ-менеджеры компаний ожидали поступательного наращивания своего бизнеса и добивались его. Сейчас ситуация изменилась — участники рынка плохо представляют, в каком направлении она будет развиваться и насколько долго продлится неблагоприятный период, поэтому топ-менеджеры в ожидании худшего в спешном порядке начали антикризисные программы, направленные на сокращение объемов пассивов своих предприятий, включая не только изменения условий погашения кредитных обязательств, но также свертывание или замораживание инвестиционных проектов, уменьшение издержек (прежде всего связанных с непрофильными видами деятельности), сокращение фонда заработной платы вплоть до увольнения части сотрудников.

Кризис ожиданий может выразиться в самых разных формах: свертывании начатых проектов с участием ИТ-служб и откладывании на неопределенный срок новых проектов, отказе от выплаты бонусов и премиальных, требованиях сократить издержки ИТ-департаментов, в том числе за счет увольнения части ИТ-специалистов или вывода ИТ-служб на аутсорсинг, пересмотра контрактов с поставщиками технологий и услуг, введении жесткой финансовой отчетности и пр.

Как известно, ожиданиями можно и нужно управлять. Прогнозирующие сложную финансовую ситуацию топ-менеджеры в первую очередь хотят убедиться в том, что отпущенные на ИТ деньги тратятся (причем максимально эффективно) на поддержку функций, жизненно необходимых для бизнеса, а также в том, что выделенные на ИТ-проекты деньги не просто окупятся, а возвратятся быстро.

Отсюда несколько выводов. Во-первых, нужно быть готовым к тому, чтобы пересмотреть портфель ИТ-проектов и предложить руководству продолжить те из них, которые имеют критически важное значение для предприятия, для его благополучия и конкурентоспособности. Также следует предложить продолжить проекты с быстрым сроком окупаемости.

Во-вторых, нужно еще раз пересмотреть финансовые ведомости ИТ-службы и убедиться в том, что они полны, понятны, прозрачны, к тому же полностью соответствуют финансовой политике предприятия. Если топ-менеджеры убедятся в том, что ваши финансовые отчеты в порядке, они будут вам больше доверять.

В-третьих, надо подумать, на чем можно сэкономить в ИТ-службе и ИТ-инфраструктуре без существенной потери качества ИТ-услуг, направленных на поддержку ключевых, стратегически важных сфер деятельности предприятия. Если бизнес потребует, нужно быть готовым к разумным жертвам.

В общем, сейчас нужно, с одной стороны, формировать объективные и в то же время благоприятные ожидания руководства в отношении ИТ, с другой — быть готовым соответствовать любым ожиданиям бизнеса.