«Создание электронного правительства — это узкоспециализированная задача, непрофильная для министерств и ведомств. Рано или поздно они перейдут к аренде — каждый должен заниматься своим делом», Алексей Романов, директор ГУ «Госинформ» |
Строительство информационно-вычислительного комплекса в рамках технопарка «Мордовия» стало заметным событием на ИТ-рынке. Во-первых, он базируется на ЦОД, спроектированном по стандартам Tier IV классификации Uptime Institute, и на данный момент уникален по своим параметрам для России. Во-вторых, он ориентирован не только на обслуживание резидентов технопарка, но и на потребности электронного правительства, причем не только регионального уровня.
Заказчиком проекта стал Госинформ — государственное учреждение Республики Мордовия, созданное в 2006 году и подведомственное Министерству науки, информатизации и новых технологий. Оно является уполномоченной организацией по реализации программы формирования информационного общества в Республике Мордовия. Для реализации этих функций ему переданы полномочия оператора удостоверяющего центра ЭЦП, оператора универсальной электронной карты и оператора вычислительного комплекса.
Создание технопарка «Мордовия» изначально никак не было связано с построением электронного правительства. «На создание информационного центра управления регионом уже были выделены региональные деньги и площади, и в этот момент мы получили право на строительство технопарка, — вспоминает Алексей Романов, директор ГУ “Госинформ”. — Тогда эти два проекта было решено объединить».
Финансировался проект на паритетных началах из федерального и регионального бюджетов. Всего на первую очередь технопарка было выделено 2,2 млрд руб., из них на информационный комплекс со всей инфраструктурой было потрачено 1,6 млрд руб. Сейчас идет речь о реализации второй очереди технопарка, и дополнительные инвестиции в его строительство могут достигнуть 3,5 млрд руб., в том числе в развитие ЦОД — от 600 млн до 1,2 млрд руб.
Коллективное, но доступное
Общеизвестно, что в регионах наблюдается дефицит средств, поэтому вопрос их эффективного использования стоит очень остро.
«Когда мы совместно с Министерством науки, информатизации и новых технологий проанализировали состояние серверных групп, которые использовались министерствами и ведомствами при автоматизации органов государственной власти, то увидели, что загрузка процессоров в среднем не превышала 5%, а некоторые из систем просто не использовались», — говорит Романов.
Можно было заниматься латанием дыр и продолжать строить локальные информационные системы, направленные на решение текущих задач, но при этом происходило бы «размывание» ресурсов. Тогда и возникла идея создать информационный центр управления регионом и сосредоточить в его рамках основные технологические задачи. Однако утверждение планов по созданию технопарка заставило внести в проект значительные коррективы, направленные на расширение используемого функционала.
Все современные предприятия так или иначе автоматизированы: с помощью ERP и CRM, бухгалтерских и кадровых систем. При этом корпоративное ПО является весьма дорогостоящим. Неужели каждая организация должна содержать свою инфраструктуру и заниматься вопросами приобретения и внедрения систем?
«Если речь идет о создании нового проекта, государство должно помогать гражданам страны вести инновационную деятельность», — подчеркивает Романов. При этом встают две задачи: минимизация первоначальных инвестиций и сокращение времени запуска. Модель SaaS является оптимальной — компания ничего не покупает и платит ровно за количество потребленных сервисов.
Это важный шаг в повышении эффективности организаций: компании занимаются профильной деятельностью и перестают думать о проблемах ИТ. От предприятий отсекают непрофильную деятельность, освобождая их ресурсы.
Другой важной задачей является консолидация квалифицированных кадров в рамках крупного центра. Реформа системы образования не слишком хорошо повлияла на качество подготовки специалистов. Однако нехватку кадров можно частично компенсировать их консолидацией с возможностью удаленного предоставления услуг.
Таким образом, информационному центру при технопарке необходим широкий спектр аутсорсинговых систем, причем не только из области ИТ. Требуются услуги юристов, необходима разработка проектной документации, маркетинговые исследования, услуги телевидения и многое другое.
