Дистанционное обучение — одно из наиболее динамично развивающихся направлений на рынке образовательных услуг. Для России с ее обширными территориями эта форма получения знаний может стать хорошим дополнением классическому образованию.
Технологическая революция в области систем передачи информации перевернула представление о многих незыблемых понятиях и непреложных ценностях, к числу которых относится и традиционное образование. Многоступенчатый конвейер классического обучения хорошо отлажен, методики отработаны на протяжении многих лет, сложившиеся общеобразовательные, специализированные, высшие и научные школы из года в год воспроизводят знания, передавая их новым поколениям.
Однако происходящее на рынке информационных технологий не позволяет современной системе образования оставаться прежней: процессы обучения строятся уже на иных принципах, нежели те, что были основополагающими десять лет назад. К тому же темпы и уровень развития информационных технологий формируют волну спроса на специфическую, профессиональную подготовку. Популярные продукты известных производителей на рынке ИТ выходят с завидной периодичностью, диктуя значительно более высокие требования к оперативности получения профессиональных знаний.
Сформировавшуюся нишу спроса быстро заполнил рынок дополнительных образовательных услуг, масштаб которого в России в настоящее время исчисляется десятками миллионов долларов. По оценкам экспертов учебного центра «Академии АйТи», за 2001 г. объем российского рынка авторизованного ИТ-обучения составил 25 млн долларов, в 2002 г. — 31 млн долларов; в текущем году он должен достигнуть 38 млн долларов, в 2004 г. — 45 млн долларов, в 2006 г. — 54 млн долларов, причем эта цифра не включает широкий перечень авторских курсов, разрабатываемых для специфических нужд корпоративных пользователей.
Развитие технологий Internet открыло принципиально новые возможности на рынке обучения. Спектр предлагаемых учебными заведениями услуг расширился с появлением такого понятия, как e-Learning — электронная форма передачи знаний. Обучение через Internet и Intranet, или, как его еще называют, дистанционное обучение, прочно вошло в жизнь технологически развитых государств, где качество жизни каждого находится в прямой зависимости от уровня образования и непрерывности процесса повышения квалификации.
Наиболее развит рынок e-Learning в Соединенных Штатах, где имеется множество компаний-производителей систем дистанционного обучения, разработчиков курсов, а также учебных центров, непосредственно предлагающих услуги по обучению на курсах в таком формате. Довольно активно продвигается это направление в Западной Европе, особенно в Великобритании, Нидерландах, Норвегии и Швеции, а также в экономически развитых государствах с высоким качеством каналов связи. К числу государств, где дистанционные технологии обучения широко используются, принадлежат также Канада, Австралия, Япония и Китай. По прогнозам аналитической компании IDC, к 2005 г. объем европейского рынка дистанционного обучения составит 6 млрд долларов, а в США — 18 млрд долларов. Объем данного рынка в России пока еще не сопоставим с зарубежными странами, хотя спрос на подобные услуги высок.
С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
Так что же это такое — современная система получения знаний в удаленном режиме? Понятие дистанционного образования довольно расплывчато. В него, например, вполне вписывается существовавшая в нашей стране несколько десятилетий назад бесплатная система заочных математических школ при МГУ, непременным звеном которой были почтовые отделения связи — они доставляли брошюры учащимся и выполненные задания проверяющим. В принципе, под системой дистанционного обучения может пониматься любая форма учебного процесса, когда преподавателя и слушателя курсов разделяет расстояние большее, чем класс. Например, некоторые организации, выдавая учебники и поддерживая переписку по электронной почте, называют данную услугу дистанционным обучением, что, разумеется, не идет ни в какое сравнение с развитыми формами технологии, предлагаемыми серьезными игроками рынка обучения.
