Социальные сети все глубже проникают в компании. Сначала службы маркетинга осознали, что социальные площадки — хороший ресурс для продвижения товаров и услуг, а также прямого общения с потребителем. Теперь все чаще приходится слышать о внутреннем использовании социальных сетей в интересах HR-службы. При этом речь идет о таких понятиях, как «корпоративная культура» и «вовлеченность сотрудников». О своем опыте в этой области рассказывает Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании HeadHunter.

 

Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании HeadHunter
Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании HeadHunter

Сейчас компании все больше внимания уделяют формированию HR-бренда. Как социальные сети могут в этом помочь?

Социальные сети помогают быстро и доступно рассказать об очень важных и интересных моментах, отражающих суть HR-бренда. Для нас такой площадкой стал Facebook: на странице Inside HeadHunter («Внутри HeadHunter») мы рассказываем о себе — о работе в компании, о людях, которые у нас работают, о событиях и общих праздниках. Там мы делимся интересными находками из нашей офисной жизни, HR-проектами, которыми гордимся, отвечаем на вопросы коллег из других компаний. Эта группа в Facebook не основная, а именно та, что рассказывает о работе внутри компании, о наших сотрудниках в первую очередь.

Всегда надо ставить себе вопрос: зачем использовать тот или иной инструмент? Одна из главных наших целей в этом плане — позиционирование бренда для внешней аудитории, и мы ее достигли. Все, кто хочет познакомиться с компанией изнутри, могут зайти на нашу страницу и составить свое представление о компании. Я ощущаю заметный эффект от наличия такой площадки.

Какие корпоративные социальные инструменты используются в HeadHunter? Каких результатов с их помощью удалось достичь?

Мы широко используем портальные технологии. Социальная составляющая дает возможность вовлечь сотрудников поколения Y в бизнес.

Например, у нас принято благодарить друг друга за работу, помощь и поддержку, причем благодарность может быть адресована как конкретному человеку, так и подразделению. Это позволяет наладить взаимодействие между сотрудниками разных подразделений. Эффект «спасибочного» заражения достигается благодаря тому, что сотрудники сами пишут благодарности и видят чужие «спасибо» на внутреннем портале, а также благодаря ежеквартальным награждениям «лучших из лучших», то есть получивших наибольшее число благодарностей.

Другой пример — рубрика «Разговоры по душам», а в ней подрубрика «Сливочная», где сотрудники могут совершенно анонимно говорить о проблемах в повседневной работе. Поверьте, желаемого было непросто добиться, но мы сделали это. Для нас эта рубрика является очень важным инструментом в понимании точек пульсации компании. Она дает руководству обратную связь с сотрудниками, благодаря которой можно чувствовать, чем живет коллектив.

Работает у нас и внутрикорпоративная сеть Yammer, где сотрудники пишут небольшие посты и заметки о своей сфере деятельности. Примерами могут служить как посты о новых продуктах, так и ссылки на аналитические обзоры рынка интернет-рекрутмента.

Это одно из средств совместной работы и обсуждения профессиональных тем, оно зачастую дает импульс к общению и даже вдохновению. На сегодняшний день мы не используем Yammer в полную силу, но стремимся к этому.

Обычно любая бизнес-инициатива требует измерения и оценки, желательно в денежном выражении. Как можно оценить бизнес-эффект от использования социальных сетей?

Общеизвестен факт, что вовлеченные, увлеченные и счастливые сотрудники более эффективны. Я пока не встречала ни одной проверенной метрики, позволяющей измерить такой эффект. Тем не менее попытки компаний в этом направлении известны. Например, по данным собственного исследования международной торговой сети Sears, увеличение на 5% удовлетворенности сотрудников от работы в компании привело к росту прибыли на 0,5%, что в масштабах многомиллионного дохода является немалой суммой.

Кроме того, результаты работы компании в немалой степени зависят от корпоративной культуры. С помощью социальных инструментов проще всего влиять на нее, приводя ближе к желаемому состоянию.

Разумеется, на неформальное общение тратится определенное рабочее время. Но для нас логичнее не запрещать его, а направлять в нужное русло. Специфика бизнеса предполагает социальную вовлеченность, и для нас это естественно. В нашей компании для сотрудников открыты все социальные сети. Их работа напрямую связана с Интернетом и активностью в публичных социальных сетях в том числе.