В процессе построения ЦОД, в зависимости от конкретного этапа, над проектом одновременно работают от 7 до 15 сопроектировщиков, разбросанных по всему миру. Связь с ними была бы достаточно дорогостоящей. Поэтому информационному центру необходима собственная система IP-телефонии. И она была в него заложена — в отличие от традиционных ЦОД.
Разумеется, одной лишь IP-телефонии для обеспечения полноценной совместной работы недостаточно. Важным дополнением к ней стала система видео-конференц-связи, а также технологии коллективной работы над документами. Так возник ситуационный центр совместного проектирования.
Наконец, лучшую рекламу резидентам технопарка способно обеспечить телевидение. Однако и цифровое, и кабельное телевидение скоро уйдут с рынка — их вытеснит IP-телевидение. Это стало поводом создания в рамках строящегося центра студии IP-телевидения.
«Разумеется, все указанные компоненты должны быть не только доступными, но и значительно более дешевыми за счет коллективного их использования», — подчеркивает Романов. Таким образом, руководствуясь здравым смыслом, разработчики формулировали требования к строящейся структуре.
По усиленным стандартам
Отдельно следует упомянуть вопрос надежности созданного центра и адекватность инвестиций в него. Переход при проектировании ЦОД от стандартов Tier III к Tier IV увеличивает затраты в 2,5 раза. Именно в силу финансовых факторов мало кто из коммерческих организаций позволяет себе строить столь масштабные структуры.
Как же быть? Использование ресурсов мордовского ЦОД помогает решить проблему. «С моей точки зрения, такой подход является ярким примером помощи государства частным компаниям», — уверен Романов. Создание ЦОД высокой надежности — крайне дорогостоящее мероприятие, но государство должно на это идти, чтобы давать возможность бизнесу пользоваться его услугами.
При желании любые компании могут воспользоваться всеми предлагаемыми услугами центра, в том числе арендой мощностей. Более того, уже сейчас многие предприятия и банки региона обращаются с запросами на размещение информационных ресурсов. «Мы открыты для таких предложений, ЦОД может предоставлять любые услуги как сервис», — говорит Романов.
Существует и еще один аргумент в пользу стандарта Tier IV. В последних распоряжениях правительства очень большое внимание уделяется не только программе «Электронное правительство», но и внедрению универсальной электронной карты. Когда такая система будет внедрена — а это рано или поздно произойдет, — вопрос доступности и надежности хранения этой информации встанет очень серьезно. На рынок реализации соответствующих проектов уже вышли крупные ИТ-игроки (в первую очередь «Ростелеком» — оператор электронного правительства федерального уровня). Но очевидно, что ЦОД уровня Tier IV они строить не будут. В противном случае стоимость их услуг взлетит до небес.
Построение системы электронного правительства — достаточно объемная задача. В ее рамках существует бэк-офисная часть, связанная со взаимодействием государственных структур при обмене информацией, а есть фронт-офисная, связанная со взаимодействием с населением. «Мы четко и ясно распределили, кто чем занимается. Бэк-офисную часть берем на себя мы, а фронт-офисную отдаем “Ростелекому”», — объясняет Романов.
Таким образом достигается надежность и доступность систем за счет дорогостоящих решений государственного уровня, что дает возможность снизить требования к надежности на местах. На площадке центрального ЦОД развернута бэк-офисная система и обеспечивается хранение консолидированных баз данных по региону. На районных же узлах связи силами «Ростелекома» будут построены некрупные ЦОД, направленные на взаимодействие с массовым потребителем. В данном случае ЦОД «Мордовия» будет резервным для таких более мелких узлов.
Тем не менее, каким бы стандартам ни отвечал построенный центр, решить задачу катастрофоустойчивости он не может. «Несколько лет назад встречались с американскими специалистами службы 911, — вспоминает Романов. — Они привели простой пример: в одном из штатов была создана распределенная система ЦОД, но без резервирования за пределами штата. По штату прошел торнадо, уничтожив все без исключения ЦОД и таким образом парализовав работу службы — именно той, которая должна была оставаться работоспособной в случае катаклизмов».
