Телекоммуникации – единственный сектор экономики России, который сохранил положительную динамику. По данным Росстата, в первом полугодии 2009 года доходы от услуг связи составили 619,8 млрд руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2008 года увеличились на 4,4%. Доходы сектора телекоммуникаций сегодня опережают доходы нефтяной отрасли. Число абонентов сотовой связи, по данным Росстата, выросло на 17,4%, тогда как годом ранее рост составил 11,7% (с учетом стабильного начала и потерь в конце 2008 года).

Изменения на рынке

В течение последних двух лет в отрасли прошли серьезные преобразования. Реструктуризировалось министерство связи и массовых коммуникаций, прошли сделки слияний и поглощений, шли организационные преобразования внутри компаний. Укрупнение игроков рынка, объединение операторов фиксированной и мобильной связи дает возможность предоставлять конвергентные услуги. Такое объединение было проведено «Билайн», который приобрел активы «Голден Телеком», в состав которого на тот момент уже входил оператор «Корбина Телеком». «На сегодняшний день завершилась организационная интеграция компаний «ВымпелКом» и «Голден Телеком», принято решение акционеров о создании VimpelCom ltd на базе «ВымпелКом» и «Киевстар», - рассказывает Андрей Пятахин, директор по развитию корпоративного бизнеса в регионах ОАО "ВымпелКом". Недавно об объединении объявили МТС и группа компаний «Комстар-ОТС».

Крупные игроки рынка сетей приобретают более мелких операторов, например, компания «Сумма Телеком» приобрела «Цифру», а «Смарт Телеком» – «Плаза Телеком» и «VMB-сервис». Компания «Мастертел», оператор связи в Москве и Санкт-Петербурге, расширяя зону поставки своих услуг, приобрела активы телекоммуникационной компании «СитиТэлл».

Компания TELE2 недавно объявила о подписании контракта по приобретению мажоритарного пакета акций казахстанского мобильного оператора NEO. В течение 2009 года компания начала оказывать услуги связи в 17 регионах и Республике Адыгея.

Компания "Телепорт-Сервис" объявила о создании 150 офисов во всех субъектах РФ. По сообщению Андрея Лыкова, заместителя генерального директора по ИТ компании «Скай Линк», в апреле 2009 года оператор завершил формирование Бизнес-единицы «Скай Линк Регионы», которая объединила 27 региональных операционных компаний.

Таким образом, по мнению Сергея Андрияшкина, руководителя направления внешних связей TELE2 Россия, на рынке сегодня присутствуют в основном региональные операторы и небольшое количество крупных компаний («большая тройка» - "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон") с долей рынка около 82%. Кроме того, в настоящее время государство реализует проект создания еще одного оператора сотовой связи с национальным покрытием на базе активов «Связьинвеста».

Эксперты отмечают, что рынок в целом близок к насыщению, и конкуренция высока во всех сегментах рынка. В частном сегменте российского рынка, по оценкам экспертов, процент проникновения услуги широкополосного доступа в федеральных округах в 2009 году составил в СЗФО около 36%, в ПФО – не превышает 25%, в ЦФО – около 15%, и дальнейший рост будет происходить не только за счет экспансии в регионы, но и за счет увеличения скоростей доступа и количества дополнительных сервисов.

Услуги и затраты

Инвестиции в инфраструктуру, которые необходимы при выходе компаний в регионы, приводят к росту конкуренции, снижению тарифов для конечного пользователя и в результате к ухудшению окупаемости вложенных инвестиций. Снижение средней выручки в расчете на одного абонента (Average Revenue per User, ARPU) требует от операторов либо снижать операционные затраты (искать новые технологии), либо расширить спектр услуг.

Важным средством повышения ARPU становится создание пакетов различных услуг, которые пользователь может получить от одного оператора, а также вывод сотовыми операторами безлимитных тарифных планов на доступ в Интернет, и операторами фиксированной связи дополнительных сервисов (видеоконференц-связь, услуги дата-центров, электронная налоговая отчетность и др.).

Компания «ПетерСтар», например, предлагает услугу «Виртуальная витрина» - комплекс из «Личного кабинета» и интернет-магазина, куда входят различные дополнительные услуги (видеонаблюдение, видеоконференция, дополнительные сервисы к услуге телефонии и т.п.). Продажи интернет-услуг, не требующих использования человеческих ресурсов, позволяют снизить операционные затраты и нагрузку на обслуживающий персонал. Продажа голосовых услуг, использующих Интернет в качестве рабочей среды, может обеспечить снижение капитальных затрат. Интернет в качестве платформы для магазина позволяет избежать затрат на создание точки реализации продуктов (и соответственно, избежать дополнительных операционных затрат). Компания «Билайн» также расширяет набор услуг, направленных на оптимизацию затрат. Увеличивается число специализированных предложений для среднего и малого бизнеса.