В качестве учебных материалов для самостоятельной работы слушателям нередко высылаются комплекты книг, видеокассеты или компакт-диски с записью базовых курсов. Однако наиболее распространенный способ, по сути дублирующий «твердые копии», — перевод учебных материалов в формат HTML и их размещение на сайтах учебных центров. Сами по себе учебники, даже в электронной форме, вкупе с программно-техническими средствами доставки контента, еще не служат связующим звеном всего процесса обучения. Эта роль традиционно принадлежит методикам, разработке которых в ведущих учебных центрах придают первостепенное значение.
Помимо доступа к учебным материалам (обычно используются программируемые курсы либо презентационная модель) система организации учебного процесса подразумевает также возможность связи с преподавателем, получение консультации в асинхронном (off-line) либо синхронном (on-line) режимах, а по завершении этапа обучения — проверку знаний с помощью тестов. В арсенале средств дистанционных курсов — текстовые и графические (в том числе трехмерная графика) формы представления информации, анимация и флеш-анимация, аудио, видео. Весьма эффективной при организации учебного процесса оказывается видеоконференц-связь. Однако в нашей стране в силу пока еще высокой стоимости данной технологии этот способ взаимодействия преподавателя и учащихся применяется лишь в том случае, где видеоконференц-связь уже используется для других целей.
Обязательным атрибутом дистанционных курсов стали переписка по электронной почте и встречи на форумах, где пользователи помещают комментарии, отвечают на сообщения и принимают участие в виртуальных интерактивных дискуссиях. Вообще говоря, организация общения слушателей с преподавателем является наиболее сложным и дорогостоящим элементом обучения, для этого в ход идут такие известные технологии, как текстовый диалог (чат), видео по запросу, голос по IP, что далеко не всегда доступно.
Важным компонентом современных дистанционных систем является развитая система контроля за работой индивидуального слушателя, предоставляющая полную отчетность за весь период его обучения. В состав систем дистанционного обучения, как правило, входит инструментарий для создания контента.
Дистанционное обучение не исключает органичного сочетания современных компьютерных и телекоммуникационных технологий с традиционными методами. Например, в Академии информационных систем (АИС), учебном центре компании «Стинс Коман», применяется комбинированная очно-дистанционная форма обучения. АИС является региональным центром Международного института менеджмента ЛИНК, а МИМ ЛИНК, в свою очередь, — стратегический партнер Открытого университета Великобритании. Для подготовки менеджеров в компании используется та же самая система дистанционного обучения, что и в Открытом университете. С этого года Открытый университет внедрил в России свои новые программы, в которые включен элемент интерактивного общения с преподавателем посредством электронной почты и виртуальных встреч в конференциях. Студентам выдаются учебники, они изучают материалы, выполняют контрольные работы, а кроме этого, для них организуются непосредственные встречи с преподавателем, длящиеся 4,5—5 ч, где обсуждаются контрольные работы, прочитанные книги, накопившиеся вопросы, проводятся деловые игры, организуется работа в группах. Еще одним элементом очного обучения на дистанционных курсах являются организуемые МИМ ЛИНК в конце курса трехдневные «Воскресные школы», на которых студенты получают возможность упорядочить свои знания и развить навыки в интенсивном режиме «погружения». На «Воскресную школу» собираются студенты из всех региональных центров МИМ ЛИНК, охватывающих 86 городов России. По окончании курсов слушателям выдаются международные сертификаты Открытого университета Великобритании.
ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ
По единодушному мнению менеджеров, работающих в области образования, данная технология таит в себе высокий и пока слабо реализованный потенциал. Конечно, перенести опыт американского рынка обучения на российскую почву в полном объеме невозможно в силу очевидных причин — совершенно иное качество каналов связи, иной уровень спроса, другой менталитет. Сходство с американским рынком заключается разве что в обширной территории. Высокий спрос на услуги e-Learning в развитых западных странах во многом объясняется тем, что успешный рост карьеры предполагает постоянное совершенствование профессиональных навыков, что, в свою очередь, подразумевает ежегодное повышение квалификации на специализированных курсах. Кроме того, такая форма обучения наилучшим образом вписалась в государственные социальные программы по переобучению людей с невысоким уровнем доходов.
