Вступление в полную силу поправок в ФЗ-54, обязывающих использовать в расчетах с потребителями только онлайн-кассы, не стало неожиданностью: крупные торговые сети к переходу на новый порядок начали готовиться заранее. Однако пертурбации подобного размаха неизбежно вызывают напряженность в деловой среде. Как бизнесу удалось справиться с трудностями перехода и какие проблемы остаются не решенными до сих пор?
«С начала века это самый масштабный проект информатизации в налоговой сфере, который затрагивает всех участников процесса, включая потребителей, – подчеркнул Владимир Ионкин, заместитель главы Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Очевидно, что такие масштабные проекты не могут стартовать абсолютно гладко и “приятно” для всех сторон».
К классическим трудностям переходного периода добавляется масса мелких нерешенных практических вопросов, например, таких как работа с возвратным чеком, алгоритмы программ лояльности, подарочные карты и т. п. Шаг за шагом эти проблемы решаются посредством диалога с Федеральной налоговой службой, которая в данном проекте повернулась «лицом» к бизнесу. «Команда ФНС, занимающаяся этим проектом, подошла к его реализации с пониманием того, что без взаимодействия с бизнесом, только директивными указаниями, проект не реализовать. И это радует», – отметил Ионкин.
Прощай, ЭКЛЗ! Здравствуй, дефицит!
С 1 июля 2017 года все кассы вместо электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) должны содержать фискальный накопитель (ФН) и передавать чеки в ФНС в электронном виде через оператора фискальных данных (ОФД). Однако к середине мая в ФНС было зарегистрировано лишь порядка 420 тыс. кассовых аппаратов, работающих по новым требованиям, – это примерно треть действующей в стране контрольно-кассовой техники (ККТ). По мнению Евы Сызрайской, эксперта компании «СКБ Контур», темпы реформы задерживаются по двум причинам. Во-первых, это привычка малого бизнеса откладывать подготовку к законодательным изменениям до последнего и ждать отсрочек и послаблений. «Такая стратегия предпринимателей объяснима: когда требования законодательства еще четко не обозначены, нет разъяснений ФНС и Минфина к частным случаям применения касс по новому порядку, изымать из оборота деньги на переоснащение ККТ невыгодно, – говорит Сызрайская. – С другой стороны, это создает ажиотаж и приводит к ценовым спекуляциям на рынке».
Вторая ключевая проблема, с которой столкнулись как крупнейшие сети, так и малый бизнес, – нехватка фискальных накопителей для переоборудования ККТ. «Концептуально бизнес поддерживает идею перехода на онлайн-кассы, но в ее реализации отмечается ряд технических проблем, и первая из них в том, что многие компании не смогли полностью обеспечить свой парк касс фискальными накопителями», – отметил Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
«Кассовых аппаратов достаточно, но фискальные накопители предсказуемо стали дефицитом. Кроме того, подключение кассы – дело весьма сложное и организационно, и программно», – добавил Иван Кургузов, руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций.
Модернизация применяемой ККТ, по оценке производителей кассовой техники, обходится примерно в 4-6 тыс. руб., сообщает «КонсультантПлюс», а переход на новый порядок с заменой аппарата – примерно в 25 тыс. руб., включая приобретение новой кассы с ФН со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, оплату услуг ОФД и оператора связи. В последующие два года затраты могут составить не более 4 тыс. руб. ежегодно на единицу оборудования.
Данная ситуация характерна для всей розницы. «Основная трудность перехода – позднее предоставление оборудования, стандартов и тестовых серверов производителями и ОФД, – говорит Вадим Горбунов, ИТ-директор аптечной сети “Ригла”. – Мы старались как можно раньше получить доступ к альфа-версиям и дорабатывали кассовое ПО, так как, помимо прочего, некоторые производители поменяли базовую логику».
