Для поддержки критически важных деловых процессов предприятия все чаще пользуются службами IP. Однако условием для дальнейшего распространения интеллектуальных услуг Ethernet являются соглашения об уровне сервиса, соблюдение которых можно было бы контролировать надежным образом. То, что до сих пор представляло собой проблему, сегодня уже доступно в различных сетях.
С давних пор протокол Ethernet рассматривался как наиболее предпочтительный метод передачи для корпоративных приложений на базе IP. После первых нерешительных попыток реализации сегодня стало возможным его повсеместное использование и в глобальных сетях. Наконец-то оказались выполнены два базовых условия: с одной стороны, быстрое предоставление услуг не зависит от имеющейся инфраструктуры сети благодаря интеллектуальным терминальным сетевым устройствам, а с другой — оборудование Ethernet поддерживает соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement, SLA), аналогичные обычным сервисным контрактам, к которым заказчики привыкли, поскольку они являются обязательными для таких стандартных высокоскоростных служб, как ретрансляция кадров (Frame Relay), асинхронный режим передачи (Asynchronous Transfer Mode, ATM) или выделенные линии. Принятые меры стали предпосылками для массового принятия интеллектуальных служб Ethernet, и теперь могут быть выполнены громкие обещания разработчиков Ethernet: реализация недорогой технологии на предприятиях любого размера для поддержки широкополосных деловых приложений с гарантированными качеством и доступностью.
За последние годы Ethernet из протокола для локальных сетей превратился в важнейшую среду передачи деловых услуг по глобальным сетям. Аналитическая компания Ovum-RHK сообщила о росте продаж оборудования для передачи по Ethernet и соответствующих услуг на 29%. На ту же тенденцию указывают и прогнозы Infonetics Research, где отмечается, что рынок услуг Ethernet к 2009 г. достигнет объема в 22 млрд долларов.
Поскольку соединение Ethernet со скоростью 10 Мбит/с стоит примерно столько же, сколько соединение Е-1 со скоростью 2 Мбит/с, стоимость услуг Ethernet на единицу информации составляет приблизительно одну пятую от стоимости традиционных услуг. Но это выгодное соотношение цены и производительности является лишь одной из причин растущего интереса к службам Ethernet. В пользу технологии Ethernet говорит и широкое знание протокола. В корпоративных сетях Ethernet повсеместно зарекомендовал себя как привлекательное, простое и хорошо масштабируемое решение, способное реагировать на изменяющиеся требования в связи с ростом, глобализацией, слиянием и приобретением компаний, а также реализацией приложений для организации электронной торговли. Все распространенные клиент-серверные системы, модели персональных компьютеров и стеки протоколов передачи данных верхних уровней, таких, как TCP/IP или IPX, «понимают» язык Ethernet, а 90% сетевых интерфейсов в локальных сетях предприятий уже являются портами Ethernet.
Тем не менее до сих пор имелось лишь несколько успешных концепций для реализации управляемых, или интеллектуальных, служб Ethernet. Со стороны предприятий эйфории в связи с их предложением не наблюдалось из-за отсутствия соглашений об уровне сервиса и разумных условий контрактов. Предоставление услуг Ethernet «по мере возможности» (best-effort) не подходит для критически важных приложений. Однако, поскольку долгое время обеспечить оговоренное качество услуг в общей (собственной и/или арендуемой) инфраструктуре сети было невозможно, операторы сетей поначалу не могли пойти на строгие условия соглашения об уровне сервиса, нарушение которых каралось бы конвенциональными штрафами. Без точных гарантий обеспечения производительности предприятия, в свою очередь, не были готовы переводить критически важные деловые приложения на услуги на базе Ethernet — несмотря на заметно меньшие издержки.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДОСТУПА К СЕТИ
Область доступа к сети у сетевых операторов все еще во многом неоднородна, в ней доминируют такие службы, как ретрансляция кадров (Frame Relay), асинхронный режим передачи (Asynchronous Transfer Mode, ATM) и выделенная линия (Private Line), которые для подключения абонентов доставляются на последней миле при помощи архитектур синхронной оптической сети и синхронной цифровой иерархии (Synchronous Optical Network/Synchronous Digital Hierarchy, SONET/SDH), плезиохронной цифровой иерархии (Plesiochronous Digital Hierarchy, PDH), мультиплексной передачи с разделением каналов по времени (Time Division Multiplexing. TDM), а также цифровой абонентской линии (Digital Subscriber Line, DSL).
Однако при использовании этих унаследованных решений с разными технологиями доступа никакие совместимые службы Ethernet невозможны. Предлагавшиеся службы Ethernet обладали в разных местах различными интерфейсами подключения пользователей к сети (User-Network Interface, UNI). Помимо прочего, это оборачивалось расхождением по таким критериям, как качество услуг (Quality of Service, QoS), класс услуг (Class of Service, CoS), ограничение пропускной способности, размер буферной памяти и т. д. Подобные службы Ethernet не были привлекательными для корпоративных клиентов, нуждавшихся в обеспечении гарантированной доступности и пропускной способности при объединении филиалов.