Это важный довод в пользу резервирования, особенно с учетом того, что строить резервный ЦОД подобных масштабов крайне дорого. Однако эта проблема решается с помощью облака. С этой точки зрения важным этапом должно стать сотрудничество с вычислительными центрами крупных предприятий. Ярким примером такого партнерства является договор с Саровским ядерным центром. При возникновении необходимости в крупных вычислениях ряд задач будет перебрасываться на его площадку. Рано или поздно услугами центра может воспользоваться любой заказчик, и резервирование на случай пиковых нагрузок необходимо.
Проект критической значимости
Нельзя утверждать, что главная задача созданного центра — создание и поддержка электронного правительства. В том виде, в котором проект существует сейчас, его основной целью является обеспечение ИКТ-услугами резидентов технопарка. Электронное правительство и центр по его внедрению — лишь один из проектов, развиваемых на этой площадке.
«Один из реализуемых проектов приобретает критическую значимость. С нашей точки зрения, это хороший пример эффективного использования технопарка», — считает Романов.
В рамках ИВЦ создана пилотная зона по разработке типовых решений электронного правительства регионального уровня. Таким образом, речь идет не только об их создании, но и о внедрении, тестировании и обкатке. После этого готовое решение можно будет предлагать остальным регионам.
«Сразу же после проведения первых переговоров со стороны многих регионов появился огромный интерес», — констатирует Романов. Сотрудничество может идти по двум направлениям. Во-первых, это участие в разработке. При создании решений полезно принимать во внимание опыт других регионов: учет их специфики позволит приблизить типовое решение к жизни. Во-вторых, крупные ЦОД различных регионов очень желательно объединить между собой в виртуальное пространство с целью распределения мощностей между ними. Конечно, не в каждом регионе есть ЦОД такого уровня. Тем не менее руководители субъектов РФ получат возможность определять самостоятельно, как они будут решать задачи информатизации органов власти — с помощью капитальных или операционных затрат.
Сейчас у государственных организаций появляется выбор: продолжать разработку собственных решений в рамках «Электронного правительства» или брать их в аренду. «Разумеется, рано или поздно все должны прийти к аренде — каждый должен заниматься своим делом. Создание электронного правительства — это узкоспециализированная задача, непрофильная для министерств и ведомств», — уверен Романов.
Даже если в создание решения вложены значительные ресурсы и оно получилось вполне жизнеспособным, его можно разместить не на собственных ресурсах, а в специализированных ЦОД. В любом случае созданное решение не является закрытым, оно должно взаимодействовать с внешним миром — недаром сейчас создается система межведомственного электронного взаимодействия. Каким бы удачным решение ни было, его придется модифицировать под требования данной системы. К тому же у любого оборудования есть срок жизни. Момент его устаревания будет хорошим поводом перевести систему на хостинг.
Многие руководители это понимают. «Даже сейчас, пока центр еще не до конца введен в действие, у нас заключено большое количество агентских соглашений с министерствами, причем не по нашей инициативе», — говорит Романов. Показательный пример эффективности такого взаимодействия — заключенное еще в прошлом году соглашение с Государственным комитетом по труду и занятости. В его рамках для ведомства была построена частная виртуальная сеть. Только на телефонии за год была достигнута экономия 1,2 млн руб. при инвестициях 450 тыс. руб. Кроме того, ведомство мгновенно сократило расходы на пользование Интернетом, при этом расширив канал, и получило ряд дополнительных услуг.
Далеко не каждая организация готова отдать свои данные в коммерческое облако, и в этом всегда заключалось одно из препятствий для распространения облачных услуг. ЦОД, построенный в Мордовии, будет коммерциализованным, однако в нем целый раздел будет посвящен электронному правительству. С учетом этого был предпринят ряд мер, в частности, была создана мощная система защиты информации, которая в данный момент проходит сертификацию ФСТЭК. Это позволит работать с персональными данными с высшей категорией защиты в рамках виртуализованного ЦОД. Таким образом, по сравнению с традиционными коммерческими ЦОД, появляются два преимущества: степень надежности и защита информации.
