В наших рядах видно даже некоторое оживление. Один эксперт по ИТ прямо сказал мне недавно: «Вот теперь они о нас вспомнят. Это когда все хорошо, ИТ никому не нужны – что на них выгадаешь? А теперь организациям придется считать деньги».
В условиях экономического спада большинство организаций рассматривают ИТ в нескольких вариантах.
- Как средство сокращения персонала: если раньше работу выполняли люди, то теперь пришло время ее автоматизировать и доверить технике.
- Как средство точного учета: если раньше можно было не особенно заботиться о точности финансовой информации (в отличие от бухгалтерской), то теперь это становится важным – финансовые проблемы слишком серьезны.
- Как средство экономии затрат: в частности сокращения складских запасов, простоев, штрафных санкций, которого можно добиться только с помощью актуальной и достоверной информации, своевременно поступающей всем, кто может и должен ее использовать.
Есть и еще несколько возможностей ИТ, ускользающих, к сожалению, из сферы внимания российских менеджеров.
- Улучшение коммуникаций между сотрудниками. В сложных условиях гибкость организации приобретает особое значение и позволяет выполнять бизнес-процессы значительно эффективнее.
- Повышение удовлетворенности сотрудников. На фоне отрицательного влияния кризиса на персонал именно ИТ могут сыграть роль позитивного мотиватора, позволив сотрудникам повысить удовлетворенность своим трудом и его результатами.
- Повышение привлекательности компании на рынке и для партнеров. Разумная автоматизация, подкрепленная соответствующим пиаром, несомненно, повышает значение организации для партнеров.
Подходы к проектной и процессной деятельности в ИТ в ухудшившихся экономических условиях тоже вполне понятны и проверены опытом.
- Не затевать длительные и рискованные проекты. Идти путем быстрых побед.
- Обеспечить взаимозаменяемость специалистов. Дублировать функции.
- Использовать гибкие методы организации ИТ: различные формы сорсинга и найма специалистов.
Современные технологии предлагают также такие полезные способы, как облачные сервисы и мобильность. Они позволяют повысить гибкость ИТ, которая особенно важна в кризис, когда бизнес должен быстро перестраиваться и, с одной стороны, не тратить лишние ресурсы, а с другой – не упускать появляющиеся возможности. И если в мирный период гибкость полезна, то в кризис становится жизненно необходима.
Отношение к ИТ и ИТ-грамотность
Интересно наблюдать, как меняется отношение к ИТ. Модель этих изменений может быть разной, но мне представляется, что вполне уместна спираль: общество и отдельные организации видят в ИТ то универсальное средство развития и получения выгод, то прямую угрозу и опасность. Ведь сколько консультанты и эксперты ни твердят миру о том, что ИТ – это только инструмент, такое отношение к ним никак не прививается. Скорее большинство пользователей и, что еще страшнее, руководителей относятся к ИТ как к универсальному лекарству или «серебряной пуле», то есть проглотили или выстрелили – и все сразу стало хорошо. Подобное отношение к ИТ вредит не только ИТ-службе, но, возможно, в еще большей мере – организации в целом.
Использование каждого инструмента предполагает понимание того, где, когда и как его можно и нужно применять. При этом не так важно понимать устройство этого инструмента. К сожалению, компьютерная грамотность и как предмет, изучаемый в школах и институтах, и в представлении российских граждан в большей степени предполагает именно понимание технических деталей ИТ-решений, а не того, как их надо использовать. Для большинства пользователей одно подменяет собой другое: вместо того, чтобы формировать требования к инструменту ИТ, они рассказывают специалистам, как его надо делать. При подготовке ИТ-проектов слишком много внимания уделяется техническим вопросам и слишком мало – формированию бизнес-требований, вопросам внедрения, апробации, использования и сопровождения.
