Более того, в связи с кризисом значение этих вопросов возрастает. Какую роль здесь могут сыграть ИТ-средства? И в чем конкретно они могут
Кризис заставил компании и организации в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям. В числе ключевых факторов выживаемости — жесткий контроль над всеми ресурсами и сокращение издержек, которые не связаны с поддержкой ключевых направлений бизнеса, а также всевозможных неэффективных издержек, не приносящих бизнесу явной пользы. К числу таких издержек, безусловно, надо отнести и потери, связанные с разгильдяйством и воровством.
Чтобы вести откровенный разговор об их минимизации, нужна определенная решимость, и мы благодарны тем, кто пошел на этот разговор. Нашими собеседниками выступили представители отраслей, где эта проблема стоит наиболее остро.
Пищевая промышленность
Златоустовский хлебокомбинат занимает примерно четверть общего объема рынка хлебобулочных изделий Златоуста. Предприятие выпускает хлебобулочные и кондитерские изделия, всего около 70 наименований.
Не так давно из состава ОАО «Златоустовский хлебокомбинат» были выделены две дочерние структуры: «Автотранспортное предприятие» и «Торговый дом». Первое позволило расширить транспортные услуги по доставке продукции клиентам, а второе — существенно увеличить торговый ассортимент за счет не только собственных кондитерских изделий, но и поставок партнеров.
«Сократить злоупотребления сотрудников заинтересован прежде всего я сам, — рассказывает генеральный директор комбината Юрий Карпов. — В основной массе это мелкие хищения».
За последнее время конкуренция на рынке хлебобулочных изделий в Златоусте резко обострилась, и главным козырем комбината в этой борьбе было и остается именно высокое качество продукции. Чтобы его обеспечить, в изделиях должны в полном объеме присутствовать именно те компоненты, которые положены по технологии.
Наиболее уязвимые в этом плане места — производственные цеха и сбыт готовой продукции. В производстве используется мука, масло, жиры, все эти компоненты могут стать предметом хищения. О готовой продукции и говорить нечего — маленькую булочку и спрятать легко, и съесть можно мгновенно.
Информационная система позволила выявить хищения, после чего полностью сменился состав кладовщиков, сейчас на предприятии работают квалифицированные сотрудники. Средствами системы они могут отслеживать движение продукции, разобраться, откуда возникла недостача, что нужно предпринять, чтобы не допустить ее впредь. В результате, по оценкам генерального директора, за год недостачи сократились на 85%, а оставшиеся проценты уже вполне можно взыскать с материально-ответственных лиц. Таким образом, острейшая проблема была ликвидирована.
«Сейчас это уже не столько моя проблема, сколько проблема материально-ответственных лиц. — отмечает Карпов. — Ее решение дало мне возможность сосредоточиться на ценообразовании, сбытовой политике и других стратегических задачах предприятия».
Информационная инфраструктура предприятия, построенная на основе системы «ИС-Про» (разработка компании «Интеллект-Сервис»), позволила наладить ежедневную инвентаризацию, в ходе которой быстро выявляются недостачи и излишки. Недостачи показывают, где происходят потери (плохо работает охрана или сбыт, либо виноваты материально ответственные лица), а излишки свидетельствуют о том, что составляющие производства или готовая продукция накапливаются, вероятно, с целью последующего хищения.
Система позволяет также понять, является ли недостача реальной или фиктивной, полученной вследствие того, что не были вовремя занесены данные и оформлены документы. Анализ данных позволяет быстро выявить и пересортицу, то есть бракованные изделия.
Контроль над всеми этими процессами позволяет повысить производственную дисциплину. «До использования информационной системы излишков у нас как бы не было, сотрудники их скрывали, а выявить таковые путем ручных расчетов было практически невозможно», — поясняет Карпов. Информационная система предприятия охватывает снабжение, логистику и бухгалтерию. На участке отпуска готовой продукции система позволяет обеспечить постоянный контроль (правда, потребовалась более высокая квалификация материально ответственных лиц).
Борьба со злоупотреблениями помогает заметно снижать производственные затраты. «Конечно, достичь полного успеха в этом деле в нашей отрасли нереально, — считает Карпов. — Люди изначально идут работать на предприятия пищевой промышленности не только чтобы заработать деньги, но и чтобы получить дополнительные блага — будь то бесплатные обеды или возможность поесть на рабочем месте». По мнению генерального директора, здесь важно рассчитать, к какому разумному минимуму следует свести эти потери. Если, например, недостача составляет 10 тыс. руб. в месяц, а затраты по ее сокращению (установка видеокамер, дополнительная охрана и пр.) выливаются в 100 тыс., встает вопрос, насколько эта борьба экономически оправданна. На складе, где хранятся сотни тысяч хлебобулочных и кондитерских изделий, за всем уследить невозможно. Ситуация осложняется еще и тем, что отпуск продукции кладовщиками и загрузка машин должна вестись очень быстро, поскольку продукция скоропортящаяся.
«Мой подход таков: свести недостачи к минимуму и по итогам инвентаризации “повесить” недостачу на материально ответственных лиц. При этом важно не “перегнуть палку”, чтобы не оставить кладовщика вообще без зарплаты», — резюмирует Карпов.
Cельское хозяйство
Группа компаний АСБ объединяет шесть предприятий в сфере агробизнеса и сельскохозяйственной переработки в Воронежской и Тамбовской областях. Группа компаний имеет 80 тыс. га посевных площадей, в ней работает 2 тыс. сотрудников.
