Первые итоги автоматизации записи в дошкольные образовательные учреждения и трудности, с которыми пришлось столкнуться, обсудили и проанализировали участники круглого стола «Электронная очередь в дошкольные учреждения: региональный опыт внедрения и перспективы развития», организованного Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области совместно с Министерством образования Московской области при поддержке журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU)
![]() |
«Мы хотим создать единую систему, позволяющую планировать потребность в детсадах, школах, а в дальнейшем — в рабочих местах», Мария Юргелас, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области |
Ликвидация очередей в детские сады признана задачей государственной важности. Указ Президента РФ (от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») предписывает покончить с очередями в дошкольные учреждения для детей от трех до семи лет к 1 января 2016 года. Выполнять это решение придется, несмотря на то что в некоторых регионах нет ни свободных мест в детских садах, ни денег в бюджете на их строительство.
Во многих городах и районах электронную очередь в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) опробовали еще три-четыре года назад. А вот опыт предоставления такой услуги на региональном уровне только начал накапливаться. Общерегиональная электронная запись в ДОУ действует в Амурской области и Башкортостане, на Сахалине и в Татарстане. В 2013 году информационные системы для записи в детсады запущены в Московской, Ростовской и Тульской областях, на 2014 год аналогичные планы строят в Хабаровском крае и в других субъектах федерации.
Приступить к ликвидации
Самая длинная очередь в детсады скопилась в Московской области — более 206,5 тыс. заявлений. Население ежегодно прирастает на 30 тыс. малышей (в том числе за счет мигрантов), а потому резко увеличивается дефицит мест в дошкольных учреждениях, многие из которых ранее были перепрофилированы. Власти признали необходимость ликвидации очереди в детские сады одной из приоритетных задач области и включили в программу губернатора «Наше Подмосковье» создание единой информационной системы (ЕИС) для записи в ДОУ.
Прежде всего электронная очередь призвана сделать процесс зачисления ребенка в садик прозрачным и снизить социальную напряженность. Родители самостоятельно могут отследить продвижение своего ребенка в очереди, убедиться в отсутствии «блата», в том что приоритет имеют только льготники.
«Власть должна быть открытой, — убеждена Мария Юргелас, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. — Если проблема есть, люди должны знать о ее существовании. Поэтому необходим информационный ресурс».
Экономика очереди
Помимо социальной задачи, внедрение электронной очереди преследует важную экономическую цель — планирование мероприятий по созданию дополнительных мест. Каждый муниципалитет разрабатывает дорожную карту, где указаны подобные мероприятия: закупка услуг частных детсадов, открытие семейных групп и групп кратковременного пребывания, выплата многодетным родителям денежной компенсации, ремонт и возвращение в систему зданий бывших детских садов, развитие государственно-частного партнерства, рациональное использование имеющихся помещений и строительство новых ДОУ. Фиксация точной численности очереди на определенную дату — ключевое условие для понимания того, как финансировать программу создания дополнительных мест, считает Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области.
Самый дорогой способ создания новых мест в ДОУ — строительство. Капитальные затраты на обеспечение места в детском саду для одного ребенка составляют около 950 тыс. руб., так что ошибки в планировании и учете количества нуждающихся обходятся недешево. Для качественного планирования и оптимизации затрат на строительство новых детсадов требуются актуальные и точные данные о потребностях районов в дополнительных местах. «Мы централизовали все районные ресурсы, чтобы на основе первичной информации вести единую базу, формировать аналитические отчеты и принимать правильные решения о строительстве», — рассказывает Юргелас.
Быстрыми темпами
Госконтракт на создание инфраструктуры электронной записи в ДОУ на сумму 19 млн руб. выиграла компания «Ростелеком», имеющая опыт внедрения подобных систем, в том числе в трех районах Подмосковья. Наряду с программным продуктом «Ростелеком» предоставляет услуги по настройке и эксплуатации системы, а также средства защиты каналов связи. «Это выгодно, так как позволяет быстро получить в свое распоряжение необходимую инфраструктуру и избавиться от «головной боли» по ее эксплуатации и администрированию», — поясняет Татьяна Сидорук, главный специалист отдела дошкольного образования и воспитания Солнечногорского района.