Проблема усугубляется тем, что с появлением облачных решений средние и даже небольшие компании получили доступ к таким возможностям ИТ, о которых раньше могли только мечтать. Но, не поменяв отношение к ИТ, они этими возможностями не смогут воспользоваться в полной мере. А это, в свою очередь негативно скажется как на их бизнесе, так и на развитии ИТ.
"На текущем этапе развития ИТ-грамотности продвижение и обучение правильному использованию инструментов ИТ – задача ИТ-менеджера"
На текущем этапе развития ИТ-грамотности продвижение и обучение правильному использованию инструментов ИТ – задача ИТ-менеджера. На фоне глобального расширения возможностей ИТ и существующих противоречий в отношении к ним кардинально возрастает потребность в грамотных и энергичных управленцах, которые, появись они в компании, принесут ей весьма ощутимые выгоды. Если еще недавно во времена зарождения ИТ как отрасли бизнеса термины «управление ИТ» и «менеджемент ИТ» казались чуть ли не оксюморонами, то теперь этому посвящены конференции, статьи и книги (последние, правда, в основном переводные).
Профессия «ИТ-менеджер»
Косвенное доказательство повышения роли ИТ-менеджмента я вижу в том, что среди первых 12 профессиональных стандартов, принятых в прошлом году Минтруда, 4 относились к управлению ИТ: менеджер продуктов в области информационных технологий, руководитель проектов в области информационных технологий, руководитель разработки программного обеспечения и, наконец, менеджер по информационным технологиям. Как руководитель рабочей группы по разработке последнего из вышеупомянутых стандартов хочу отметить, что уже вижу положительные результаты его появления. Несколько образовательных учреждений высшего и дополнительного образования обратились ко мне с просьбой помочь разработать или изменить их образовательные программы, с тем чтобы привести их в соответствие с профстандартом. Очень надеюсь, что разрыв между потребностями профессионального рынка и возможностями молодых специалистов будет сокращаться.
Позитивным мне кажется и то, что меня и моих коллег все чаще приглашают прочесть курс по управлению ИТ будущим менеджерам, не ИТ-специалистам. Мы стараемся донести до них методы работы с инструментами ИТ и научить эффективно применять их в управлении. Таким образом, основы ИТ-грамотности, а не только компьютерной грамотности становятся общим достоянием.
Надо ли бояться санкций
Нельзя не сказать о влиянии на ИТ-менеджмент сложной политической обстановки, которая вылилась в санкции и, как следствие, создала определенные риски использования импортной продукции. К сожалению, отечественная ИТ-индустрия добилась признания на международных рынках только в отдельных редких случаях. Большинство активов, как аппаратное обеспечение, так и ПО, которые мы используем, имеют иностранное происхождение.
Если в СССР ввиду его изоляции от мирового сообщества и в отсутствие Интернета собственные ИТ худо-бедно развивались, пусть и с большим отставанием по многим направлениям, то после развала Советского Союза и стремительной интеграции России в мировое сообщество отечественные разработки практически прекратились, точнее, практически прекратилось их финансирование. И если в области ПО в ситуации все более широкого использования разработки с открытым кодом и поддерживаемого высокого уровня отечественных программистов дела обстоят не так плохо, то с оборудованием намного хуже. В апреле 2015 года Минпромторг опубликовал план мероприятий до 2020 года по развитию производства отечественной электроники. Российский фонд технологического развития планирует выделить на эти мероприятия необходимые средства. Однако предвижу, что поднимать отечественную электронику из руин будет совсем непросто. Получается, что политическую ситуацию ИТ-менеджер должен обязательно учитывать в своей деятельности, ведь то, на чем он сегодня строит свою стратегию и тактику, возможно, завтра он не сможет использовать. Очень надеюсь, что до истерии 2000 года, когда на импортозамещение компании начнут тратить громадные бюджеты и ресурсы, мы не дойдем.
Влияние новых технологий
Все новые технологии требуют изменения классических принципов ИТ-менеджмента хотя бы потому, что с ними появляются новые роли и соответственно новые взаимоотношения, которые необходимо учитывать в управлении.