«Людьми, наиболее заинтересованными в точном учете и борьбе со злоупотреблениями, являются собственники нашей группы компаний, — отмечает Евгений Костенко, главный специалист по растениеводству ГК АСБ. — Для сельского хозяйства важен прежде всего учет. Сложившаяся в отрасли система учета устарела, сейчас необходимо принимать во внимание много нюансов. Если на сельхозпредприятии будет грамотно построен учет, контроль выстроится сам собой».
Для борьбы со злоупотреблениями на предприятиях реализован контроль за работой автомобильного транспорта, сельскохозяйственной техники и обслуживающих агрегатов и механизмов — погрузчиков и др. Он базируется на использовании навигационно-телематической системы, основой для которой стали терминальные устройства НТЦ «Навигатор Технолоджи», работающие в связке с программным продуктом «Навигатор-С», а также программа «1С: Мониторинг сельскохозяйственного предприятия», разработанная компанией «Агрософт». Работы проводились совместно с компанией ЕНДС.
На автотранспорте было установлено навигационное оборудование и различные датчики. На грузовых автомобилях автоцеха установлены датчики «Стрела», а на тракторах и комбайнах — датчики расхода топлива. На комбайнах, кроме того, дополнительно установили ультразвуковые датчики контроля объема загрузки бункера комбайна.
Необходимость контроля была вызвана рядом объективных причин. У компаний очень большой парк сельхозтехники, которая работает в различных местах единовременно, работу каждой машины просто невозможно проконтролировать визуально. В наиболее «горячие» периоды (например, во время уборки или когда требуется внесение средств защиты растений, удобрений) работа идет круглосуточно.
Воровство горюче-смазочных материалов (ГСМ), средств защиты растений, удобрений носили в сельском хозяйстве, по словам Костенко, «тотальный сложившийся характер». Готового же решения не существовало, зарубежных аналогов нет, потому что на Западе такая проблема не стоит (в самом деле, зачем фермеру воровать у самого себя?).
Убытки, вызванные хищениями, можно оценить довольно просто. Например, чтобы вырастить сахарную свеклу на 2 тыс. га, на каждый гектар за один производственный сезон нужно внести средств защиты растений на 5 тыс. руб., удобрений — на 7 тыс. руб., ГСМ потребуется на 1,5 тыс. руб., семян — на 6 тыс. руб., итого 19,5 тыс. руб. С учетом масштабов посевных площадей воровство даже на уровне 10% выливается в очень значительные суммы.
Как информационная система помогает бороться со злоупотреблениями? Во-первых, она позволяет определить местоположение техники и ее целевое использование. Раньше часто бывало, что техника находилась совсем не там, где должна работать (например, на полях соседнего предприятия, у водителя на огороде и т.п.).
Во-вторых, для сельского хозяйства очень важна оперативность определенных видов работ, в частности, уборки. С помощью системы ведется контроль за невынужденными простоями, тем самым повышается выработка техники.
В-третьих, обеспечен контроль за фактическим расходом ГСМ. В сельском хозяйстве принято использовать нормативные показатели списания ГСМ в силу того, что другие использовать просто невозможно из-за разнородности техники и операций, погодных условий и т.п. Система показала, что при точном учете реальная экономия ГСМ составляет 20-30% от нормативных показателей, по которым ранее в хозяйствах списывали дизельное топливо.
Оборудование зерноуборочных комбайнов датчиками учета полноты бункеров позволило определять число намолоченных бункеров, тем самым оценивать реальную производительность каждого комбайна и реальную выработку. Это обеспечило контроль сохранности доставки и положило конец хищениям. Кроме того, стало возможным получить объективные данные об урожайности каждого поля.
Транспорт, который доставлял зерно, был нанят у сторонних компаний, на него тоже были установлены навигаторы. Это позволило отслеживать маршрут движения машин от поля до элеватора, исключить простои, контролировать строгое соблюдение маршрута по доставке зерна и другой продукции.
В итоге была налажена дисциплина работы водителей и комбайнеров и существенно возросла производительность техники. «Мы уволили нескольких водителей, которые пытались обмануть систему, — вспоминает Костенко. — Для меня как для технолога главный результат заключается в том, что у нас теперь один из лучших показателей по урожайности по центрально-черноземному региону». К примеру, если средняя урожайность подсолнечника по Воронежской области составляет 13 ц/га, то в группе компаний она достигает 20 ц/га.
«Можно практически полностью исключить воровство, если развернуть комплексную, охватывающую все звенья сельскохозяйственного производства систему учета, но это должна быть именно система», — отмечает Костенко. — Для дальнейшей работы по исключению злоупотреблений мы продолжим создание системы учета».
Сейчас начата разработка проекта по внедрению системы RFID на базе системы мониторинга «Навигатор-Агро». В качестве пилотного выбран проект по оснащению бензовоза приемо-передатчиком и активными RFID-метками — всей техники, заправка которой производится из этого бензовоза. В результате взаимодействия приемо-передатчика и метки происходит идентификация объекта, а данные от расходомера бензовоза показывают объем заправки топлива в объект, информация об этом через терминальное устройство в режиме реального времени передается в базу данных. Аналогично построенную систему можно будет использовать и на свекловичном погрузчике и на зерноуборочном комбайне для мониторинга перевозок грузов.