Бизнес и технологии

Цифровой бизнес становится приоритетной задачей генеральных директоров

Главной задачей на 2018 и 2019 годы руководители компаний с годовым доходом свыше 50 млн долл. определяют для себя рост бизнеса. Однако, как показал опрос Gartner, обеспечить простой рост становится все труднее, и директора вынуждены менять структуру своих компаний, что включает в себя и исследование возможностей цифрового бизнеса.

Хотя процент респондентов, считающих приоритетом рост своих компаний, остается большим, за год он снизился с 58 до 40%, отмечают аналитики. Зато значительно чаще говорится о корпоративных действиях: новой стратегии, партнерских соглашениях, слияниях и поглощениях. Также среди названных приоритетов – ИТ, и директора в своих ответах нередко говорят о цифровой трансформации. К тому же опрошенные руководители считают главным препятствием для роста нехватку специалистов.

Ключевым аспектом цифровой трансформации является изменение культуры. У ИТ-директоров оно, как показали предыдущие опросы, стоит на одном из первых мест, но что касается генеральных директоров, то лишь 37% из них считают, что в ближайшие два года потребуются какие-либо глубокие изменения. Между тем в компаниях, где уже идет цифровая трансформация, доля руководителей, ответивших утвердительно, поднимается до 42%.

62% опрошенных сообщили, что в их компаниях существует проект увеличения цифровой ориентированности бизнеса. 54% задачей таких проектов считают трансформацию бизнеса, 46% – его оптимизацию.

61% опрошенных намереваются в 2018 году увеличить финансирование ИТ, и только 7% считают, что его следует уменьшить. 41% директоров (против 27% в 2013 году) полагают, что их компания входит в число пионеров инноваций, и ИТ-руководителям следует воспользоваться таким отношением, советуют аналитики.

ИТого

Гибридные облачные BI-решения помогают увеличить выручку

Облачные технологии способны значительно повысить эффективность работы с данными и улучшить качество аналитики, показало совместное исследование SAP SE и Forrester Consulting. 82% компаний подтверждают, что гибридный облачный подход является необходимым в эволюции бизнес-аналитики.

Компаниям, которые хотят оставаться конкурентоспособными в эпоху цифровой трансформации, не стоит ограничиваться только базовыми и изолированными аналитическими решениями. Нужно как можно шире внедрять аналитику и давать возможность сотрудникам принимать более взвешенные, основанные на анализе данных решения.

Благодаря доступности аналитических инструментов и активному их применению подход к аналитике стал более зрелым. После того как решены все технологические вопросы, необходимо заняться расширением возможностей аналитики. Это поможет увеличить доходы. 92% опрошенных отмечают, что гибридные облачные BI-решения способны увеличить выручку на 15% в течение ближайших трех лет.

Компании, желающие активнее использовать BI-аналитику, должны направить свои усилия на следующее:

  • Внедрение более мощных и доступных возможностей BI-аналитики: для постоянно меняющихся потребностей бизнеса требуются инструменты, которые легко внедряются и обеспечивают гибкость архитектуры, но в то же время поддерживают высокие стандарты безопасности и управления. Именно такими возможностями обладает гибридное облако.
  • Улучшение BI-аналитики путем инвестиций в новые технологии и поиска новых вариантов использования ИТ: гибридное облако предлагает множество вариантов развертывания.
  • Наращивание инвестиций в BI-аналитику: для максимальной эффективности BI-аналитикой должны быть охвачены все подразделения компании, а в процесс вовлечены специалисты всех уровней. Это поможет гораздо эффективнее управлять инвестициями.

Общество и ИТ

Пятая часть российских городов отстает в развитии цифровой экономики

Несмотря на наличие доступа в Интернет у 80% россиян, порядка 21% городского населения практически или полностью не обеспечены локальными цифровыми сервисами. Согласно исследованию Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и «Яндекс.Такси», в более чем 800 городах России с населением порядка 25 тыс. человек полностью отсутствуют подобные сервисы.

Товары и услуги через Интернет ищет только каждый третий житель малого города (31%), тогда как в миллионниках это делает половина населения (52%). Никогда не покупали товары или услуги онлайн в малых городах 60%, а в миллионниках – 40% горожан.

Источник: ВШЭ, «Яндекс.Такси»

Отличительной чертой малых городов является низкое проникновение локальных цифровых сервисов: доставка на дом, заказ еды, онлайн-покупки в магазинах, приобретение билетов на местные мероприятия, онлайн-заказ такси и др. Такие сервисы предполагают получение услуги по месту нахождения клиента, поэтому требуют локальных исполнителей и соответствующей инфраструктуры. Интернет в малых населенных пунктах используется преимущественно для общения.