Вывод обслуживания активов в случае аутсорсинга или самих активов в случае облаков предполагает построение договорных отношений с аутсорсерами и провайдерами. Такие отношения требуют качественного изменения принципов управления ИТ, перевода их частично в жесткую юридическую плоскость. При этом ситуация усложняется тем, что возникают все более сложные цепочки партнерских отношений. Чтобы не потерять в них нить управления, ИТ-менеджеру приходится осваивать намного большее количество информации, в частности отечественные и зарубежные стандарты, такие как ISO/IEC 17788 и 17789, посвященные референсной архитектуре облачных вычислений. На рисунке показаны роли и подроли, определенные в стандарте 17789. Демонстрируется, какое количество специализированных менеджерских позиций предполагают облачные технологии.
Рисунок. Роли и подроли референсной архитектуры облачных вычислений
В области аутсорсинга 2014 год ознаменовался появлением новой, десятой версии свода знаний OPBoK (Outsourcing Professional Body of Knowledge). В соответствии с OPBoK любой ИТ-менеджер в случае использования аутсорсинга должен, в частности, сделать его понятным всем заинтересованным лицам, выявить и построить оптимальную бизнес-модель, постоянно оценивать влияние технологий и новых возможностей рынка. При использовании аутсорсинга многие процессы управления существенно усложняются. В частности, это касается процесса управления изменениями, в который теперь оказываются вовлечены представители как минимум двух разных компаний.
"Все новые технологии требуют изменения классических принципов ИТ-менеджмента хотя бы потому, что с ними появляются новые роли и соответственно новые взаимоотношения, которые необходимо учитывать в управлении"
Современный ИТ-менеджер должен уметь выбрать на рынке наиболее подходящего провайдера и/или аутсорсера, поэтому процессу выбора уделяется все большее внимание. В частности этому процессу посвящен один из разделов OPBoK
Большие Данные предлагают совершенно новые возможности работы с информацией, что требует от ИТ-менеджера, во-первых, продвижения этих возможностей среди сотрудников и, возможно, партнеров и клиентов компании, в во-вторых – их использования в своей собственной деятельности. Иначе получится «сапожник без сапог». Тем из ИТ-менеджеров, которые считают, что информация им не нужна, напомню закон Спенсера:
- Каждый может принять правильное решение, располагая достаточной информацией.
- Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией.
- Идеальный руководитель может принять решение, не зная абсолютно ничего.
Но надеяться на наличие идеальных руководителей в большом количестве не стоит.
Использование сотрудниками мобильных устройств также является для ИТ-менеджера определенным вызовом. Если еще совсем недавно большинство ИТ-менеджеров, понимая это, грудью стояли против мобильности, то теперь такое вряд ли возможно – необходимо учиться управляться с этой новой реальностью. Один из классических принципов ИТ-менеджмента, который состоит в том, что если у пользователя что-то сломалось, то на определенном этапе исследований инцидента надо получить прямой доступ к сломанному, больше не работает. Причем, как в случае реализации подхода BYOD (Bring you own device), так и для COPE (Corporate owned – personally enabled). Поэтому приходится менять весь процесс управления инцидентами и частично связанные с ним процессы.
Думаю, что в ближайшее время продолжится определение и становление ИТ-менеджмента как зрелой дисциплины и востребованной профессии. Классические методологии, такие как ITIL и COBIT, будут значительно переработаны или уступят лидирующие позиции новым игрокам. Я даже думаю, что такое важнейшее и любимое мной понятие, как ИТ-сервис, во многом изменится и перестанет быть атомарной сущностью ИТ-менеджмента. Слишком сложные взаимоотношения зачастую связывают тех, кто этот сервис предоставляет. Возможно, он, образно говоря, останется молекулой ИТ-менеджмента. Но будет «открыта» атомарная сущность этой «молекулы». А на роль «атома» кто только не претендует.
Марина Аншина (anshina@mail.ru) — председатель комитета по стандартам, Российский Союз ИТ-директоров