«До февраля у нас не было возможности подготовиться к переходу и протестировать онлайн-кассы», – отметил Роберт Сардарян, директор по ИТ компании “Кораблик-Р”. – Не было доработанного кассового софта, оборудования и внятных сроков от поставщика кассового решения».
До недавнего времени на рынке был всего один производитель ККТ, затем добавилось несколько аффилированных компаний, но и они не успевают полностью обеспечить потребности в новом оборудовании.
Владимир Ионкин, заместитель главы Ассоциации компаний розничной торговли: «С начала века это самый масштабный проект информатизации в налоговой сфере, который затрагивает всех участников процесса, включая потребителей» |
«Поставщики не справляются, – подтвердил Ионкин. – Но члены АКОРТ давно уже законтрактовались и планово переходят на новый порядок использования ККТ».
Тем не менее заменить все кассы с ЭКЛЗ, которые c 1 июля налоговая служба снимет с учета, получается не у всех. Cроки поставки фискальных накопителей достигают двух месяцев с момента заказа, и производители ККТ уже продают оборудование без ФН, говорит Сызрайская. Между тем за применение ККТ, не соответствующей требованиям закона, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены предупреждения или штрафы от 5 до 10 тыс. руб., за ненаправление электронного чека – 10 тыс. руб. А штрафы за неприменение ККТ составят 75-100% от суммы расчета для организаций и 25-50% – для должностных лиц. При повторном нарушении компании грозит приостановка деятельности на срок до полутора месяцев.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в конце мая Минфин и ФНС выступили с разъяснениями о том, что налоговая не будет штрафовать компании, которые не успеют установить онлайн-кассы в срок при наличии у них договора на поставку фискального накопителя или ККТ нового образца.
По мнению Ионкина, особого подхода также требует начальный период работы всей системы. «Уверен, что будет масса ошибок, сбоев, пока система не отладится и не начнет работать стабильно. Правильно было бы в этот период тоже не наказывать, а сообща разбираться и устранять шероховатости», – полагает он.
Плата за онлайн
На втором месте после дефицита ФН, который, по мнению Кургузова, еще долго не закончится, стоят проблемы интеграции. «Единственный простой этап – интеграция с ОФД, – говорит он. – Все остальные стадии – это большая головная боль как для маленького интернет-магазина, так и для большого, и при офлайн-платежах, и при приеме денег через Интернет». И конечно же, изменения требуют денег.
Переход на новую контрольно-кассовую технику потребовал существенных инвестиций, ощутимых практически для всех компаний, отметил Гуськов. Это средства и на приобретение нового оборудования, и на ввод его в эксплуатацию: регистрацию, логистику, установку и подключение, настройку.
«Помимо расходов на приобретение нового оборудования, на дополнительное обучение персонала и внедрение новых бизнес-процессов, других сложностей пока что мы не испытываем», – сообщил Сергей Тихонов, пресс-секретарь компании «Связной». Перевод на новую систему также потребовал значительной доработки ПО, чтобы обеспечить совместимость действующей техники и софта с новым оборудованием. В большинстве магазинов ретейлера уже установлены кассы нового образца, и в компании рассчитывают закончить процесс перехода в установленные законом сроки. Затраты на этот проект, как утверждают в «Связном», не повлияли на общую эффективность бизнеса. «Мы заранее закладывали расходы компании с учетом всех этапов перехода на новую ККТ», – сказал Тихонов.
«Переход обошелся очень недешево с учетом того, что фактически все кассы у нас новые. Плюс теперь появились постоянные дополнительные затраты на ОФД, – говорит Горбунов. – Хорошо, что часть процедур упростилась. Например, регистрация ККТ теперь возможна без физического визита в ФНС. Но эти плюсы незначительны по сравнению с затратами».
Серьезные расходы понесла и сеть магазинов «Кораблик-Р»: половину кассовых аппаратов пришлось заменить на новые, остальные проходят апгрейд. Как рассказал Сардарян, при этом необходимо было учитывать множество факторов (расположение магазина и налоговой, сроки действия ЭКЛЗ, даты снятия их с учета, логистика накопителей), составлять и контролировать сложный график перехода. «До сих пор не решена проблема, как регистрировать телефон или e-mail в кассовой программе. Думаем над этим», – сообщил он.
