По данным опубликованного в октябре отчета IDC «Russia Vertical Markets 2009—2013 Forecast», в 2009 году затраты на ИТ в России снизятся на 45,7% в долларовом выражении, то есть почти в два раза. В ближайшие годы заметного улучшения ситуации аналитики IDC не ожидают: согласно их прогнозам, расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 1,1%.

Судя по всему, нас ожидает долгий путь к восстановлению ИТ-рынка, а значит, методы экономичного ведения ИТ-хозяйства придется осваивать практически всем ИТ-руководителям. И очень многих из них ждут «жесткие» отношения с бизнесом — будут постоянные требования снизить эксплуатационные расходы на ИТ, обеспечивать прозрачность деятельности ИТ-службы (в первую очередь финансовую), предстоит также тщательная оценка пользы новых инвестиций в ИТ для бизнеса и жесткий отбор проектов. К этому списку добавится забота о выполнении требований государственных органов в отношении информационных систем (например, федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных»).

«Сегодня в структуре расходов на ИТ наблюдается переход к взвешенным, продуманным инвестициям, направленным на оптимизацию ИТ-инфраструктуры организаций и эффективное управление ее функционированием», — так Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC по исследованиям потребительских рынков, кратко характеризует условия, в которых ИТ-поставщикам, в том числе ИТ-службам придется работать в ближайшие годы.

Тем не менее, думаю, есть возможность улучшить условия деятельности ИТ-служб в отдельных компаниях и организациях. Как показывают наши беседы с ИТ-руководителями из различных отраслей, деньги у бизнес-заказчиков зачастую есть, но сейчас их расходуют крайне осторожно.

Чтобы получить новые инвестиции, надо доказать топ-менеджерам и владельцам, что отсутствие инвестиций в определенные направления ИТ чревато значительными рисками для бизнеса (например, серьезными потерями прибыли из-за сбоев или низкой производительности труда сотрудников, «техническими» дефолтами, вызванными недостаточно аккуратным анализом дебиторской и кредиторской задолженности, оттоком клиентов из-за плохо поставленной и недостаточно автоматизированной службы сбыта, радикальным отставанием от лидеров рынка, претензиями и санкциями регуляторов и пр.), суметь убедить их в том, что инвестиции в определенные ИТ вскоре окупятся благодаря сокращению издержек (например, инвестиции в системы видеоконференц-связи позволят снизить расходы на командировки), или увеличению доходов (например, CRM-системы при грамотном использовании помогут удержать клиентов и продать им больше товаров и услуг), или быстрому выводу на рынок новых востребованных продуктов (таких примеров наверняка много найдется в финансовом секторе), или благодаря какому-либо другому заметному для бизнеса положительному эффекту.

Ситуация для отдельно взятой ИТ-службы может существенно улучшиться, если ИТ-руководители научатся оценивать пользу ИТ для бизнеса и убеждать бизнес в перспективности или необходимости инвестиций в ИТ. Другими словами, улучшение условий может начаться, если ИТ-менеджеры и ИТ-службы озаботятся тем, чтобы сформировать у бизнеса устойчивый адекватный спрос на информационные технологии и на собственные ИТ-услуги.

 


Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z