ОАО «ФСК ЕЭС» продолжает автоматизировать процессы техобслуживания и ремонтов оборудования, взяв курс на создание системы поддержки принятия управленческих решений в этой области

В России немалое число предприятий отсчитывают свою историю с советских времен. От прежней, социалистической экономики им достались значительные объемы основных фондов, по большей части физически изношенных, и, чтобы обеспечить устойчивую, безаварийную работу производственных под­разделений, предприятиям приходится уделять серьезное внимание управлению техническим обслуживанием и ремонтами оборудования. Для энергетиков поддержание основных фондов в исправном состоянии — это вопрос не только эффективности производства, но и безопасности энергообъектов, которые находятся на балансе энергокомпаний, а также многочисленных потребителей, подключенных к их инфраструктуре.

Техническое обслуживание и ремонты оборудования (ТОиР) в Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС), которая обеспечивает передачу электроэнергии на территории России по Единой национальной (общероссийской) электрической сети, рассматривается как один из основных бизнес-процессов. По мнению Валерия Пудова, заместителя главного инженера ФСК ЕЭС, компании удалось сохранить лучшие традиции РАО ЕЭС и советской энергетики в части нормативного планирования работ ТОиР, их регламентации и методологии: четко разделены сферы ответственности от уровня производственных подразделений и до департаментов, ответственных за техническую, финансовую составляющие процесса ТОиР.

ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики РФ как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» единая энергетическая система России признана «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности» государства. Основной ее частью «является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства». Для ее «сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике» было предусмотрено создание ФСК ЕЭС. В постановлении Правительства РФ от 21.12.2001 № 881 были утверждены критерии отнесения к ЕНЭС магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства. Среди основных направлений деятельности компании — управление ЕНЭС, предоставление услуг субъектам оптового рынка электроэнергии по ее передаче и присоединению к электрической сети, инвестиционная деятельность в сфере развития ЕНЭС, поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей и технический надзор за состоянием сетевых объектов.

Основной процесс

Ключевая ответственность за деятельность в области

ТОиР в ФСК ЕЭС возложена на главного инженера компании. Блок главного инженера ФСК ЕЭС входит в состав производственного блока, он охватывает восемь филиалов Магистральных электрических сетей и находящиеся в их ведении предприятия, которые несут ответственность за состояние своих объектов — подстанций и линий электропередачи, а также, разумеется, за планирование работ ТОиР на этих объектах. Эти планы формируются и утверждаются на уровне филиалов, затем в исполнительном аппарате компании у главного инженера. Персональная ответственность за деятельность в области ТОиР в филиалах возложена на их главных инженеров, на предприятиях — на главных инженеров предприятий.

Финансирование работ ТОиР осуществляется из операционного бюджета ФСК ЕЭС. Крупными проектами, связанными с модернизацией и реконструкцией имеющихся производственных объектов, а также строительством новых занимается инвестиционный блок компании. Департаменты, ответственные за инвестиционное планирование, разрабатывают проекты, финансируемые из инвестиционного бюджета. Наиболее важные проекты, связанные с выдачей мощности генерации, а также проекты по обеспечению энергоснабжения в важных государственных проектах, таких, например, как Сочи-2014, встреча стран АТЭС и пр., разумеется, получают статус стратегических. Выполнение функций заказчика-застройщика в области нового строительства, реконструкции и технического перевооружения электросетевых объектов и инфраструктуры осуществляет Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы (ЦИУС ЕЭС), дочерняя компания ФСК ЕЭС.

В российской энергетической отрасли в сфере техобслуживания и ремонтов оборудования действуют стандарты Министерства энергетики и ряда других регулирующих органов РФ. ФСК ЕЭС их соблюдает, детализируя внешние стандарты в соответствии со своей организационной структурой и выстраивая на их базе свои внутренние регламенты. Это один из главных факторов, за счет которых обеспечивается эффективность ТОиР. В будущем ФСК ЕЭС рассчитывает выйти на внедрение адаптированного к российским особенностям стандарта управления производственными активами

PAS 55, разработанного Британским институтом стандартов (в настоящее время на его основе готовится серия стандартов ISO 55000).

Ключевые принципы управления ТОиР в ФСК ЕЭС определяет техническая политика компании. Особое внимание уделяется планово-предупредительным ремонтам. При их планировании учитываются не только нормативные сроки, установленные поставщиками оборудования, но и фактическое состояние оборудования.

«Поскольку любое отключение может повлечь за собой прекращение подачи электроэнергии большому числу потребителей, новые подходы в области ТОиР мы предпочитаем внедрять постепенно, выбирая те, которые хорошо зарекомендовали себя в нашей практике», — рассказывает Пудов.

В области ТОиР в компании ФСК ЕЭС применяется скользящее пятилетнее планирование с учетом ежегодного уточнения и корректировок ввиду объективно изменяющихся факторов, таких как результаты диагностики оборудования и осмотров линий электропередачи, графики отключений, работа смежных компаний и др.

Информационный фундамент деятельности в области ТОиР — модель энергетической сети, включающая данные обо всем производственном оборудовании ФСК ЕЭС. По словам Пудова, компания стремится поддерживать модель своей сети в актуальном состоянии, чтобы иметь точные и актуальные данные об оборудовании, которое эксплуатируется в компании, а также обеспечить непротиворечивость данных в системах различных информационных контуров ФСК ЕЭС.

