OSP Data: Интернет вещей потребует переработки сетевой инфраструктуры
Источник: OSP Data, 2015 |
По мнению половины участников опроса, проведенного OSP Data в рамках конференции Cisco Connect, массовое внедрение Интернета вещей потребует доработки существующих сетевых технологий. Более того, каждый десятый респондент считает: нужны принципиально новые решения. Лишь 8% уверены в том, что имеющиеся технологии вполне справятся с экспоненциальным ростом числа подключенных устройств, а треть специалистов считают более важным умение строить сети, а не сами технологии. По оценкам Cisco, к 2020 году к Интернету будет подключено 50 млрд различных устройств и объектов, хотя до сих пор 99% неодушевленных предметов остаются неподключенными. Сетевая инфраструктура – ключевой элемент Интернета вещей. Существующие продукты для IoT используют традиционные сетевые технологии, такие как Ethernet, Wi-Fi, 4G/LTE. Но следует отметить, что ряд приложений IoT налагают гораздо более жесткие требования, например в части задержки передачи и качества обслуживания, чем те, для которых сетевые технологии изначально разрабатывались.
Телеком-операторам нужна гибкость ИТ-систем
Рынок систем поддержки деятельности телеком-операторов (OSS/BSS) стоит перед серьезными вызовами. Из-за их громоздкости время внедрения операторских сервисов может достигать одного года, и в итоге телеком-игроки не успевают за быстро меняющимися пользовательскими предпочтениями. Трансформация стека операторских решений OSS/BSS должна сократить сроки вывода на рынок новых услуг, дать возможность бандлирования, сделать услуги более разнообразными, обеспечить раздельную тарификацию по типу трафика и уровню качества.
Источник: J’son & Partners, 2015 |
По оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка телекоммуникационных OSS/BSS-решений в 2014 году не изменился и составляет около 34 млрд руб. Две трети этой суммы приходятся на затраты по поддержке существующих систем, а ежегодный объем закупок новых решений не превышает 8 млрд руб. Структура расходов российских операторов значительно смещена от среднемировых показателей в сторону затрат на доработки и техническое обслуживание ранее внедренных систем, такие затраты доходят до 70%. Это может служить косвенным доказательством низкой эффективности управления имеющимся парком унаследованных ИТ-систем и еще более остро ставит вопросы OSS/BSS-трансформации. При этом не только идут проработки традиционного для всех крупных операторов эволюционного пути, но и рассматриваются варианты миграции на новые решения. Если говорить об общей структуре российского рынка телекоммуникационного ПО, то около 80% рынка в денежном выражении приходится на операторов «большой четверки» (МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком»), в то время как оставшиеся 20% делят между собой средние и малые телеком-операторы.
Что касается ключевых и наиболее востребованных систем, то в сегменте систем поддержки бизнеса (BusinessSupport System, BSS) первостепенное значение имеют системы биллинга и CRM. Среди средств поддержки операционной деятельности (Operation Support System, OSS) наиболее востребованными модулями являются системы управления сетью (Network Management, Inventory). Оставшуюся долю рынка занимают системы мониторинга производительности (Fault Management) и сегмент управления качеством обслуживания (Service Quality). Интерес к новым решениям OSS/BSS определяет рост сегмента мобильного ШПД и новых не телеком-сегментов (Интернет вещей, Big Data, финансовые сервисы). Это требует от операторов большей гибкости в условиях конкуренции со стороны поставщиков контента через Интернет (Over the Top, ОТТ), способных выводить новые продукты и бизнес-модели на рынок в течение недель, а не месяцев.
Есть все основания полагать, что в случае стабилизации экономической ситуации в стране на рынке OSS/BSS будет наблюдаться всплеск активности, связанный с реализацией отложенного спроса.