Отраслевые инициативные группы, прежде всего Форум Metro Ethernet (Metro Ethernet Forum, MEF), пытались решить проблему, начав с разработки стандартов для служб Ethernet или UNI, которые должны были облегчить предоставление совместимых услуг Ethernet, в том числе и на базе различных технологий доступа. Между тем на рынке стали появляться новые платформы доступа и терминальные сетевые устройства, отвечающие текущим определениям услуг MEF и поддерживающие различные сетевые технологии, к примеру оптическое волокно, SONET/SDH, TDM/PDH, DSL и др.
Новый подход базируется на применении недорогих, выполняющих больший объем работ, легко инсталлируемых и простых в обслуживании систем агрегации и интеллектуальных терминальных сетевых устройств, которые по своей конструкции и исполнению оптимизированы для передачи интеллектуальных служб Ethernet посредством различных технологий доступа. При создании подобных платформ доступа разработчики отказались от функций, не обязательных для поддержки интеллектуальных служб. Это не только снижает затраты, но и одновременно повышает надежность и удобство для пользователя. Еще одним преимуществом указанных терминальных сетевых устройств являются интеллектуальные функции, благодаря которым провайдеры получают возможность предлагать соглашения об уровне сервиса для услуг Ethernet и гарантировать их соблюдение.
Изначально службы Frame Relay в качестве услуг Ethernet также предлагались без гарантий сервиса. Лишь после того, как широкое распространение получили модули обслуживания каналов и соответственно данных (Channel Service Units/Data Service Units, CSU/DSU) или, иначе, устройства Smartjack («умный разъем» — название, предложенное компанией Westell Technologies), производители оказались в состоянии предлагать соглашения об уровне сервиса для служб данных Frame Relay. В результате предприятия начали передавать по сетям Frame Relay даже критически важные приложения. Таким образом CSU и DSU сыграли важную роль в деле широкого признания этих служб. Благодаря быстрому распространению новых терминальных технологий подобный рост отмечается и в отношении Ethernet.
Решения, опирающиеся на службу Ethernet, позволяют вести мониторинг таких индикаторов производительности, как задержка кадров, вариация задержки кадров (jitter), уровень потери пакетов и сквозная готовность сети для всех служб Ethernet во всей инфраструктуре поставщика услуг и за ее пределами. За многими службами и сегментами сети удается следить одновременно, тем самым достигается высокая прозрачность в отношении соблюдения соглашений о производительности и качестве услуг.
Устройства Ethernet представляют определенную терминальную точку услуг (Service Demarcation Point) для служб Ethernet, однако оператор сети может гарантировать качество услуг для предприятий-клиентов и в сетях доступа Ethernet своих партнеров (см. Рисунок 1). Кроме того, он может быст-рее локализовать и проанализировать ошибки в сети. Всеобъемлющая поддержка служб Ethernet в собственных или арендуемых инфраструктурах помогает оператору привлечь таких клиентов, у которых имеется большое количество филиалов, объединенных в сеть с помощью разных сред с различными скоростями передачи.
К прочим приметам динамичного развития рынка Ethernet относится интерес операторов сетей к программным решениям для управления производительностью, служащим в качестве основы для порталов управления клиентскими сетями (Customer Network Management, CNM). На рынке услуг Ethernet это направление развивается гораздо быстрее, чем в области Frame Relay или выделенных линий. По данным Vertical Systems Group, 86% пользователей мигрировали на службы Ethernet с какой-либо унаследованной услуги — Frame Relay, ATM или Private Line. Знакомство пользователей с инструментами CNM для классических служб подталкивает операторов к тому, чтобы как можно быстрее включить эту функцию и в предложение услуг Ethernet.Клиентские порталы предлагают сетевым операторам возможность выделиться на фоне конкурентов, поскольку предоставляют содержательные данные о производительности услуг Ethernet и позволяют вести мониторинг SLA. При помощи таких дополнительных функций, как оперативный доступ к данным о производительности, создание отчетов с историческими данными, подготовка ежечасно обновляемых графиков и проч., провайдер может позиционировать себя как поставщик услуг старшего класса.
Большим ожиданиям корпоративных клиентов по поддержке критически важных для бизнеса приложений отвечают не только измерения услуг и обеспечение соглашений об уровне сервиса Ethernet. Полезными могут оказаться и другие функции: к примеру, проверка связности, тестирование целостности каналов, генерирование тестовых схем и подготовка анализов, выявление контуров обратной связи и сбор статистических данных. Таким образом, предприятия получают необходимые доказательства надежности услуг Ethernet операторского класса, а поставщики услуг добиваются доверия к своим способностям соблюдать требования соглашений об уровне сервиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доступность новых технологий позволяет оптимизировать сети доступа Ethernet и обеспечить выполнение соглашений об уровне сервиса. По завершении периода первых реализаций рынок интеллектуальных услуг Ethernet стоит на пороге их повсеместного распространения. Теперь и провайдеры услуг, и предприятия смогут извлечь выгоду из огромного потенциала этой технологии.
Штефан Реттенбергер — директор по маркетингу продуктов компании ADVA Optical Networking.
© AWi Verlag