ИТ-инвестиции и казино

2014 год станет началом эпохи цифровой промышленной экономики, заявил на конференции

Gartner Symposium старший вице-президент аналитического агентства Gartner Питер Сондергаард. Мировые расходы на информационные технологии в 2014 году вырастут на 3,6% и достигнут 3,8 трлн долл.

Все бюджеты теперь становятся ИТ-бюджетами, а все компании — технологическими компаниями, подчеркнул он. Цифровая промышленная экономика будет строиться на фундаменте облачных, мобильных и социальных технологий и Всеобъемлющего интернета, объединяющего физический и виртуальный миры. Это приведет к созданию новой экономики.

«Цифровизация» окажет влияние на каждое направление в работе компаний. Она повлияет на взаимодействие с клиентами и сотрудниками, методы управления предприятиями, оказание услуг и, конечно, создаст новые бизнес-модели. Предприятия, понимающие это и предпринимающие действия в этом направлении, войдут в число лидеров новой цифровой экономики.

Изменения радикально отразятся и на игроках рынка. Традиционные ИТ-компании окажутся в ситуации, когда их стратегия, методы продаж, партнерская экосистема будут проверяться на прочность. Многие нынешние лидеры в новой экономике могут сдать позиции.

Разумеется, столь масштабные преобразования должны потребовать значительных инвестиций в ИТ. К сожалению, не очень понятно, как действия компаний будут соотноситься с очередным витком кризиса, который обещают некоторые эксперты.

В рамках дискуссии на форуме «IT-лидер» стратегия вложений в ИТ в период стагнации и кризиса сравнивалась с игрой в казино: да, можно «сорвать банк», но более вероятен крупный проигрыш.

«Бизнес является производной от личности его владельца, и принимаемые им риски — вещь субъективная: что естественно для одного, может быть неприемлемым для другого», — считает Борис Бобровников, генеральный директор «Крок». По его словам, кризис — замечательное время делать бизнес. Адреналин пропитывает общество, все становится дешевле, а сотрудники начинают работать усерднее.

Тем не менее сейчас ситуация несколько иная: гарантирована рецессия на нескольк лет, но кризиса как такового не ощущается. Рост бизнеса большинства компаний остановился, а издержки и инфляция продолжают расти. В такой ситуации компания, не повышающая свою эффективность хотя бы на 5% в год, вылетает из бизнеса.

«В казино, как и в ИТ-инвестициях, важно вовремя остановиться», — подчеркивает Игорь Мушаков, главный исполнительный директор по информационным технологиям банка «Уралсиб». Разумеется, если у компании есть хоть какой-то резерв, то кризис — идеальное время, чтобы вырваться вперед на фоне проблем у всех остальных. Но в противном случае выбора не остается — приходится плыть по течению вместе со всеми коллегами по несчастью, и тут не до инвестиций.

В таких условиях становится актуальным управление рисками: потерь избежать не удастся, но важно их минимизировать. Кроме того, рынок падает неравномерно, и есть возможность лавировать, определяя наиболее перспективные направления.

«К нам кризис уже пришел: принято решение о заморозке тарифов», — констатировал Андрей Сницкий, директор по ИТ, стратегии и бизнес-процессам МОЭСК. По его словам, как раз сейчас в компании идет защита проектов на ближайший год, и далеко не все получат финансирование. Например, ERP-проекты точно будут заморожены, а проекты-«звезды» — поддержаны. К числу последних можно отнести построение «умных» сетей (Smart Grid), что должно на 20% сократить затраты при передаче энергии.

«Наше всемогущество — миф, так ситуация выглядит лишь со стороны. У нас источник средств тоже небесконечен, хотя в силу масштаба организации и приходится реализовывать впечатляющие проекты», — признает Мирча Михаэску, директор управления ИТ-стратегии «Сбербанка». Действительно, всем компаниям в нынешнее время важно идти более мелкими шагами, чем обычно, реализуя относительно скромные проекты. Такой же политики придерживаются и в «Сбербанке». Однако исключительно о сокращении издержек речи быть не должно.

«Кризисы по своей природе естественны, они регулярно повторяются. В такой ситуации оправданна стратегия grow-fix, когда в период роста компания активно развивается, а при его замедлении действует более осторожно», — говорит Кирилл Меньшов, директор департамента развития и программного управления Yota. По его мнению, период кризиса — хорошее время для внутренней оптимизации и избавления от унаследованных систем, с которыми не было времени разбираться в период роста.