«Появляются различные проекты, ориентированные на предоставление пользователям развлекательного контента», - рассказывает Андрияшкин. Например, "ВымпелКом" и Wi2Geo договорились о предоставлении уникального сервиса для пользователей. Теперь пользователи смогут бесплатно установить на свои мобильные устройства приложения компании Wi2Geo, социального сервиса, основанного на определении местоположения пользователя и позволяющего знакомиться с пользователями, оказавшимися рядом, отправлять бесплатные сообщения друзьям, осуществлять поиск заведений вокруг, а также информации о распродажах на карте. Компания ESET, международный разработчик антивирусного ПО и решений в области компьютерной безопасности, запустила сервис антивирусной защиты ESET NOD32 для абонентов интернет-провайдера «Ниеншанц-Хоум» и пользователей мобильного Интернета «Скай Линк».

Повысить ARPU компании могут за счет развития собственной розницы и начинают проявлять интерес к бизнесу сотового ритейла: если год назад каждый третий подключенный абонент оставался в абонентской базе, то сейчас только каждый четвертый. По сообщению «Прайм-ТАСС» в компании «МегаФон» полагают, что если раньше розничные салоны сотовой связи в России представляли собой мультибрендовые независимые розничные сети, то сейчас рынок движется в сторону европейской модели, когда салоны сотовой розницы принадлежат операторам связи. Такой подход связан с тем, что абоненты, привлеченные через собственную розницу, демонстрируют на десятки процентов более высокие «срок жизни» и ARPU (по оценкам «МегаФон», разница составляет до 30%), чем подключенные через другие каналы. Выпуск игроками рынка связи устройств под собственной маркой, о чем уже объявили МТС, МегаФон и Google, также вписывается в эту концепцию.

По мнению экспертов, перспективным направлением будет развитие партнерских проектов. «Для оператора продажа и продвижение услуг под другим брендом открывает большие дополнительные возможности, - считает Лыков. - Мы уже начали реализацию проектов MVNO, и готовы их осуществлять во всех регионах присутствия». В частности, компания «Скай Линк» намерена развивать отношения с «ЦентрТелекомом», чтобы реализовать совместный проект по предоставлению услуг связи стандарта CDMA-450, в рамках которого услуги мобильной связи предоставляются под брендом «Скай Линк», а фиксированной — под брендом «ЦентрТелеком».

Цифровое ТВ

Существенную поддержку отрасли в ближайшие годы окажет ФЦП по переходу на цифровое телевещание. Программа рассчитана на период с 2009 по 2015 годы с общим объемом финансирования в 122445 млн руб., из которых 76366 млн руб. – за счет средств федерального бюджета.

В целях реализации программы разрабатывается частотно-территориальный план цифрового вещания. В сентябре был разработан и согласован с министерством обороны частотно-территориальный план для первого пакета программ (мультиплекса), в который войдут общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утвержден в июне этого года. После завершения разработки частотного плана для двух стартовых мультиплексов приступят к проектированию и строительству сетей.

Технологии

В России первая 3G-сеть появилась в Санкт-Петербурге в 2007 году, затем эта технология охватила почти все регионы страны. Как отмечает компания J'son & Partners, основываясь на результатах собственного исследования, первое место по охвату регионов сетями UMTS (3G) занимает "ВымпелКом". По данным на конец октября эта компания смогла развернуть сети связи третьего поколения во всех субъектах РФ, а в 76 регионах 3G-коммуникации запущены в коммерческую эксплуатацию. Второе место по охвату российских регионов принадлежит компании "МегаФон" - она сумела открыть сети связи третьего поколения в 51 субъекте РФ. На третьем месте - "Скай Линк" - ее сети действуют в 32 регионах страны. На четвертом - оператор связи "МТС", который предоставляет услуги связи 3G в 30 регионах России.