![]() |
«Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем», Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области |
В Московской области свыше 2 тыс. дошкольных учреждений и более 500 тыс. детей в возрасте до семи лет. «Введение электронной очереди в таких масштабах — задача очень серьезная и ответственная», — подчеркнула Запалацкая. Тем не менее подготовить и запустить единую информационную систему «Зачисление в ДОУ» удалось в очень короткие сроки — за четыре месяца. С июля 2013 года система введена в действие, а с сентября переведена в промышленную эксплуатацию. За два месяца в ЕИС было подано 32 тыс. заявлений, из них 12,5 тыс. — через областной портал госуслуг.
Электронная очередь позволила создать актуальную региональную базу данных, исключив дублирование заявлений по одному и тому же ребенку, сформировать единые реестры ДОУ и их воспитанников, упростить и ускорить процедуру зачисления, а также выявить детей, которым понадобится место в садике в текущем году или в ближайшие годы.
Средства на поддержку и развитие ЕИС заложены в бюджет из расчета 20–25% первоначальных затрат, отдельно выделены средства на каналы связи, информационную защиту и интеграцию с другими ресурсами. В текущем году намечено создать единый контур безопасности, обеспечив централизованный контроль защиты персональных данных.
Независимость как препятствие
Источником главной проблемы, с которой сталкиваются все регионы при переводе услуг в электронный вид, является закон о принципах организации местного самоуправления. Он наделяет муниципалитеты самостоятельностью по широкому кругу вопросов — в частности, у каждого из них собственный регламент записи в дошкольные учреждения. «Самое трудное при внедрении электронной очереди — согласовать единые требования с муниципалитетами», — отмечает Екатерина Седова, ведущий специалист информационно-аналитического отдела департамента образования Ярославской области.
Приведение к общему знаменателю порядка приема в ДОУ в 72 районах и городских округах было самой сложной задачей и в подмосковном проекте. Чтобы унифицировать правила приема в детские сады и постановки на учет, пришлось тщательно проработать примерный административный регламент. «Договориться со всеми главами муниципалитетов было крайне сложно, и без поддержки губернатора Московской области Андрея Воробьева это бы не удалось», — подчеркивает Юргелас. По наблюдениям Алексея Матвеева, замдиректора департамента «Армада Софт», подобная ситуация весьма типична — создать единые правила получается только при наличии жесткой воли со стороны региональной власти.
После того как позиции были согласованы и главы муниципалитетов поддержали проект, ЕИС запускалась под их личную ответственность и кураторов на местах они назначали сами. Единый регламент приняли на правительственной комиссии и утвердили нормативным актом. На его основе муниципалитеты разработали собственные регламенты зачисления в детсады в электронном виде, поскольку каждый район и округ имеют свою специфику и вправе устанавливать дополнительные льготы.
Через тернии
Переход на новую технологию всегда проходит напряженно: повышенные трудозатраты, высокий уровень неопределенности, недовольство пользователей... Дополнительное напряжение вызвали чрезвычайно сжатые сроки создания единых паспортов учреждений, внесения в базу предельно точных сведений по спискам воспитанников и очередников.
Первым серьезным препятствием при внедрении региональной системы стало элементарное непонимание: зачем она нужна, когда весь процесс налажен и работает? К началу создания региональной системы электронной очереди уже имелись подобные системы масштаба районов в 25 муниципалитетах, но они выполняли очень узкую функцию, не обеспечивая скоординированного решения проблем в области в целом. К примеру, один ребенок нередко ставился в очередь сразу в двух районах — по месту прописки обоих родителей.
С переходом на единую систему, где в качестве идентификатора используется номер свидетельства о рождении, все районы «вычистили» базу и устранили дублирующиеся записи. Возможность просматривать комплектацию групп во всех детсадах в режиме реального времени позволила оперативно вносить в нее изменения. В результате уже к сентябрю очередь в детские сады Подмосковья сократилась на 4 тыс. человек.
![]() |
«Самое трудное при внедрении электронной очереди — согласовать единые требования с муниципалитетами», Екатерина Седова, ведущий специалист информационно-аналитического отдела департамента образования Ярославской области |
Простота и удобство электронной записи привели к заметному росту потока заявлений из удаленных поселений. Так как после дистанционной подачи заявления родителям все равно необходимо лично принести документы в дошкольный отдел, нагрузка на сотрудников выросла.
