Рынок высоких технологий

Электронные торги ждут представителей SMB

На рынке электронных закупок в сегменте B2B начался новый виток развития. Во многом это связано с вступлением в действие закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирующего закупки компаний с долей государства более 50% и устанавливающего требования к проведению закупок, которые основаны на информационной открытости и свободной конкуренции. Нормы закона, требующие максимальной публичности закупок госкомпаний, установили принципиально новые правила закупочной деятельности в этой сфере и тем самым существенно повлияли на рынок электронных торгов.

По оценкам B2B-Center, количество сделок, совершенных за 2012 год на основных электронных торговых площадках, специализирующихся на сегменте В2В, увеличилось более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом.

Наряду с количеством торговых операций увеличился и объем сделок. Рост объема торгов значительно уступает динамике числа сделок, но тем не менее остается на высоком уровне — прирост относительно 2011 года составил 54%. Следует отметить, что показатели количества торгов и их объемов росли разными темпами. Это связано с тем, что в 2011 году на электронные торги вышли многие крупные промышленные компании. Они начали переводить в электронную форму закупки основных средств, и объемы таких сделок были весьма значительны. В 2012 году к уже работающим на рынке электронных торгов крупным компаниям присоединились представители среднего бизнеса. Сверхбольших закупок в 2012 году уже не проводилось.

В результате количество сделок существенно выросло, но их объемы увеличились незначительно. В 2012 году число заказчиков, организующих закупки на электронных площадках, выросло на 60%. В целом в сегменте В2В ведется закупка преимущественно основных средств производства, поэтому само количество торговых процедур относительно невелико. Всего 1% от общего числа компаний проводит более 1 тыс. процедур в течение года. К их числу принадлежат компании-гиганты, преимущественно из энергетической отрасли.

В 2013 году показатели по объему рынка В2В, по количеству торгов и их участников будут увеличиваться, однако темп прироста немного замедлится.

В связи с закупками товаров и услуг, которые перечислены в постановлении Правительства РФ № 616 (полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, автомобили) как обязательные для закупок в электронной форме, снизится величина среднего лота, изменится структура закупок по количеству торгов и, как следствие, увеличится число представителей малого бизнеса.

Сейчас торговые площадки нацелены на сегмент наиболее крупных компаний. В поисках новых клиентов-заказчиков операторы торговых площадок начнут менять стратегию развития. В первую очередь они предпримут экспансию на зарубежные рынки, преимущественно в странах СНГ. В дальнейшем произойдет переориентация электронных площадок на средний и малый бизнес.

Управление

В персонал готовы инвестировать

Число компаний, готовых вкладывать средства в развитие своих сотрудников, за последние годы значительно выросло. Как показали результаты опроса, проведенного кадровым центром «Юнити» среди руководителей ИТ-подразделений, 74% организаций готовы инвестировать в образование своего персонала (в 2008 году этот показатель находился на уровне 60%).

Как отмечают эксперты, до 2011 года было выгодно перекупать готовых квалифицированных специалистов. В итоге это привело к резкому росту зарплат и стало одной из причин «перегрева» кадрового рынка. Обучение же позволяет уйти от хантинга и получить мотивированного молодого сотрудника. Этот фактор влияет на такие составляющие, как лояльность специалиста в отношении компании, адаптация новых сотрудников и их более быстрый выход на уровень самостоятельной работы. Наконец, обучение формирует у сотрудника представление о профессиональном развитии и росте внутри компании.

Справедливости ради следует отметить, что в большинстве случаев речь идет о некрупных суммах, покрывающих участие в небольших семинарах. Тем не менее 26% руководителей компаний считают, что вложенные средства все равно не окупятся и сотрудники могут уйти от них к конкурентам.

В ряде случаев заключается договор, обязывающий специалиста отработать на прежнем месте определенный срок. К примеру, обучение на степень MBA предполагает последующую работу в компании не менее трех лет. Однако решающую роль для удержания кадров играет грамотно выстроенная HR-политика компании, в частности — развитый HR-бренд.

ИТ-бюджеты

ИТ-директора ожидают увеличения бюджетов

Несмотря на сложные экономические условия, три четверти ИТ-директоров в нынешнем году ожидают увеличения своих бюджетов. Согласно данным Vanson Bourne, их главными приоритетами являются виртуализация систем и консолидация приложений.

В регионе ЕМЕА 50% респондентов продолжают усилия в направлении серверной виртуализации, а 40% действуют более глобально, консолидируя все мощности ЦОД. Еще 33% говорят о виртуализации рабочих станций.

В целом 10% характеризуют свои планы выражением «агрессивные ИТ-инвестиции, направленные на повышение конкурентоспособности». 28% отмечают, что инвестиции в ИТ обусловлены стремлением повысить эффективность операций с целью общего сокращения издержек.

Техника безопасности

Интернет — главная причина расставания

Специалисты аналитического отдела компании Falcongaze обнародовали итоги ежегодного исследования, посвященного причинам, по которым руководство чаще всего увольняло своих подчиненных. По большей части эти причины были так или иначе связаны с информационной безопасностью.

Как и ранее, в 2012 году, основной причиной для увольнений (не только сохранившей за собой лидирующие позиции, но и укрепившей их) осталось нецелевое использование рабочего времени и Интернета.

По подсчетам аналитиков, 34% увольнений были связаны с банальным нежеланием сотрудников исполнять свои прямые должностные обязанности. Социальные сети, чрезмерное увлечение чтением новостных лент, светских хроник и прочих материалов, а также интернет-покупки, онлайн-игры и просмотр видео — все это стало для многих работников неотъемлемой и даже преобладающей составляющей трудовых будней. Очевидно, что такой принцип построения рабочего дня является абсолютно неприемлемым для работодателей. По причине нецелевого использования рабочего времени чаще всего увольняли сотрудников туристических компаний, банков, а также ИТ-компаний. Что касается сотрудников ИТ-рынка, то была отмечена отдельная тенденция: многие работники пытаются извлечь из своей деятельности двойную выгоду, занимаясь на основной работе дополнительными подработками.

На второе место по значимости вышла такая причина, как обсуждение руководства и политики компании, в том числе в социальных сетях. Как выяснилось, больше всего критики в свой адрес, а также в адрес своей организации не терпят в компаниях розничной торговли и на крупных производственных предприятиях.

«Бронзовым» призером в списке причин стал поиск новой работы.

В желании сменить место труда нет ничего крамольного, однако сотрудники, покидающие организацию, часто прихватывают с собой «нажитое непосильным трудом» — к примеру, клиентские базы контактов, информацию о новых разработках. По сравнению с 2011 годом сотрудников, которых увольняли за взятки, стало немного меньше. Еще одна причина — халатное обращение с конфиденциальными данными. Нередки случаи, когда сотрудники в рабочей круговерти отправляют письмо с договором не на тот почтовый адрес или случайно упоминают информацию «не для всех» в приватной беседе. При этом случайность совершенного проступка ничуть не оберегает компанию от весьма реальных убытков.

Список самых веских причин для увольнения в 2012 году завершает осознанное, с меркантильными целями, разглашение сотрудниками конфиденциальной информации. Чаще всего на продаже данных конкурентам попадались сотрудники промышленных, торговых и ИТ-компаний.