Термин «программно-конфигурируемые сети» стал весьма популярным в области сетевых технологий и построения центров обработки данных. В чем же заключается суть данной технологии и выгоды от ее использования в бизнесе? Следует ли администратору ЦОД обратить на нее внимание и почему? Эксперты из компании Avaya рассказывают о том, что должен знать CIO о влиянии данной технологии на работу ЦОД.
Объем данных, которые мы храним на своих мобильных устройствах и в облачной среде, все время увеличивается. Сегодня сотрудники компаний выполняют свою работу, находясь в разных местах, применяют для этого различные устройства, в результате чего ЦОД становится основным элементом ИТ-операций любой организации. ЦОД должны быть надежными и вместе с тем гибкими, способными оперативно поддерживать новые сервисы. Это именно та ситуация, когда необходима технология программно-конфигурируемых сетей (SDN).
Главная цель SDN заключается в том, чтобы уменьшить сложность процесса, унифицировать применяемые решения, обеспечить оперативное развертывание приложений, критически важных для бизнеса, а также упростить и ускорить процедуру внесения изменений и дополнений. В SDN часть сети, отвечающая за маршрутизацию трафика, отделена от той ее части, которая непосредственно осуществляет передачу данных. Это означает, что уровень передачи данных отделен от уровня управления, в результате чего инфраструктура становится более динамичной. По существу, она предоставляет администраторам центров обработки данных гораздо более широкие возможности в области контроля, а также упрощает управление. Программно-конфигурируемая сеть должна соответствовать высокой динамике, характерной для современного бизнеса, и отвечать требованиям безопасности, необходимым для любого предприятия. Что же означает SDN с точки зрения бизнеса?
Автоматизация
Основные выгоды от использования SDN в ЦОД касаются сокращения времени и издержек за счет автоматизации процессов. Работа приложений зависит от организации доступа и контроля политик. В традиционных ЦОД каждый элемент этих политик необходимо конфигурировать вручную для каждого маршрутизатора и коммутатора. Автоматизация на основе SDN даст администраторам ЦОД возможность настроить конфигурацию один раз и распространить ее на все устройства в сети, внеся изменения с центральной консоли управления, – это поможет сэкономить время, деньги и повысить точность. Однако самое главное преимущество связано с установкой новых приложений. Конфигурация распространяется на всю сеть, а не только на отдельные интерфейсы, поэтому все изменения вносятся на уровне сети. SDN позволяет развертывать приложения и новые сервисы в сети гораздо быстрее, чем при использовании обычных механизмов, сохраняя при этом полный контроль над процессами.
Поддержка облачной среды
Переход компаний разного размера на технологии облачных вычислений пока не демонстрирует тенденции к снижению. В этом плане SDN может дать серьезные преимущества, так как позволяет применять встроенные интеллектуальные функции на уровне маршрутизации для выбора оптимальной конфигурации. Обычно в ЦОД, работающих с приложениями публичной облачной среды, необходимо выделять требуемые ресурсы вручную, что часто приводит к ошибкам и задержкам при конфигурировании. SDN помогает избежать такого выделения ресурсов, позволяя снизить издержки, сэкономить время и повысить точность внесенных изменений.
Потребность в оперативности
В XXI веке события в сфере бизнеса развиваются гораздо быстрее, чем когда-либо ранее. C учетом этой тенденции ЦОД должен более оперативно оказывать свои услуги. SDN потенциально может стать ключевым элементом для обеспечения такой гибкости и динамики, ведь предлагаемые средства автоматизации работают централизованно, а не оперируют списком отдельных интерфейсов, в результате чего изменения можно вносить почти в режиме реального времени и по всей сети. Сервисы предоставляются автоматически, а при возникновении проблем SDN может осуществить перемаршрутизацию сервисов гораздо быстрее, чем это способен сделать инженер.
Сеть должна быть динамичной и гибкой – такой же, как и бизнес, для поддержки которого она нужна. Однако, как показывают результаты исследования, проведенного специалистами компании Avaya, из-за временных затрат на внесение изменений в конфигурацию сети, компаниям приходится ждать почти месяц (в среднем 27 дней), чтобы заметно улучшить работу бизнес-системы. Притом что за год вносится в среднем 10 изменений, проходит до девяти месяцев, прежде чем проявятся улучшения, способные стимулировать рост компании, повысить производительность труда персонала и эффективность продаж, а также помогающие усовершенствовать бизнес-анализ. В итоге сложная структура сети сказывается на доходах и снижает возможности службы ИТ обеспечивать для компании конкурентные преимущества. Уменьшая эту сложность, SDN позволяет существенно снизить время ожидания, ускорить деятельность и улучшить ее результаты.
Новый образ мышления
Между тем, возможно, наиболее ценным достоинством SDN применительно как к сетям, так и к ЦОД является то, что данный подход заставляет мыслить по-новому. Так как функция управления отделена от других функций, SDN переводит управление ЦОД на более высокий уровень, позволяя использовать более целостный подход. Это дает администраторам возможность выработать совершенно новый взгляд на функционирование ЦОД.
Администраторы ЦОД могут сосредоточиться на сервисах и оказываемых услугах. При использовании SDN программное обеспечение становится чем-то вроде комплекта инструментальных средств, поэтому можно сконцентрироваться непосредственно на решении проблем, касающихся бизнеса, а не на размышлениях о том, какая программная концепция подходит для их решения.
