Тема борьбы с мошенничеством становится все более актуальной — не случайно на ИТ-конференциях начали организовывать соответствующие секции, вызывающие значительный интерес. Как показывает практика, консервативных методов для борьбы со злоумышленниками компаниям катастрофически не хватает. О проблемах страхового мошенничества в России рассказывает Алексей Алгазин, президент Ассоциации страховой безопасности РФ.

 

Алексей Алгазин, президент Ассоциации страховой безопасности РФ
Алексей Алгазин, президент Ассоциации страховой безопасности РФ

Какие тенденции наблюдаются в страховом мошенничестве? Как меняется лицо мошенника и почему это происходит?

Наблюдается явная и устойчивая тенденция к росту преступлений в сфере страхования, особенно в секторе страхования транспортных средств и гражданской ответственности их владельцев. Если в начале 2010 года уровень ложных претензий составлял 10,5% от общего объема страховых выплат по ОСАГО, то к началу 2013-го эта цифра достигла, по оценкам некоторых страховщиков, 18%, а по каско — 13,3%. За три года количество мошеннических действий увеличилось более чем вдвое!

Практически во всех крупных городах выявлены факты деятельности организованных преступных групп, специализирующихся исключительно на страховом мошенничестве. Кроме того, возросло число и мошеннических действий, совершаемых «любителями». Практически каждый второй реальный страховой случай вызывает у потерпевших и страхователей желание искусственно увеличить размер страхового возмещения.

Отрицательным явлением стал массовый переход мошенников в суды «под дымовой завесой» новшеств, касающихся защиты прав потребителей. При этом мошенники от банальных инсценировок страховых событий переходят к профессиональному конвейеру — созданию общественных объединений и специализированных сайтов.

На место основных злоумышленников в сфере автострахования (перекупщиков автомобилей и работников станций техобслуживания) приходят новые последователи Остапа Бендера — сотрудники оценочных и экспертных бюро, адвокаты и правозащитники. Опасность такого рода мошенничества заключается в том, что юристы профессионально вводят в заблуждение суд, получая судебное решение, которое является их «страховым полисом», защищающим от обвинения в обмане.

В чем проблема страховых компаний, попадающих под удар мошенников?

Проблема компаний в том, что страховщики, не обладая возможностями мониторинга с помощью ИТ-систем, упускают момент подачи сомнительных исков и допускают переход дела в суд, который принимает решение в пользу истца. В результате страховые компании проигрывают 95% всех судебных процессов.

Анализ практической работы страховых компаний по противодействию мошенничеству позволяет сделать вывод о ее низкой эффективности. Уровень ежедневно причиняемых убытков таков, что требуется принятие новых, адекватных мер, разработка новых направлений и методик выявления мошенничества.

Страховщики уделяют все больше внимания вопросам безопасности страховой деятельности. Они формируют штатные подразделения по борьбе с мошенничеством, проводят собственные расследования сомнительных случаев, создают черные списки нечестных клиентов и обмениваются этой информацией, взаимодействуют с ГИБДД. Но в большинстве случаев их успехи зависят от личного профессионализма сотрудников, удачно построенной системы безопасности и накопленного опыта.

Насколько распространены решения класса Fraud Management в страховых компаниях? Каковы их перспективы?

К сожалению, далеко не все страховые компании готовы противостоять мошенникам в профессиональном плане. Анализ деятельности служб безопасности некоторых страховых компаний позволяет сделать вывод о непонимании специфики страхового мошенничества, отсутствии системного подхода к выявлению признаков обмана, незнании позитивной следственной и судебной практики.

На сегодняшний день общей проблемой страховых компаний в сфере безопасности является отсутствие ИТ-продуктов для выявления мошенничества и алгоритмов проведения расследований типовых и сложных страховых случаев. Подразделения компаний, отвечающие за экономическую безопасность и сокращение объема необоснованных страховых выплат, практически не имеют профессиональных инструментов в виде специализированных средств анализа, мониторинга, прогнозирования, оценки степени риска, выявления признаков мошенничества.

Дедовские методы еще долго будут использоваться, но на их место должны приходить новые инструменты. Разработка новых отечественных решений, а также адаптация имеющихся импортных продуктов для предупреждения и выявления страхового мошенничества представляется эффективным и востребованным направлением.