Однако уже сейчас отчетливо прослеживается положительная динамика развития российского рынка ИТ: у многих компаний появилась развитая корпоративная сетевая инфраструктура, в стране строятся крупные магистральные сети, так что со временем для многих удаленных районов техническая оснащенность не будет служить препятствием на пути к обучению издалека. Многие менеджеры учебных центров полагают, что изменению ситуации на российском рынке дистанционного обучения препятствует не столько недостаточный охват регионов сетью Internet, сколько отечественный менталитет. Учебные центры ориентируются, как правило, на корпоративных заказчиков (хотя, например, в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана немалую долю слушателей, проходящих дистанционное обучение в системе BaumanTraining, составляют частные лица). Несмотря на то что авторизованные и качественные авторские курсы в нашей стране значительно дешевле аналогичных курсов за рубежом, многие корпоративные пользователи считают существующие цены завышенными. Предложение же будет иметь спрос только тогда, когда массовым явлением станет утверждение в бюджетах компаний соответствующей статьи расходов на обучение сотрудников и руководство осознает все выгоды от повышения их профессиональных знаний.
Чем же привлекательна форма удаленного обучения? Среди основных преимуществ стоит отметить возможность повышения уровня знаний без отрыва от работы или очного обучения, в любое время и практически в любом месте. Мало кто из руководителей согласится, скажем, отпустить администратора сети на учебу, оставив сеть без присмотра. Да и сам сотрудник не всегда может подстроиться под расписание очных занятий. При дистанционном же обучении, в зависимости от индивидуальных способностей, обучающийся осваивает предмет с оптимальной для себя скоростью, не прекращая выполнять свои должностные обязанности.
Еще одно важное соображение, касающееся достоинств дистанционного формата обучения, состоит в рациональном использовании ценных преподавательских кадров, обладающих высоким уровнем квалификации. Благодаря наличию современных технологий их знания могут стать достоянием многих слушателей, находящихся в самых удаленных точках нашей страны. Кроме того, в качестве одного из важных преимуществ многие называют значительное сокращение расходов на обучение за счет экономии командировочного фонда. Впрочем, это зависит от перечня предоставляемых услуг: по мнению Дмитрия Гудзенко, директора Центра компьютерного обучения «Специалист», качественные дистанционные курсы с расширенным набором услуг, включающим круглосуточную поддержку преподавателя на двух языках, если они к тому же разработаны под специальные нужды заказчика, могут стоить дороже очной формы обучения.
Что можно отнести к недостаткам удаленного метода? Они кроются в человеческой природе: слушатель (хотя точнее было бы назвать его «зритель») должен обладать самодисциплиной и очень сильной мотивацией, чтобы, начав обучение, «не сойти с дистанции». По данным аналитиков, более половины слушателей e-Learning не завершают курс, однако, как отмечают все без исключения менеджеры учебных центров, тяга к знаниям и стремление их добыть находятся в прямой зависимости от суммы денег, выложенных слушателем из собственного кармана.
Бесспорно, по качеству обучения лидирует дневная очная форма. Однако появление альтернативы, позволяющей при соответствующей организации и наполнении получить полноценные знания и при этом оптимальным образом организовать индивидуальный график, сулит большие перспективы для рынка обучения, особенно регионального. Так, по мнению Игоря Морозова, ректора «Академии АйТи», в том случае, если крупная компания, располагающая несколькими распределенными офисами, заинтересована в повышении квалификации более тысячи своих сотрудников, другого варианта, кроме дистанционного обучения, просто не существует.
Наиболее же оправданно с экономической точки зрения организация курсов в удаленном формате для проведения лабораторных работ с применением дорогостоящего оборудования. Например, стенды с оборудованием Cisco установлены для подобных задач в учебном центре REDCENTER (на базе модуля «Виртуальные лаборатории»), учебном центре «Микротест», учебном центре Cisco Training Center (CTC), использующем площадки учебного центра «Академии АйТи» в регионах России.
