Рынок высоких технологий

HRM: от расчета зарплаты — к управлению талантами

По оценкам TAdviser, в 2012 году объем рынка систем управления персоналом в России превысил отметку 500 млн долл. За полтора года, прошедших с выхода предыдущего исследования, количество реализованных HRM-проектов выросло почти в 2,5 раза.

«Маховое колесо» рынка HRM-систем в России было запущено в кризисный и посткризисный периоды. В 2010 году сегмент систем управления персоналом показал наибольший рост, в конце 2011 года общее HRM-покрытие фактически достигло предела, а в 2012 году количество проектов HRM даже сократилось. Уменьшилось и число проектов, реализованных на базе самой распространенной конфигурации «1С:Зарплата и управление персоналом 8».

На российском рынке HRM решения «1С» остаются лидером в сегменте среднего и малого бизнеса, но используются и крупными компаниями. Так, в число десяти крупнейших HRM-проектов, реализованных в 2011–2012 годах, вошли два проекта на базе «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» в компаниях «Татнефть-Нефтехим» и «Транснефть».

В промышленном секторе, где реализуются самые масштабные проекты, лидируют системы «Галактика ERP», «Монолит: Персонал», «Компас: Управление персоналом» и SAP ERP HCM.

Отечественные вендоры все еще крепко держат рынок HRM-систем, хотя партнеры западных компаний становятся год от года все активнее. Особенно заметны в этом плане партнеры SAP. Сильной экспертизе местных разработчиков они противопоставляют инновационные решения и успешные бизнес-практики.

В части технологических трендов российский рынок HRM следует за мировым, хотя и с некоторым отставанием. Например, уже в 2011 году стало понятно, что управление талантами и рекрутингом выходит на первый план по отношению к первичным функциям HRM, таким как расчет заработной платы и учет кадров. В 2012 году эта тенденция закрепилась и будет только нарастать. Возрастает актуальность подбора персонала через социальные сети, а также интеграция с интернет-ресурсами, развитие внутреннего рекрутинга, использование онлайн-инструментов централизованной оценки, тестирования персонала и управления талантами. Кроме того, растет интерес к модели SaaS и мобильным решениям.

Самый привлекательный сегмент

Согласно данным J'son & Partners Consulting, объем российского рынка мобильных бизнес-приложений по итогам 2012 года составил 3,2 млн долл. Это крайне перспективный рынок. Ожидается, что среднегодовой темп его роста в течение ближайших четырех лет составит 110%. Таким образом, к 2016 году рынок мобильных бизнес-приложений в России будет исчисляться суммой 63 млн долл.

Как подчеркивают аналитики, бизнес-приложения в России пока только набирают популярность, несмотря на то что они способны оказать помощь пользователю смартфона в работе и учебе. Но вместе с тем данный сегмент приложений постоянно развивается и является самым привлекательным для инвесторов.

Именно сейчас в России начинает расти доля смартфонов и планшетов в общих продажах, растет также проникновение мобильного Интернета, к чему располагает развертывание сетей LTE и охват все больших территорий сетью 3G. Все больше компаний хотят воспользоваться бизнес-приложениями для внутренних корпоративных целей.

На сегодняшний день не все компании решаются перенести часть своих бизнес-задач на мобильные устройства. Более того, стоит отметить, что лишь малая доля российских компаний имеет собственные бизнес-приложения для корпоративного использования. Однако рынок мобильных бизнес-приложений окажет сильное влияние на будущую модель организации бизнеса. В перспективе трех – пяти лет бизнес-системы будут активно мигрировать на мобильные платформы.

Изменяются потребности бизнеса в получении доступа к различным функциям вне офиса. Пока разработки под заказ доступны в основном крупным компаниям, но российский мобильный рынок стремительно растет, и в дальнейшем данный продукт станет пользоваться спросом у широкого спектра бизнес-организаций.

При анализе российского рынка бизнес-приложений в J'son & Partners составили рейтинг разработчиков, специализирующихся в данном сегменте. Наиболее заметными являются «Энтерра», InfoShell, MobileUp, Hint Solutions, e-Legion и Unreal Mojo.

Факторы, способствующие росту рынка бизнес-приложений в России, очевидны: это рост продаж смартфонов и планшетов, распространение связи 3G и LTE, развитие операционных систем, а также удобство использования мобильных приложений для решения бизнес-задач. Существуют и определенные барьеры: непонимание многими компаниями возможностей мобильных решений, высокая стоимость разработки, невысокое качество мобильного Интернета. Кроме того, компании далеко не всегда компенсируют сотрудникам затраты на мобильный Интернет для работы с бизнес-приложениями.