3G, по мнению Андрияшкина, – это промежуточный стандарт, который, в зависимости от нагрузки на сеть, не слишком сильно отличается от 2.5G и не слишком актуален, так как, по данным Mforum Analytics, «степень проникновения 3G-телефонов составила лишь 12,5%, и к концу 2010 года проникновение может достичь 25%, в Москве уже сейчас оно составляет 23%». «В качестве следующего шага мы видим технологию LTE (Long Term Evolution), которая, рано или поздно, в Россию придет», - считает он.

Мобильный Интернет, по мнению Лыкова, набирает популярность у российских абонентов, но в настоящее время этот сегмент только начинает развиваться: «Его проникновение составляет около 10%, по нашим оценкам он будет расти не менее чем на 50% ежегодно за счет новых подключений и увеличения объема трафика. В грядущем году все будут предпринимать активные шаги в сторону технологии LTE, которая позволит существенно уменьшить капитальные затраты, увеличить эффективность использования спектра и получить более высокую скорость передачи данных. Для операторов - это возможность более эффективного использования ресурса, а для абонентов – новый уровень доступных сервисов. Мы готовы развернуть сети 4G менее чем за полгода, так как стандарт CDMA, используемый «Скай Линк», близок к LTE».

«Мы наблюдаем очень активный рост мобильного Интернета, при этом новые технологии (3G, WiMax, LTE) делают возможности мобильных сетей совершенно невероятными, - говорит Андрей Пятахин, директор по развитию корпоративного бизнеса в регионах ОАО "ВымпелКом". – Вовлечение беспроводных технологий и возможностей в ИТ-продукты и решения и есть будущее, причем очень близкое».

ИТ и инвестиции

Среди крупных компаний есть такие, в которых автоматизированы практически все бизнес-процессы, и в ближайшем будущем они планируют заниматься лишь поддержкой систем и, возможно, их некоторым развитием, не снижая при этом инвестиций в информационные технологии.

«Телекоммуникационная компания не может нормально развиваться и быть конкурентоспособной, не инвестируя в информационные технологии», - считает Лыков. «Необходимо продолжать информатизацию, чтобы сократить затраты, повысить качество управления», - соглашается Анна Костина, PR-менеджер компании «Мастертел». Видимо, подобного мнения придерживается большинство компаний, так как, несмотря на кризис, они совершенствовали свои бизнес-процессы и информационные системы. Велись и ведутся инфраструктурные проекты (оснащение ПК, сетевые, замена оборудования и т.п.), внедряются учетные системы, модернизируются и внедряются биллинговые.

В целях совершенствования бизнес-процессов ЗАО «Русская телефонная компания», дочерняя компания МТС, занимающаяся управлением и развитием монобрендовой розничной сети МТС, реализовала проект по внедрению корпоративного интранет-портала «TopS BI Intranet Portal» на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007. Созданное в ходе проекта единое информационное пространство повышает уровень информационного взаимодействия сотрудников центрального офиса, филиалов и торговых точек компании. Компания MegaCom – оператор мобильной связи Киргизии – реализовала проект по внедрению системы управления документами и бизнес-процессами DocsVision. Крупнейший оператор связи в Дальневосточном федеральном округе «Дальсвязь» завершил внедрение системы электронного документооборота CompanyMedia на базе платформы корпорации IBM — Lotus Domino/Notes, позволивший создать единый порядок работы с электронными документами; сократить время прохождения документов по структурным подразделениям; усилить контроль исполнения поручений. Региональный оператор мобильной связи "НСС" внедрил комплексное решение, предназначенное для управления процессом ведения маркетинговых кампаний, включающее СУБД Teradata RDBMS 12, на базе которой был создан аналитический репозиторий данных, CRM-система Teradata Relationship Manager V6.1, а также система анализа оттока клиентов Forecsys Churn Solution.

Большинство экспертов полагает, что объем инвестиций в ИТ в ближайшем будущем не изменится. При этом объем капитальных затрат будет зависеть от стратегии развития компании. Например, ожидается, что в ВымпелКоме они вырастут на 50%. Сергей Андрияшкин полагает, что следует ожидать роста инвестиций в ИТ, и основным драйвером здесь будет переход на новые технологии, а именно на 3G или сразу на LTE.

К числу наиболее востребованных в ближайшем будущем технологий Олег Ананьев, генеральный директор ООО «Бизнес-Талисман», относит системы управления коллекторскими функциями, CRM-системы, комплексный мониторинг с функциями антифрода и т.п. По мнению Костиной и Лыкова, компании будут реализовывать ИТ-проекты, направленные на повышение уровня интеграции различных ИТ-систем, создание единого информационного пространства.