СПЕКТР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Среди игроков рынка дистанционного обучения можно выделить следующие основные категории: разработчики системной оболочки, создатели контента, разработчики учебных порталов и собственно учебные центры (т. е. те, кто предоставляет услуги по обучению). На зарубежном рынке, как правило, каждая компания специализируется на профильном бизнесе. В Америке продукты для рынка дистанционного обучения выпускают более 10 тыс. компаний.
Российские производители зачастую не только разрабатывают оболочку курсов, но и занимаются созданием контента, внедрением системы и предоставлением полного спектра услуг по обучению. Российских отечественных разработчиков систем дистанционного обучения (СДО) не так уж много, из известных — компании НОУ «Институт виртуальных технологий в образовании» (СДО «Прометей»), Cognitive Technologies («СТ Курс»), Центр компьютерного обучения «Специалист» и Bauman Computer Training Company (совместная разработка системы корпоративного обучения BaumanTraining), учебный центр REDCENTER (система дистанционного тренинга REDCLASS), компания «ГиперМетод» (eLearning 3000), Uniar (СДО «Доцент») и ряд других.
Многие используют системы дистанционного обучения зарубежных производителей, осуществляя их локализацию и адаптацию к нуждам российских потребителей. Так, например, поступили в Академии «АйТи» (дистанционные курсы основаны на продукте Lotus Learning Space компании IBM). В РБК СОФТ решение базируется на опыте производителей систем дистанционного обучения — Saba Software и IBM. В учебном центре «Микротест» выбрали альтернативное направление — система дистанционного обучения создана на базе исходных кодов разработанной в Австралии системы MOODUS.
Среди множества бизнес-моделей можно выделить продажу систем дистанционного обучения, предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для их развертывания (ASP-хостинг), а также коммерческие услуги по обеспечению удаленного доступа к курсам и организации всего процесса обучения (как правило, этим занимаются учебные центры).
Ведущие производители отрасли ИТ обычно самостоятельно готовят авторизованные курсы по своим продуктам и редко отдают этот бизнес в ведение сторонних компаний. Качество контента авторизованных курсов чрезвычайно высокое, поскольку они обкатываются на большом числе площадок во всем мире. За рубежом действует ряд организаций (AICC, SCORM, IMS, IEEE, ADL и др.), специализирующихся на разработке и принятии стандартов в области обмена контентом, с тем чтобы все разрабатываемые курсы от любого производителя имели единый формат и достаточно просто импортировались в существующие платформы обучения.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
При всем разнообразии имеющихся предложений по выбору дистанционных курсов потенциальным слушателям стоит руководствоваться несколькими несложными правилами. Основной критерий — это функционал оболочки, которой предстоит пользоваться. Немаловажным фактором, косвенно свидетельствующим о серьезном подходе компании к обучению, является хороший дизайн учебного портала, использование современных технологий при его оформлении. Обо многом может рассказать перечень курсов, предлагаемых в удаленном формате, и график учебных групп. Самый верный способ не ошибиться в выборе — попробовать пройти обучение на курсах из свободного доступа на сайте компании, если таковые, конечно, имеются в наличии.
При включении в перечень услуг дистанционной формы обучения немногочисленные игроки отечественного рынка используют разнообразные подходы. Различие состоит, прежде всего, в выборе оболочки — часть учебных центров опирается полностью на западные разработки, некоторые используют открытые коды сторонних компаний в качестве основы для реализации системы, и лишь немногие российские компании пошли по пути создания собственных продуктов.
Дистанционная форма обучения в нашей стране сначала появилась в высших и средних учебных заведениях. Одной из первых коммерческих компаний, разработавших собственную систему, был учебный центр САМАН-МАТИ. Хотя в ее ранней версии отсутствовали некоторые компоненты, характерные для большинства современных СДО, все же курсы по продуктам Microsoft в дистанционном формате имели тогда большой успех. В настоящее время специалисты компании разрабатывают новую систему с развитым набором услуг.