Роль CIO
Сегодня программно-конфигурируемые сети находятся на ранней стадии развития, ведь очень немногие компании используют центры обработки данных, полностью поддерживающие технологию SDN, однако ситуация быстро меняется. В большинстве ЦОД уже развернуты некоторые элементы такой сети, например, почти все современные коммутаторы корпоративного уровня поддерживают SDN, а сетевые решение следующего поколения обладают многими достоинствами, характерными для SDN. По прогнозам IDC, через два года объем рынка SDN в денежном выражении составит более 3,7 млрд долларов. Есть и более оптимистичные оценки.
Рост мирового рынка SDN (сводная информация компании Westcon, дистрибьютора Avaya).
Многие администраторы ЦОД хотят активнее внедрять SDN, однако не знают, с чего начать, и не торопятся обсуждать с директорами по инвестициям вопрос о переходе на новую технологию. Можно посоветовать ИТ-директорам, желающим взять на вооружение те преимущества в плане гибкости и снижения издержек, которые способна обеспечить SDN, поднять эту тему и обсудить ее с персоналом центров обработки данных. Вместе они смогут составить обоснование для использования данной технологии. Занявшись сейчас планированием в этой области, директор по инвестициям сможет понять бизнес-цели и наметить пути их достижения. Так как построение сети представляет собой очень важное средство для реализации стратегии бизнеса компании, эволюционный подход почти наверняка является лучшим способом, способным обеспечить движение вперед. Сегодня настало время для того, чтобы начать сравнивать текущие издержки с той выгодой, которую принесет модель, основанная на программном обеспечении, и продемонстрировать очевидные преимущества подхода на основе SDN.
Доля затрат на SDN в сетевой инфраструктуре.
Шесть ключевых вопросов, которые CIO должен задать менеджерам центра хранения и обработки данных:
1. «Знаете ли вы, в чем заключается наша бизнес-стратегия?» Чтобы выбрать приложения и инфраструктуру для бизнеса, CIO должен хорошо понимать стратегию бизнеса. Если он ее не понимает, такой руководитель, скорее всего, станет препятствием на пути процесса, а не его движущей силой. Вместе с тем необходимо добиться, чтобы и администратор ЦОД понимал данную стратегию.
2. «Сколько времени тратит ваш персонал на модернизацию конфигурации сети?» Из него вытекает и два других вопроса: «Сколько времени занимает предоставление новых сервисов?» и «Какой процент ошибок и проблем, зарегистрированных в прошлом году, был вызван неправильной конфигурацией?» Эти вопросы позволят выявить существенные издержки, связанные с ручным конфигурированием системы сетевой защиты, модернизацией маршрутизатора и т. д., что и станет весомым аргументом в пользу вашего предложения.
3. «Каковы текущие результаты деятельности, соотношение мощности и издержек?» «Как изменится ситуация после более масштабного развертывания сети SDN?» Соотношение мощности, результатов деятельности и издержек является ключевым показателем, определяющим внедрение SDN в отрасли, и поэтому должно стать частью обоснования вашего предложения.
4. «Какие основные инструменты сетевого управления вы предлагает использовать?» Интегрированные инструменты сетевого управления жизненно важны для диагностики причин, вызывающих проблемы в сети. К сожалению, их часто упускают из виду.
5. «Насколько ваша концепция SDN обеспечивает совместимость?» Решение, в котором SDN полностью интегрирована в физическую структуру сети, предложенное одним вендором, ориентирующимся на свои собственные стандарты, вряд ли способно обеспечить такие же долгосрочные преимущества и гибкость, как совместимое решение. Использование продуктов на основе открытых стандартов дает гибкое и удобное для развертывания решение, способное работать с любой сетевой инфраструктурой.
6. «Как скажется внедрение SDN на структуре ЦОД?» Если персонал вашего ЦОД сумеет убедить вас в том, что они строят лучший центр данных в плане комбинации серверов, хранилищ и сетей, это облегчит обоснование предложения.
Пять ключевых фактов, касающихся внедрения SDN (их можно использовать для того, чтобы обосновать точку зрения):
• Как и при зарождении облачных вычислений, сегодня наблюдается путаница, касающаяся значения термина SDN. Вендоры используют разные определения, и сегодня на рынке предлагается несколько отличных друг от друга типов продукции под маркой SDN.
• Результаты исследования, которое компания IDC провела в 2013 году, позволяют прогнозировать, что объем мирового рынка SDN превысит 3,7 млрд долларов к 2016 году. Компания Gartner назвала SDN «ключевой технологией» в своем докладе “Hype Cycle for Networking and Communications Technologies” («Цикл зрелости сетевых и коммуникационных технологий»), опубликованном в 2012 году.
• Результаты опроса, проведенного Infonetics Research в 2013 году, показывают, что 25 % предприятий уже развернули сеть SDN в своих центрах обработки данных, а еще 33 % компаний планируют сделать это к концу 2014 года.
• Американский журнал Business Insider утверждает, что крупные центры хранения и обработки данных могут сэкономить по 30 млн долларов каждый, развернув SDN.
• Вот что пишет аналитик компании Gartner Джо Скорупа: «Еще каких-то пять лет назад процесс заказа, построения, доставки, получения и установки нового физического сервера занимал два месяца. В условиях использования виртуальной среды новый сервер можно создать всего за несколько часов, однако решение сетевых вопросов все еще занимает две недели. Сегодня, благодаря появлению SDN, эти сетевые аспекты также отнимут у вас не больше нескольких часов».