Техника безопасности

Утечки не признают

Более половины офисных сотрудников периодически работают со служебной информацией вне офиса — по вечерам, во время болезни, в командировках. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного

Superjob.ru, почти четверть сотрудников так поступают несколько раз в неделю. По их словам, постоянная включенность в дела компании необходима для успешной работы. Несколько раз в месяц работают со служебной информацией удаленно 16% офисных служащих, еще 15% делают это несколько раз в год. Лишь около трети офисных служащих никогда не работают с документами фирмы вне стен компании.

Большинство тех, кто периодически работает со служебной информацией удаленно, переносит нужные документы на съемный диск или

на электронную почту. Треть респондентов использует интернет-

доступ к рабочей сети или компьютеру, а почти каждый пятый по старинке выносит из офиса документы в бумажном виде. Файлоообменники используют всего 8% опрошенных.

Какие бы способы удаленной работы с документами ни выбирали офисные служащие, более половины из них подписывали соглашение о неразглашении коммерческой тайны, а значит, должны заботиться об информационной безопасности при удаленной работе с документами. Какое наказание ждет сотрудников, пренебрегающих обязанностью хранить конфиденциальную

информацию в секрете? В 30% случаев работнику грозит дисциплинарное взыскание — замечание, выговор или даже увольнение, 14% опрошенных сообщили, что компания может оштрафовать работника, а 18% отмечают, что в официальных документах санкции не прописаны.

По данным опроса, проведенного среди работодателей, в 41% компаний ни разу не происходило утечек информации. Лишь 14% признали наличие таких случаев, а 45% отказались ответить.

Управление

Амбициозные и безответственные

Многие HR-менеджеры хотя и упрекают поколение Y в безответственности и лени, вместе с тем признают, что молодым свойственны такие положительные качества, как целеустремленность, инициативность и стремление к новым знаниям. Таковы результаты опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди менеджеров по персоналу.

В России поколением Y принято называть тех, кто родился и вырос в новых экономических и политических условиях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Сегодня эти юноши и девушки начинают карьеру, и, как отмечают социальные психологи, их отношение к делу заметно иное, чем у более взрослых людей.

По мнению 17% HR-менеджеров, главное качество поколения Y — это амбициозность и карьеризм, при этом амбиции не всегда бывают подкреплены навыками соискателя.

На втором месте такое качество молодежи, как активность и энергичность — его отметили 15% специалистов. Каждый десятый менеджер по персоналу отметил, что представителей поколения Y отличает безотве­тственность.

Кроме того, почти половина HR-менеджеров полагают, что молодежь до 25 лет хуже соблюдает субординацию и корпоративную этику, чем представители старших поколений. По их наблюдениям, поколение Y стремится к неформальному стилю общения, не всегда соблюдает дресс-код и нередко опаздывает в офис.

Бизнес и технологии

ИТ-менеджеры поневоле

Как подсчитали в AMI-Partners, малый бизнес ежегодно теряет 24 млрд долл., возлагая на непрофильных специалистов из числа собственных сотрудников обязанности по управлению ИТ-ресурсами компании. Согласно результатам исследования «ИТ-менеджеры поневоле», сотрудники, назначаемые ответственными за ИТ-администрирование в силу их большей по сравнению с коллегами компетентности в технологической сфере, заняты непрофильной для них работой почти 300 часов в год.

В результате компании несут существенные убытки, а треть самих невольных ИТ-менеджеров прямо называет свои вынужденные обязанности помехой для основной работы. При этом шесть из десяти специалистов заявляют о желании упростить технологические решения, обеспечивающие работу их предприятий. Выходом для них становятся набирающие все большую популярность облачные решения.

Впрочем, интерес ИТ-менеджеров компаний SMB к облачным решениям нельзя назвать поголовным. Лишь 36% из них заинтересованы в использовании облачных офисных систем и инструментов для совместной работы, а 33% согласны выделить на облачные решения более значимую часть ИТ-бюджета.

Бизнес-встречи через видео

Видео-конференц-связь, а также подходы к тому, как, где, кем и для чего она используется, стремительно меняются. Как отмечают в Wainhouse Research, значительно растет популярность видеотехнологий как корпоративного инструмента повышения производительности. Преимуществом видеоконференций становится повышение эффективности, а также ускорение принятия решений и сокращение расходов на деловые поездки. Из новых вариантов применения видеоконференций, появившихся в компаниях в последнее время, стоит выделить встречи с заказчиками и партнерами.

На рынке представлены решения разных поставщиков, поэтому их совместимость является для компаний критически важным фактором. 60% респондентов сообщили, что используют для видеоконференций оборудование или программное обеспечение двух или более поставщиков, а 32% — решения трех и более поставщиков.