Учебный центр «Микротест» уже несколько лет использует дистанционный режим для подготовки корпоративных заказчиков. Специалисты центра пошли по пути совершенствования базового исходного кода, взяв за основу систему МООДУС (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная система, или Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Инициатором проекта МООДУС в 1999 г. выступил доктор педагогических наук Мартин Дугиамас из Австралии, в настоящее время система установлена на более чем 350 сайтах учебных заведений в 53 странах мира (см. «Ресурсы Internet»). Она достаточно просто устанавливается на любую поддерживающую PHP платформу (Linux/Windows/MacOS/Solaris) и обеспечивает работу с базами данных MySQL, MSSQL, Oracle, PostgreSQL, Interbase, Foxpro, Access, ADO, Sybase и ODBC. Сохранность контента гарантируется многоуровневой системой защиты. Кроме того, в ней поддерживается как стандартная для УЦ модель обучения (заказы на частных лиц или группы), так и модель корпоративного обучения (интеграция с корпоративным сервером LDAP, автоматическая запись на профильные учебные планы, автоматическое оповещение менеджеров об успехах подчиненных).
Инженеры компании «Микротест» реализовали множество дополнительных функций, включая инструментарий разработки контента. Система обладает богатым набором средств администрирования, позволяющих контролировать буквально каждый шаг слушателя: когда он вошел в систему и вышел из нее, какими темами интересовался, сколько минут затрачено на изучение той или иной темы, каково число попыток сдачи экзамена и их продолжительность. Если слушатель не укладывается в отведенный интервал времени, ему регулярно отправляются уведомления — за это отвечает «дисциплинарная» функция «электронный деканат». Каждую группу сопровождает куратор, преподавателю можно писать по электронной почте, звонить по телефону, общаться на форумах и в чатах. С помощью МООДУС организуется видеоконференц-связь, проводятся опросы, рассылки, выполняются тесты, отсылаются «задания на дом». Основной акцент сделан на простоту использования, гибкие учебные планы, качественное тестирование и контроль, взаимодействие между слушателями и обсуждения. Через систему дистанционного обучения УЦ «Микротест» доступны курсы CCNA Basics, Cisco Works, «Основы Java» и курс «Компьютерные сети».
С 1999 г., в целях расширения спектра услуг в области образования, УЦ REDCENTER работает над созданием системы дистанционного тренинга REDCLASS (совместная разработка специалистов REDCENTER и системного интегратора REDLAB, см. Рисунок 1). СДТ REDCLASS основана на многомодульной архитектуре и обладает развитым функционалом. Электронный учебник может быть адаптирован к уровню текущих знаний, целям обучения и техническим возможностям пользователя. Модуль тестирования позволяет получить представление об уровне знаний пользователя в целях контроля и самоконтроля, а также при подготовке к сертификации.
Рисунок 1. Структурная схема СДО компании REDCenter. |
Важным компонентом системы является модуль «Виртуальной лаборатории». Именно наличие этого модуля позволяет разработчикам говорить об организации дистанционного тренинга, а не просто обучения. С его помощью можно организовать практические занятия на реальной технологической базе в удаленном режиме или в режиме эмуляции. На практике это означает, что любой слушатель может при наличии доступа в Internet и обычного браузера Web со своего персонального компьютера выполнять практические работы на таком сложном оборудовании, как станции Sun Microsystems или маршрутизаторы Cisco. В настоящее время в СДТ REDCLASS проводится обучение по шести дистанционным курсам по администрированию операционных систем UNIX, принципам работы с СУБД Oracle или с MS SQL.
Развитые средства анализа и система отчетности позволяют контролировать ход процесса обучения. Менеджер, управляющий этим процессом, может проверить всю историю посещений или выборочно просмотреть информацию о том, какую часть курса изучил тот или иной слушатель и какие результаты показал при ответе на тестовые вопросы. Консультационная поддержка осуществляется в режиме общения по электронной почте, однако на октябрь намечен выпуск второй версии системы — в ней реализована поддержка функции выхода на форум, который будет модерироваться консультантом. В системе реализован инструментарий для самостоятельного создания учебных курсов любой тематики.