Исследователи выделили несколько этапов развития цифровых услуг. Сначала появляются информационные сервисы и платформы для онлайн-заказа такси, затем – по доставке товаров, потом – сервисы по доставке услуг.

Рекрутеры начали использовать ботов

Потребность бизнеса в линейном персонале растет в среднем на 10% ежегодно. Задачи по найму нескольких десятков человек с одинаковым функционалом в двух случаях из трех отдаются на аутсорсинг: это проще, дешевле, а главное – быстрее. При необходимости массового подбора персонала профессиональные рекрутеры используют цифровые технологии, которые существенно сокращают себестоимость и время закрытия типовых вакансий – порой в два-три раза. Такие результаты показал опрос «Юнити».

Технологии – например, мессенджеры, мобильные приложения, рассылки, видеоинтервью, онлайн-тесты, а также чат-боты и социальные сети – помогают оперативнее и результативнее не только обрабатывать, но и охватывать большую часть целевой аудитории; они заменяют рутинные процессы и в целом повышают качество рекрутмента.

Именно в массовом подборе рекрутеры советуют искать резерв для оптимизации, ведь первичный отсев по типовым позициям – настоящая «головная боль» для отдела кадров. Согласно статистике, чтобы набрать 300 сотрудников, на встречу нужно позвать не менее 3 тыс. человек и провести почти 1 тыс. собеседований. Кроме этого, в среднем 30% кандидатов на линейные позиции за то время, пока длится отбор, успевают трудоустроиться в другую компанию.

Две трети вопросов на первых интервью с соискателями идентичны. Как правило, это просьба рассказать о предыдущем профессиональном опыте, вопросы об образовании, заработной плате, семейном положении, предпочтительном графике, а также краткое описание должности. Все это можно и даже нужно поручить современным чат-ботам, которые умеют общаться с соискателями как через собственный интерфейс, так и через популярные мессенджеры (Viber, Telegram, Facebook Messenger, Slack). Они способны обработать максимум информации на входе и передать рутинные процессы искусственному интеллекту, а рекрутерам оставить ту работу, которая требует более продвинутых компетенций и ювелирного подхода.

В среднем боты позволяют экономить до 30-40% HR-ресурсов и существенно снижают затраты на масс-рекрутмент. В отдельных случаях себестоимость подбора на типовые позиции удается сократить в два раза, а время от момента рассмотрения резюме до трудоустройства – в три раза.

ИТого

Техника безопасности

Positive Technologies: в 100% случаев внутренний злоумышленник получает полный контроль над сетью

При проведении тестирования на проникновение внутреннего злоумышленника исследователям Positive Technologies во всех без исключения случаях удалось захватить полный контроль над инфраструктурой. При этом только в 7% систем сложность получения доступа к критически важным ресурсам оценивалась как средняя, обычно же полностью скомпрометировать всю корпоративную систему может нарушитель низкой квалификации. От лица внешнего злоумышленника, использующего в числе прочего методы социальной инженерии и атаки на беспроводные сети, удалось преодолеть сетевой периметр в 68% случаев. Таковы итоги анализа защищенности корпоративных систем российских и зарубежных компаний за 2017 год.

По сравнению с 2016 годом наблюдается тенденция к снижению сложности преодоления сетевого периметра. Если прежде сложность получения доступа к ресурсам локальной вычислительной сети оценивалась как тривиальная в 27% случаев, то теперь этот показатель вырос до 56%.

Удобным способом проникновения в локальную сеть являются беспроводные сети. По статистике, 40% компаний используют словарные пароли для подключения к своим сетям Wi-Fi. При этом 75% таких сетей доступны за пределами контролируемой зоны компании и такой же процент беспроводных сетей не имеют изоляции между пользователями. Таким образом, чтобы эксплуатировать уязвимости в личных и корпоративных ноутбуках, взломщику даже не нужно физически находиться в офисе компании.

Еще одно слабое звено в защите корпоративных сетей – сотрудники, которые легко поддаются методам социальной инженерии: 26% сотрудников переходят по ссылке на фишинговый веб-ресурс, причем практически половина из них в дальнейшем вводят свои учетные данные в поддельную форму аутентификации. Каждый шестой сотрудник запускает приложенные к письму зловредные файлы, 12% сотрудников готовы вступить в диалог с нарушителем и раскрыть важную информацию.

