В последнее время растет интерес к дистанционному обучению. Его повсеместно внедряют и в вузах, и в коммерческих компаниях. Последние используют технологии дистанционного обучения не только для повышения квалификации своих сотрудников, но и предлагают его

Процесс управления компанией подразумевает необходимость ежедневно решать различные экономические задачи. Для этого руководителю необходимы не только знания и умения, но еще и инструменты, помогающие в принятии управленческих решений. Одним из таких инструментов становится программное обеспечение.

В каждой конкретной ситуации руководитель, перед которым стоит определенный набор практических задач, сталкивается с приложением, обладающим огромным числом функциональных возможностей.

Как известно, программные продукты нового поколения реализуют современные, достаточно сложные технологии управления. Проблема в том, что, как показывает опыт, пользователи программного обеспечения, которые обучаются работе с программой самостоятельно, часто не подозревают обо всех ее возможностях и используют их далеко не полностью.

Основными формами обучения являются известные всем очные и заочные курсы, а также относительно новый способ обучения — дистанционные курсы, основанные на использовании таких образовательных технологий, как Internet-курсы, виртуально-тренинговые системы обучения, Web-конференции и пр. В основе дистанционного обучения, как и других систем обучения, заложены одни и те же методологические принципы, отличается только сам процесс обучения.

Не стоит противопоставлять дистанционное и очное обучение. Это разные, но взаимодополняющие формы. Слушателей дистанционных курсов привлекает практически индивидуальный характер обучения при сравнительно низкой стоимости независимо от местонахождения. Эти факторы чаще всего играют главную роль при выборе именно дистанционной формы обучения. Дистанционное обучение стимулирует активность слушателей, например, слушатель общается с консультантом (тьютором) в реальном времени через Internet, на еженедельных форумах или Web-семинарах. Во время таких занятий, например для выявления уровня знаний, слушатель должен занимать весьма активную позицию. Весомыми преимуществами дистанционного обучения являются также практически неограниченная свобода в выборе темпа обучения и возможность сокращения сроков учебы. Немалую роль играет и комфорт обучения: слушатель может осваивать предложенный материал в привычной, удобной обстановке. Подчеркнем, что обычно документ об окончании дистанционных курсов равноценен документу, выдаваемому после очных курсов.

Существенным отличием дистанционного обучения от очного является минимизация затрат на организацию курсов: все материалы размещены в Internet, не нужно арендовать помещение, организовывать место обучаемому, к тому же количество слушателей курсов не ограничено рамками аудитории.

Организация процесса дистанционного обучения

Для организации дистанционного обучения необходим Internet-ресурс — портал, постоянную поддержку и обслуживание которого осуществляют специалисты компании, предоставляющей услугу дистанционного обучения.

Рассмотрим пример создания и работы учебного портала в ИТ-компании, занимающейся разработкой методик и программных продуктов для постановки и внедрения системы управления, в частности системы управленческого учета. Обучаемые — это новички (студенты, специалисты различных компаний), которые только начинают знакомиться с программными продуктами, а также пользователи, находящиеся в удаленных регионах, консультанты партнерской сети и внутренние консультанты компании.

Основные практические задачи, которые необходимо решить, — это обучение удаленных пользователей навыкам работы с программным продуктом. Дело в том, что с ростом компании и развитием сети совместных предприятий увеличивается доля региональных продаж, поэтому остро встает вопрос об обучении пользователей в удаленных от центра компаниях.

Специалисты обычно стремятся поделиться накопленными знаниями, полезным практическим опытом, а также получить обратную связь. Учебный портал является хорошей площадкой для решения подобных задач, в частности распространения и популяризации методик управленческого учета, а также проведения посредством Internet различных опросов и голосований, семинаров и видеоконференций с целью получения обратной связи от посетителей учебного портала.

Что важно для коммерческих организаций, в настоящее время широко развита инфраструктура повсеместного проводного и беспроводного доступ в Cеть, позволяющая использовать Internet не только как средство коммуникации, но и как основной инструмент для ведения бизнеса. Теперь любой человек, имеющий доступ к Сети, может получать образование.

Организация дистанционного курса может выглядеть примерно так. Для пользователя составляется программа обучения. Соответственно, открывается доступ к ресурсам курса на один календарный месяц. Система фиксирует любую работу пользователя, проводимую с материалами курса, отсылает оповещения о контрольных точках прохождения. Тьютор в любой момент может заглянуть в журнал и выяснить, на какой стадии изучения курса находится пользователь и, если необходимо, отправить ему личное напоминание. По истечении срока обучения и прохождению тестирования доступ к ресурсам курса закрывается.

Яна Рочкус — руководитель группы технического сопровождения группы компаний «Инталев»; yana@intalev.ru


Создание портала

После определения целевой группы, целей и задач, которые следует включить в техническое задание, начинаются работы по организации портала.

Выбор основы портала. При необходимости размещения и обработки на портале большого объема информации без специальных инструментов не обойтись. Специализированное ПО должно обеспечивать организацию всевозможных Internet-форумов и конференций. Кроме того, должна существовать возможность размещения базы знаний и текстов курсов как в виде HTML-страниц, так и в виде ссылок на ресурсы, с которых можно скачать учебные и учебнометодические материалы. Портал должен поддерживать процесс формирования индивидуальных программ обучения — назначение курсов по выбору пользователя и контроль за обучением. Также необходимо реализовать механизм тестирования — назначение тестов по выбранным курсам и прохождение различного рода тестов, просмотр статистики и настройку корпоративного дизайна.

Выбор ПО для разработки курсов. Выбор ПО осуществлялся прежде всего исходя из возможности реализации курсов дистанционного обучения и соответствующих контрольных тестов, а также совместимости с учебным порталом. То есть разработанные курсы должны без дополнительных доработок публиковаться и работать под управлением выбранного учебного портала. Важно также наличие инструментов быстрой разработки курсов: готовых шаблонов и библиотеки готовых объектов. В систему должно быть встроено большое количество готовых к применению сложных объектов, выполняющих прикладные функции — от разных способов показа текста до реализации механизма тестирования, при этом не требующих навыков программирования. Должна быть также реализована функция захвата с экрана, интуитивно понятный интерфейс, ощущаться простота реализации задач и возможность встраивания медиаобъектов и звукового сопровождения.