СДТ REDCLASS реализована на базе технологии Java, что позволяет добиться независимости от платформы, на которой она устанавливается. Система может функционировать как на сервере архитектуры Sparc (Sun Microsystems), так и на сервере архитектуры Intel, с двумя широко распространенными базами данных Oracle и Informix. В ней реализованы средства авторизации пользователей и разграничения прав доступа к сервисам. Использование технологии Java и модульного принципа при разработке системы позволяет расширять ее функциональность в соответствии с требованиями заказчиков в минимальные сроки.
Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана предлагает услуги дистанционного обучения уже в течение четырех лет. Начав с преподавания нескольких сертифицированных курсов Microsoft (Windows NT), сотрудникам учебного центра удалось за этот период не только существенно развить и усовершенствовать свою систему, но и внедрить на ее базе самый широкий перечень интерактивных курсов. Сегодня слушателям доступны сертифицированные курсы Microsoft, Novell, Autodesk, Certified Webmaster (дистанционная форма этих курсов даже более востребована, чем очная), авторские курсы центра по Microsoft Office XP и Office 2000, курсы по управлению проектами. Высокая квалификация преподавателей позволяет быстро подготовить практически любые курсы по заказу корпоративных клиентов. Обучение на сертифицированных курсах проходит по специальным учебным пособиям компаний-вендоров.
В результате тщательного изучения продуктов и услуг зарубежного и российского рынка в ЦКО «Специалист» было принято решение о разработке собственной системы. Дело в том, что даже самые развитые системы по тем или иным причинам не удовлетворяли всех требований. Так, например, в качестве кандидата для выбора платформы серьезно рассматривался продукт Aspen компании Click2learn, однако в этой системе, ориентированной на внутрикорпоративное обучение в сети Intranet, вопросы безопасности штатными средствами решались ненадежно, что для российской действительности неприемлемо — в таком случае трудно сохранить контент.
Вот почему в 2000 г. в учебном центре появился отдел дистанционного обучения со своими разработчиками, дизайнерами, флеш-дизайнерами, программистами, занятыми созданием курсов преподавателями, менеджерами по работе с клиентами ДО. Основная цель состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки разработать конкурентоспособную систему, с которой можно выйти не только на российский, но и на зарубежный рынки (интересы «Специалиста» за рубежом представляет Bauman Computer Training Company). Сотрудники компании, занимающейся непосредственным обучением, могли учесть все нюансы при разработке системы и сделать ее максимально удобной (см. Рисунок 2). Рабочая версия продукта с полноценно реализованными услугами доступа через Internet была запущена в эксплуатацию в марте 2002 г., а осенью того же года представлена на выставке Online Learning в Великобритании. За год в системе ДО «Специалист» прошли обучение 8,5 тыс. слушателей.
Рисунок 2. В курсе дистанционного обучения BaumanTraning «Основы сетей» в анимационной форме демонстрируется принцип передачи данных по сети. |
Новая версия двуязычной системы BaumanTraining, разработанной и внедренной в центре «Специалист», предлагает весь спектр услуг по дистанционному обучению. Поддержка английского языка привела к тому, что среди слушателей появились зарубежные студенты — обучение в центре существенно дешевле, чем за рубежом. Тщательно разработанный дизайн курсов с использованием флеш-технологии, разветвленное дерево навигации, возможность работы с закладками и текстовым блокнотом, звуковое сопровождение — все эти удобства помогают быстрому поиску и лучшему усвоению материала. Электронная версия дополнена комментариями преподавателей.
Смелым решением и, несомненно, дорогой услугой является круглосуточная возможность обращения к преподавателю в чате, в том числе на английском языке — преподаватели работают со слушателями посменно по 12 ч. Таким образом, обучающийся получает быстрый квалифицированный ответ немедленно — подобную услугу на мировом рынке обеспечивают не больше 20 компаний. В центре «Специалист» дистанционное обучение рассматривается как аналог очной формы обучения, имеющий при этом ряд преимуществ. Осенью планируется вывод системы на западный рынок.