Как отмечают в РАТЭК, текущие сложности связаны главным образом с привязкой различных бизнес-моделей к операциям с электронным чеком – например, авансовых платежей на сайте и предоставления скидки при покупке второго товара. Как это правильно реализовать в соответствии с новыми требованиями, пока не совсем ясно. Так что налоговым юристам, бухгалтерам и ИТ-специалистам предстоит совместно выработать общий понятийный аппарат и доработать программное обеспечение. Кроме того, члены РАТЭК отметили проблемы с удаленной регистрацией касс на сайте ФНС.
Когда технические и организационные трудностей переходного периода останутся позади, расчеты с онлайн-кассами и электронными чеками войдут в свою колею и станут привычными, серьезных препятствий на пути к этой цели не просматривается. В магазинах «Связного» уже действуют несколько тысяч касс нового образца в разных регионах России, и каких-либо сложностей с их эксплуатацией или проблем в их работе мы не отмечаем, сказал Тихонов. Горбунов тоже не видит проблем, которые могли бы возникнуть при выдаче электронных чеков. «Расход чековой ленты чуть выше, и надо следить, чтобы кассы вовремя передавали всю информацию, а в целом система рабочая», – отметил он.
«Яндекс» проведет через кассу
Компания «Яндекс.ОФД» получила разрешение на обработку фискальных данных и включена ФНС в список операторов фискальных данных (всего в нем 10 компаний). В сервисе «Яндекс.Касса» для приема онлайн-оплат готовится расширенный протокол работы по новым правилам. Пользователям сервиса нужно купить или арендовать кассовый аппарат с поддержкой «Яндекс.Кассы» (сейчас компания интегрирует «Яндекс.Кассу» с удаленным кассовым сервисом «Атол.Онлайн»), заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать технику в налоговой службе. Интегрировать ККТ с системой управления магазином не придется: «Яндекс.Касса» может автоматически передавать информацию о продажах на кассу в момент оплаты, сообщая магазину о прошедшей оплате и регистрации чека, контролировать регистрацию чека (выбирая, проводить или отменять транзакцию в случае неуспеха), а также проводить через кассы полные и частичные возвраты.
Интернет-магазины, использующие модули «Яндекс.Кассы» с популярными системами управления контентом, смогут вскоре перейти на расширенный протокол в личном кабинете.
Надежды на прозрачность
Для налоговиков возможность видеть все кассовые операции почти в реальном времени – это прорыв к новому качеству, а вот налогоплательщиками на нынешнем этапе реформа воспринимается лишь как дополнительная нагрузка. Однако в перспективе бизнес рассчитывает на то, что реализация ФЗ-54 принесет с собой и некоторые преимущества.
Вадим Горбунов, ИТ-директор аптечной сети «Ригла»: «Основные трудности перехода: позднее предоставление оборудования, стандартов и тестовых серверов производителями и ОФД» |
«В какой-то мере сократился объем требований по физическим визитам в ФНС, и требования по ведению кассовых документов упростились. Да и иметь централизованную копию всех фискальных документов надежнее, чем хранить ЭКЛЗ», – заметил Горбунов.
В «Связном» выделили такие плюсы реформы, как снижение влияния человеческого фактора на процесс оплаты и увеличение скорости работы как со стороны продавца, так и со стороны ФНС. Применение новых касс также позволит сократить издержки на организацию документооборота, связанного с применением ККТ. Например, отказаться от ведения журнала кассира-операциониста, поскольку все операции будут в электронной форме в личном кабинете ОФД и ФНС.
«Пока вижу преимущество только в том, что можно получить дополнительные контакты покупателей, – говорит Сардарян. – Возможно, в дальнейшем это упростит взаимоотношения с налоговыми органами и позволит применять гибкие способы оплаты в магазинах».