Утечки данных обходятся российским компаниям все дороже

Источник: Positive Technologies

За последние 12 месяцев увеличились финансовые затраты российских компаний, спровоцированные утечкой данных. Согласно исследованию «Лаборатории Касперского», в среднем эта проблема обошлась крупному бизнесу в 246 тыс. долл., что на 2,5% превышает прошлогодний показатель. Расходы же среднего бизнеса, связанные с утечкой информации, выросли втрое и составили в среднем 74 тыс. долл.

Сейчас облачная инфраструктура активно развивается и пользуется популярностью среди российских компаний. 21% предприятий разного масштаба уже хранят данные в гибридном облаке, а 25% планируют сделать то же самое в ближайший год. Повсеместно распространившиеся подобные сервисы привлекли внимание злоумышленников. В России на протяжении последних 12 месяцев инциденты, затронувшие публичные облачные хранилища, обошлись среднему бизнесу в 65 тыс. долл., а крупному – в 605 тыс. долл.

Российские компании уделяют все больше внимания защите от хакерских атак: в 2018 году доля инвестиций в информационную безопасность в их ИТ-бюджетах увеличилась до 22%. При этом средний ИТ-бюджет российского бизнеса составил 1,1 млн долл., и в ближайшие три года он вырастет еще на 18%. Это объясняется тем, что ИТ-инфраструктура усложняется, и предприятиям необходимы экспертные знания в сфере кибербезопасности.

Управление ИТ-персоналом

ИТого

Прогнозы не оправдались: на «удаленке» трудятся меньше 5% сотрудников российских компаний

Три года назад удаленную работу называли одним из самых перспективных трендов: исследователи прогнозировали, что к 2020 году каждый пятый сотрудник перейдет на формат home office.

Однако за три года количество вакансий на «удаленке» выросло несущественно – в среднем на 10%, а количество сотрудников, постоянно работающих вне офиса, не превышает и 5%. Но при этом до 90% российских работодателей, как отмечают в кадровой компании «Юнити», хотели бы использовать такой формат, но не знают, как к нему подступиться.

К 2020 году, по прогнозам «Юнити», число дистанционных сотрудников может вырасти не более чем до 7-10%. Интересно, что даже в ИТ-отрасли не наблюдается массового перехода на дистанционную занятость.

По данным исследования портала «Мой круг», всего 30% ИТ-специалистов работают на дому, причем каждый четвертый – фрилансер, а каждый десятый – самозанятый.

Штатные сотрудники, как правило, трудятся в офисе. Подтверждает это и статистика hh.ru, согласно которой всего в 7% вакансий java-разработчиков предполагается удаленная занятость и всего в 10% – гибкий график.

В «Юнити» отмечают, что большинство компаний заинтересованы в удаленной занятости из-за финансовой выгоды, но развитие этого формата сдерживают три фактора: сложность контроля, проблема коммуникации, угроза корпоративной безопасности.

По данным Deloitte, лишь 10% российских компаний имеют четкую стратегию по управлению штатными сотрудниками, фрилансерами и предпринимателями как единым ресурсом. В «Юнити» отмечают, что к дистанционной занятости не готовы главным образом руководители: мешают нехватка опыта, отсутствие технологий управления и конкретики в развитии.

ИТ-специалисты остаются самыми востребованными на рынке труда

Самыми востребованными на рынке труда, по мнению работодателей, остаются специалисты ИТ и телеком-индустрий, опережая фармотрасль и машиностроение. Такие результаты показало проведенное кадровым агентством Kelly Services исследование, в котором приняли участие респонденты крупнейших российских и международных компаний.

Процесс отбора персонала стал более длительным и жестким, работодатели стали требовательнее к кандидатам: в сложных условиях рынка нужны самые эффективные сотрудники. Именно поэтому компании тратят немало времени на поиск «идеального» сотрудника, который решит все проблемы «здесь и сейчас». Но в век agility гибкость решает все: компании, которые быстро нанимают «неидеальных» сотрудников и смотрят, как те проявят себя в работе, в итоге выигрывают.

Источник: Kelly Services

На протяжении последних лет работодатели «охотятся» за специалистами ИТ и телеком-индустрий: в 2018 году их назвали самыми востребованными больше половины (54%) опрошенных работодателей – на 8% больше, чем годом ранее. Более чем в два раза возрос спрос на специалистов в области машиностроения – 10%. На третьем месте – сотрудники из отрасли Life Sciences (7%), замыкают топ-5 химическая промышленность и ТНП (4%).

Среди востребованных навыков на первом месте остается многофункциональность: такое качество считают наиболее ценным 41% работодателей. 20% больше всего ценят в работниках умение разрешать сложные ситуации, 16% – достигать поставленной цели, 6% – выполнять свою работу лучше других.