В системе BaumanTraining реализована технология лабораторных работ «вживую». Например, с помощью терминального соединения через браузер Internet производится подключение к реальным серверам. Слушатель получает права администратора и приобретает очень важные практические навыки работы с программными продуктами и оборудованием на действующей сети, но только удаленно, а преподаватель в любой момент готов прийти на помощь, подсказать, направить, уберечь от ошибок.
За многие годы обучения в центре накопилась обширная база ответов на вопросы по содержанию курсов, заданные слушателями в закрытых конференциях, масса полезных советов, описаний «подводных камней» и нюансов различных программных продуктов. Немаловажно, что вся эта информация доступна и после завершения учебы — в режиме чтения.
Развитая система контроля в BaumanTraining позволяет получить отчет по всем курсам, которые изучил слушатель, — с указанием номера и названия курса, сроков обучения, затраченного времени, завершен курс или нет, процента изученного материала, среднего результата теста по каждому модулю, количества попыток сдачи теста и среднего результата контрольного теста. Сроки обучения зависят от содержания курса и могут быть продлены.
Помимо широкого спектра коммерческих продуктов предлагаются бесплатные ознакомительные версии курсов «Microsoft Word 2002/2000» и «Microsoft Excel 2002/2000» на русском языке, а также «Основы сетей» на русском и английском языках.
За последнее время на отечественном рынке дистанционного обучения появились новые игроки. В марте нынешнего года стартовал новый проект группы компаний e-Style — «Открытый университет Кирилла и Мефодия», запустивший несколько курсов в интерактивном режиме. Разумные методы контроля организуют слушателей, а виртуальное взаимодействие с преподавателем стимулирует их к достижению намеченной цели. Слушатель получает комплект мультимедийных материалов на компакт-диске и приступает к выполнению тестов и контрольных заданий, при этом он имеет возможность практически в любой момент обратиться к преподавателю за консультацией, которая организована в виде доски объявлений и разбита по темам курса. Готовые задания проверяются в трехдневный срок, а коллективное обсуждение в группе происходит на виртуальном форуме. Раз в неделю на виртуальном семинаре слушатели встречаются с преподавателем, при этом последний наделен широким кругом административных полномочий для управления ходом мероприятия. Качество связи обеспечивает компания e-Style ISP, предоставляющая в распоряжение университета сервер Web, сервер приложений и собственно доступ в Internet. Одно из направлений обучения лежит в русле образования в сфере ИТ. В его рамках представлены следующие курсы: «Web-проектирование», «Язык программирования С++», «Visual Basic for Application», а в ближайших планах — выпуск курсов по операционной системе Linux и по автоматизации банковской деятельности на основе системы RS-Bank. Сроки обучения жестко не ограничены, составляют два—четыре месяца, поэтому в набранной группе происходит миграция слушателей, и ее размер колеблется от 20 до 40 человек. В процессе обучения выполняются итоговые контрольные работы, а по завершении образования проводится аттестация и выдается свидетельство.
Совсем недавно, в августе, «Академия АйТи», имеющая опыт в подготовке авторских курсов для большого числа слушателей крупных компаний, представила новые дистанционные курсы по направлению «Экономическая эффективность информационных систем», доступные теперь любому желающему. Под руководством профессора М. И. Лугачева концепция программы была разработана на кафедре экономической информатики экономического факультета МГУ. Понимая, что в ближайшее время преподавателей по этому направлению подготовить не удастся, «Академия АйТи» сфокусировалась на дистанционной форме обучения специалистов. Среди заявленных курсов уже доступны «Современные модели управления ИТ», «Экономический анализ ИТ», «Бюджетирование ИТ», а кроме того — курс «Электронный бизнес». Все подобные курсы — это прежде всего среда общения. Слушатель может обсуждать различные темы с преподавателем, со своими коллегами, регулярно участвовать в интерактивных семинарах, дата и время проведения которых указываются в расписании. Если рабочее место слушателя имеет соответствующие технические возможности, то ему может быть предоставлено право участия в дискуссии.