«Сейчас в основном преимущества ощущает лишь бизнес, поставляющий решения для новых касс, – полагает Кургузов. – В будущем, когда головная боль закончится, “всплывут” и плюсы – например, отсутствие кассовой книги. Но пока они незаметны».
Главное ожидание от введения онлайн-расчетов – повышение прозрачности рынка, благодаря которому сократится «серый» сектор при реализации товаров и услуг и крупные компании получат бонус в виде выравнивания конкурентной среды. «Новая система получения и обработки данных облегчит процесс налогового учета и для продавца, и для государственных органов, с ее внедрением расчеты станут еще более прозрачными», – отметил Тихонов.
«Мы надеемся, что ситуация, когда компании – члены нашей ассоциации, занимая приблизительно четверть продуктового рынка по обороту, уплачивают в казну более половины налогов, все же изменится», – сказал Ионкин.
Большие надежды в АКОРТ возлагают на Большие Данные, которые будут концентрироваться в ФНС и анализироваться не только в фискальных целях, но и для понимания ситуации на различных рынках. По сути, это информация для принятия управленческих решений на уровне как государства, так и бизнеса, если, конечно, бизнес будет допущен к этой информации. «ОФД анонсировали массу различных сервисов, которые даже на первый взгляд должны поднять бизнес-технологии на новый уровень, недостижимый ранее для большинства игроков», – отметил Ионкин.
В ситуации, когда все организации, ведущие расчеты с населением, неизбежно постепенно перейдут на онлайн-кассы, нужно искать дополнительные выгоды для бизнеса, считает Сызрайская. Например, ФЗ-54 требует печатать в чеке наименования всех проданных товаров. Это дает возможность отражать продажи в разрезе каждой товарной позиции в режиме онлайн, что упростит организацию товарного учета. А при своевременном вводе поступлений товаров выстроится система учета товарных остатков, что облегчит инвентаризацию. Сервисы операторов фискальных данных включают новые инструменты для бизнес-аналитики. Например, в «Контур.ОФД» реализован онлайн-мониторинг поступлений и возвратов как в целом по организации, так и в разрезе торговых точек и касс. Можно формировать отчеты за любой произвольный период с наглядными графиками и выгружать их в формате xls.
Всем ретейлерам, кто до сих пор этого не сделал, нужно заказать кассовое оборудование, заключить договор на покупку фискальных накопителей, продумать, как обеспечить в торговой точке доступ в Интернет, а также выбрать оператора фискальных данных.
Реформа как возможность
Николай Дорогов, директор практики Retail компании Columbus, советует воспринимать онлайн-подключение торговых точек как возможность улучшить контроль за работой магазинов, более оперативно учитывать операции с товаром и повысить лояльность покупателей. «Изменения закона – повод задуматься об обновлении инфраструктуры тем, кто давно откладывал переход на современное решение, – заметил он. – Это как раз тот случай, когда можно отказаться от системы, которая не имеет, к примеру, функций централизованного управления маркетинговыми акциями».
Особое внимание Дорогов рекомендует уделить формированию и поддержке инфраструктуры на уровне торговых точек – в частности, нужно серьезно отнестись к качеству используемых в магазинах каналов связи, поскольку бесперебойная передача данных в ОФД подразумевает четкий мониторинг работы и отказоустойчивости сети. Тем, кто не готов на данном этапе вкладываться в развитие собственной инфраструктуры для интернет-канала, стоит присмотреться к сервису «касса как услуга» (Cash register as a Service, KaaS), который уже сейчас прекрасно поддерживается системами автоматизации торговли. «Для наших заказчиков мы разработали решение, помогающее автоматизировать процессы формирования и передачи данных фискальных чеков по оплатам заказов интернет-магазинов, а также возвратов денежных средств покупателям», – сообщил Дорогов.