По словам Романова, пока среди запросов со стороны компаний преобладают услуги хранения, а банки интересуются резервными операционными центрами. В конечном счете, видимо, многие клиенты перейдут на систему терминального доступа, но пока заказчики психологически к этому не готовы.
«Мы надеемся, что, когда реализуем систему электронного правительства и покажем ее эффективность при работе с терминальных точек, это решение оценят и коммерческие компании», — делится Романов. После этого может идти речь вначале о размещении их оборудования на площадке ЦОД, а затем и о переходе на услуги IaaS и SaaS. На это уйдет три-четыре года — заказчикам надо убедиться, что предлагаемые услуги абсолютно безопасны.
Экономичность и экономия
На данный момент ИВЦ полностью спроектирован на аппаратном обеспечении IBM, а телекоммуникационная инфраструктура построена на платформе Cisco Nexus.
«На первом этапе проекта велики риски, особенно с учетом того, что при проектировании использовались все последние технологии построения ЦОД. Такие задачи всегда проще решать на моновендорных решениях», — объясняет Романов. Сегодня у IBM темпы развития выше, чем у конкурентов, — и с точки зрения обновления процессорной группы, и с точки зрения технологических решений в области хранения информации. Однако при реализации второй очереди проекта будет происходить переход на поливендорные решения: уже проведены переговоры с HP и EMC.
Оптимизация стоимости решения задач разного класса осуществляется уже сейчас: в серверных помещениях представлено оборудование IBM самых разных весовых категорий. Но использование решений одного поставщика может привести к неоправданному завышению цен. При работе с несколькими поставщиками больше возможностей для их сбивания. Кроме того, у клиентов могут быть свои предпочтения по выбору оборудования, особенно когда идет речь о размещении на площадке оборудования заказчика.
Несмотря на то что при проектировании ЦОД скупиться не стали, вопросам его эффективности было уделено значительное внимание. «Как электроэнергия, так и серверное оборудование весьма дороги. Использовать вычислительные мощности на 5% — непозволительная роскошь», — подчеркивает Романов. С точки зрения работы оборудования наиболее эффективное решение лежит в области виртуализации. Если процессор включен, то он должен быть максимально загружен, а не работать вхолостую. Именно поэтому все вычислительные ресурсы, равно как и системы хранения, были виртуализованы.
Что же касается инженерных решений, то главным из них стала система фрикулинга с использованием забортного воздуха. Согласно климатическим нормам Мордовии фрикулинг доступен около 50% времени, а еще 15% времени ЦОД будет работать в переходном режиме.
Для реализации переходного режима построена гибкая система управления холодильными машинами. Каждая из них не может работать на мощности, меньшей 30% от номинала. В ЦОД функционируют четыре двухкомпрессорные машины. Система управления ими построена так, что их можно отключать пошагово. Таким образом достигается более тонкая настройка, позволяющая снижать расход электроэнергии. Это касается температур от -5 до +5 ?C, когда фрикулингом пользоваться нельзя, а работа в режиме холодильных машин не слишком рациональна.
Остальные решения, обеспечивающие энергоэффективность, являются традиционными и не представляют собой ничего нового.
Вполне применимо к центрам подобного масштаба понятие окупаемости инвестиций. «Меня раздражает, когда я слышу, что меры государственной поддержки должны быть самоокупаемыми. На самом деле за них уже уплачены налоги. Я буду рекомендовать рассчитывать стоимость услуг, исходя не из их самоокупаемости, а с существенным дисконтом», — подчеркивает Романов. Поэтому окупаемость центра лежит не в рамках оказываемых услуг, а в рамках реализации проектов, которые будут вестись на территории технопарка.