В качестве платформы для внедрения дистанционных курсов «Академия АйТи», как авторизованный центр компании IBM, выбрала продукт IBM Learning Space 5.0, в состав которого входят два модуля: базовый Core составляет ядро системы дистанционного обучения, а Collaboration поддерживает возможность проведения семинаров «вживую», позволяя при наличии соответствующих технических средств видеть и слышать участников виртуальных встреч. С помощью второго модуля пользователи могут обсуждать проблемы в дискуссионных форумах.
Специалисты «Академии АйТи» рассматривают возможность дальнейшего развития системы дистанционного обучения с использованием иных продуктов IBM. Так, два года назад IBM выпустила Lotus Virtual Classroom — самостоятельное решение, развивающееся параллельно Learning Space и ориентированное на дистанционное обучение в режиме реального времени. В нем реализована поддержка аудио-, видеоконференций, в результате чего обучение напоминает занятия в обычных аудиториях.
Весьма полезным для организации дистанционного обучения может оказаться флагманское семейство продуктов WebSphere. Основу составляет WebSphere Application Server — многоплатформенное приложение для поддержки исполняемых модулей в среде Java2 Enterprise Edition. Оно обеспечивает масштабируемость, кросс-платформенность и имеет развитые функции по защите пользователей и управлению ими. Под общим названием Lotus WorkPlace готовится к выпуску новая платформа для поддержки коллективной работы. В дальнейших планах IBM — наполнение платформы WebSphere бизнес-приложениями. В рамках этих задач в феврале 2003 г. появилась новая система IBM Lotus Learning Management Systems, технологически полностью реализованная в архитектуре WebSphere. Она представляет собой полноценную систему управления обучением, причем не только дистанционным, но и очным, а кроме того, в ней реализованы определенные функции и поддержка интеграции с системами управления персоналом. В некоторых областях деятельности это может оказаться полезным: например, если требуется регулярно подтверждать свою квалификацию или переходить на следующий уровень по служебной лестнице.
Преимуществами платформы являются независимость от аппаратного сервера и операционной системы, масштабируемость, работа с любыми базами данных и широкие возможности интеграции приложений. Благодаря открытому интерфейсу API на основе популярной технологии WebService ее можно интегрировать с кадровыми, бухгалтерскими системами, а встроенная система документооборота позволяет, к примеру, написать заявку на обучение. Продукт появился в феврале, и до конца года IBM планирует выпустить русскоязычную версию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок дистанционного обучения в России пока еще недостаточно развит, но отдельные примеры успешных коммерческих проектов убеждают в том, что данное направление вполне может быть прибыльным, а появление новых игроков свидетельствует о росте интереса к нему. Причем это не просто дань моде или желание расширить список услуг своего сайта еще одной строчкой, но предусмотрительность, способная в будущем принести дивиденды.
Наталья Жилкина — научный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ней можно связаться по адресу: nzil@lanmag.ru.
Ресурсы Internet
Ознакомиться с демонстрационными версиями некоторых дистанционных курсов можно на сайте СДТ REDCLASS по адресу: http://www.redclass.ru.
Электронные версии курсов дополнены комментариями квалифицированных преподавателей и доступны круглосуточно по адресу: http://www.baumantraining.com.
Материалы «Открытого университета Кирилла и Мефодия» размещены на сайте http://www.kmou.ru.
Перечень услуг по дистанционному обучению учебного центра Microtest представлен на сайте http://www.microtest.ru/education/ distant.
О различных реализациях системы MOODUS можно узнать по следующим адресам:
http://moodle.lim.lviv.ua/;
http://www.pushkin.edu.ru/modus/;
http://mole.msuiit.edu.ph/moodle/index.php;
http://www.hillsbury.com/Ecampus/;
http://kypros.org/LearnGreek/;
http://www.knowingpower.com;
https://www.bioinformatics.unsw.edu.au/course/.