Как и в допетровские времена, для многих россиян год начинается 1 сентября — вместе с новым учебным годом. Переступая порог учебного заведения, наверно, мало кто думает о том, что «учиться, учиться и учиться» придется не семестр, не год, не пять и не десять лет, а всю последующую жизнь в силу, прошу прощения за тавтологию, жизненной необходимости. Так, ничего не знающие о завете тов. Ленина европейцы в своем подавляющем большинстве считают, что учиться надо в любом возрасте, так как это позволяет адаптироваться к быстро меняющимся, вследствие развития техники и технологий, условиям существования. Правда, формализм школы, видимо, оставляет у многих негативный отпечаток, поскольку, по данным европейского исследования взглядов граждан ЕС на образование, свыше половины предпочли бы продолжить его в более свободном режиме. И здесь на помощь могут прийти электронные формы обучения.
Один из главных недостатков традиционного образования состоит в его неадекватности жизненным реалиям. В результате по окончании школы и института недавний выпускник оказывается не в состоянии применить свои знания непосредственно на практике. Таким образом, традиционное образование становится виртуальным в том смысле, что оно не дает реальных, необходимых для жизни знаний. Не надо думать, что это проблема исключительно российского образования, традиционно сильного своей фундаментальной, теоретической подготовкой; не в меньшей степени она характерна и для западной системы обучения. Электронные, «виртуальные» формы обучения способны в какой-то мере восполнить этот пробел и дать, как ни парадоксально, более актуальные, реальные знания хотя бы в силу своей оперативности и доступности.
Однако доступность оказывается на поверку часто нереализуема. Так, по данным все того же европейского опроса, только чуть более 10% европейцев рассматривают возможность дистанционного обучения. В российских же условиях в действие вступает еще и экономический фактор, ведь для того же дистанционного обучения необходим ПК и доступ в Internet, что, к сожалению, не каждый может себе позволить. Впрочем, даже те, у кого в нашей стране, казалось бы, проблем с деньгами нет, т. е. крупные частные компании, ограничиваются преимущественно простейшими формами электронного обучения. Несмотря на экономию расходов (на преподавателей, командировки, рабочее время обучающихся), входной билет для развертывания полномасштабной системы eLearning, как она называется на западный манер, оказывается зачастую слишком высок, поэтому очень часто в компании ограничиваются подготовкой электронных учебников без внедрения системы контроля и т. п., а уж об интерактивном обучении и говорить не приходится.
В любом случае прогресс, какой бы оттенок не придавался этому слову — позитивный или негативный, заставляет прибегать к новым формам обучения, о чем более подробно пишет Н. Жилкина в статье «Университет на диване». Однако как электронная торговля не заменила реальную, так и электронное образование не заменит обычного.