Как свидетельствует опыт Ярославской области — это временные трудности. «Уже через несколько месяцев работы системы люди поняли, что трудозатраты уменьшились, работать стало проще, а главное, появилось понимание происходящего», — вспоминает Седова. По ее словам, с введением электронной очереди время на комплектование групп в детских садах сократилось с нескольких дней до нескольких часов. Ярославская система пока не выведена на портал госуслуг (доработку веб-сервиса планируется завершить только к концу года), но время на прием граждан уже сократилось. «Ресурс позволяет сотрудникам принимать вдвое больше граждан», — подтверждает Татьяна Крупко, начальник отдела дошкольного образования Мытищинского муниципального района Московской области.
В «одно окно»
Чтобы разгрузить дошкольные отделы и обеспечить время ожидания родителей в очереди не более 15 мин., предлагается начать запись в детсады в многофункциональных центрах (МФЦ). Если в муниципалитете приходится ждать приема минимум 20 мин., то в МФЦ это время обычно не превышает 2–5 мин., и условия там более комфортные. Оператор МФЦ проверит документы и заверит своей ЭЦП новую запись в базе, эту запись сразу увидит сотрудник департамента образования. «Это также значительно разгрузит дошкольные отделы в муниципалитетах и позволит высвободить дополнительное время для работы по введению нового стандарта дошкольного образования», — говорит Запалацкая.
Трудности перевода услуг в «одно окно» связаны опять с «самостийностью» муниципалитетов: где-то МФЦ не хотят брать на себя эти функции, а где-то департаменты образования не желают их отдавать. На специально созданных комиссиях глав муниципальных образований убеждают в необходимости этого шага, только потом решение закрепляется на уровне региона.
Правительство Московской области уже приняло решение об обязательном предоставлении услуги записи в ДОУ через МФЦ. Сегодня в Подмосковье открыто 15 МФЦ, к концу 2015 года их будет 94. При подаче документов в дошкольный отдел или МФЦ пока требуется физическое присутствие.
Перевод в электронный вид одной услуги, в которой задействованы все муниципальные образования, обходится подмосковному бюджету примерно в 20 млн руб. К настоящему времени в Московской области в электронный вид переведено 88 услуг.
Прозрачность, управляемость, точность
Ключевые цели проекта в результате достигнуты. Очередь стала прозрачной: родители на портале госуслуг могут посмотреть, на каком месте находится ребенок в каждом из выбранных садов, и отследить, как изменяется его статус. «Cоциальная напряженность снизилась, мы это видим по потоку писем», — утверждает Запалацкая. Свежие данные из ЕИС о количестве очередников уже учтены в пятилетней программе, предусматривающей строительство детских садов.
Помимо наблюдения за приростом сети ДОУ и динамикой очереди, руководители Минобра, муниципальных департаментов образования, администрации районов и городских округов могут судить о качестве предоставляемых услуг, так как выбор родителей определяется не только близостью садика.
![]() |
«Создать единые правила возможно только при наличии жесткой воли со стороны региональной власти», Алексей Матвеев, заместитель директора департамента «Армада Софт» |
На горизонте и за ним
Согласно намеченным планам, в Подмосковье вскоре появятся новые сервисы, увязанные друг с другом в целостную систему управления образованием. «Мы хотим вести ребенка от момента рождения до поступления в институт, создать единую систему, позволяющую планировать потребность в детсадах, школах, а в дальнейшем — в рабочих местах», — поясняет Юргелас. С 2014 года начнется создание единой информационной системы образования, в которую, помимо записи в детсады и школы, будут интегрированы электронный дневник, электронный журнал и другие информационные сервисы.
На построение единого информационного пространства в сфере образования и интеграцию соответствующих электронных услуг нацелены и другие регионы. Пилотный проект по автоматизации региональной системы управления образованием провели в 2013 году в республике Коми. В Москве создается комплексная информационная система «Госуслуги в сфере образования в электронном виде», которая будет интегрирована с региональной СМЭВ, столичным порталом госуслуг и единой системой ведения реестров, регистров, справочников и классификаторов.
«Будущее — за комплексными услугами, когда человек приходит в МФЦ со справкой о рождении ребенка и сразу регистрирует его по месту жительства, получает гражданство и ставит в очередь в детсад», — считает Матвеев. Впрочем, если интеграция с загсами и единой медицинской системой пройдет успешно, возможно, и справка не понадобится.