Валерий Пудов, заместитель главного инженера ФСК ЕЭС
«Хотелось бы, чтобы система не просто отражала различные факты, но и помогала принимать решения по ТОиР», Валерий Пудов, заместитель главного инженера ФСК ЕЭС

От информации — к ремонтам

Автоматизация процессов ТОиР — еще один очень важный фактор их эффективности. «Без активного использования современных ИТ-решений сегодня проблематично планировать работы в области ТОиР, оценивать эффективность их выполнения, поскольку эти аспекты сильно переплетаются с оперативным планированием деятельности, бюджетным управлением и прочими — все процессы в энергетической компании сильно взаимоувязаны», — поясняет Пудов.

Среди основных целей автоматизации ТОиР в ФСК ЕЭС — увеличение эффективности деятельности подраз­делений (повышение производительности труда, снижение затрат и пр.), а также обеспечение руководителей необходимой им информацией, которая должна предоставляться в нужное время, в требуемом разрезе и в нужном им виде. «Одна из наших целей — предоставить руководителю такой инструмент, чтобы он мог оценивать и анализировать имеющиеся на текущий момент данные по ТОиР, — отмечает Пудов. — В дальнейшем планируется добавить в этот инструментарий функции поддержки принятия решений по ТОиР с учетом фактического состояния оборудования, отраслевых норм и регламентов, ранее произведенных работ и многих других факторов. Станет возможен переход к более комплексной оценке состояния производственных объектов на основе расчета индексов их технического состояния».

Внедрение информационных систем для управления ТОиР в компании ФСК ЕЭС началось достаточно давно. При выстраивании автоматизации этих процессов учитывались не только собственные достижения и ошибки, но также опыт российской энергетической отрасли и зарубежных компаний схожего профиля.

Некоторое время назад компания взяла курс на внедрение бизнес-приложений SAP. «Это решение позволило уйти от лоскутной автоматизации и обеспечить целостность решения бизнес-задач компании: они теперь решаются с учетом множества взаимосвязей, которые имеются между бизнес-процессами», — говорит Пудов.

Раньше на местах немало умельцев создавали и развертывали локальные системы, в них слабо учитывались корпоративные стандарты как в области ИТ, так и в тех предметных областях, которые они были призваны автоматизировать, и практически отсутствовало согласование с ИТ-стратегией компании. Эти лоскутные решения было сложно интегрировать с другими системами, в результате даже такие простые операции, как получение отчетности, выливались в серьезную головную боль из-за отсутствия единых форматов представления информации.

Средствами SAP реализована база данных о производственном оборудовании, имеется возможность планировать и вести учет выполненных работ в области ТОиР по отдельным единицам оборудования, осуществлять целевые программы и пр. Планирование ведется на период от одного до пяти лет, разумеется, корректировки также возможны. Также реализованы функции анализа и подготовки отчетности по различным срезам, предназначенной для руководителей разных уровней, как в центральном офисе компании, так и в филиалах. В дальнейшем на базе решений SAP планируется управлять и проектами модернизации производственных объектов. По словам Пудова, сегодня специалисты компании стараются проводить автоматизацию ТОиР таким образом, чтобы создаваемая система была максимально удобной и полезной для пользователей, чтобы они хотели ее применять и с ее помощью смогли уменьшить объем рутинной работы.

Непростым вопросом остается сбор данных о состоянии производственного оборудования. «В настоящее время ведение результатов диагностики, дефектов и другой информации об изменении технического состояния оборудования в процессе эксплуатации преимущественно осуществляется за рамками системы. Кроме того, к сожалению, далеко не все оборудование оснащено датчиками, способными собирать данные о его техническом состоянии, — поясняет Пудов. — Следовательно, первоочередной задачей видим необходимость выстраивания единого процесса диагностики и оценки технического состояния, систематизации и автоматизации ведения нормативно-справочной информации, обеспечивающей данный процесс с целью достижения единообразия, повышения качества и прозрачности планирования ТОиР».

В настоящее время специалисты ФСК ЕЭС приступили к реализации проекта автоматизации процессов диагностики и оценки технического состояния оборудования, в том числе автоматизации выбора объектов и работ для формирования предложений, вносимых в план ТОиР, с учетом различных алгоритмов, весовых характеристик значимости той или иной рекомендации и пр. В скором времени будет начат проект по внедрению мобильных терминалов для специалистов, осуществляющих обходы и осмотры линий электропередачи. Среди других проектов, которые запланированы к реализации в ближайшее время, — интеграция ERP и систем технологического контура, оптимизация среднесрочного и долгосрочного планирования с использованием новых возможностей решений SAP, в том числе рассматривается возможность применения решения HANA.

В будущем планируется связать модель энергетической сети с картографическими данными, для этого будет реализована интеграция подсистемы, в которой ведется управление ТОиР, с геоинформационной системой. Также будут разработаны и проклассифицированы графы дорог для обеспечения оптимального пути доставки ремонтных и аварийных бригад к производственным объектам (линиям электропередачи) с учетом типа транспортного средства и сезонности. Сейчас уже ведется пилотный проект, по результатам которого будет принято решение о целесообразности тиражирования этих подходов и технологий по компании в целом.