Весомую лепту в этот успех внесла и компания ZyXEL, которая в рейтинге Taiwan Top Ten Global Brands Тайваньского совета по развитию международной торговли (TAITRA) занимает десятое место, опережая всех остальных производителей сетевого оборудования. Компания предлагает оборудование для реализации различных технологий доступа, что особенно необходимо российскому рынку телекоммуникаций, где активно развиваются практически все виды доступа, при этом продуктовый портфель компании не ограничивается абонентским оборудованием. Своими соображениями о перспективах развития различных видов широкополосного доступа в России делится Илья Уманский, директор по продажам и маркетингу «ZyXEL Россия».
Журнал сетевых решений/LAN: Как изменилась структура спроса в результате кризиса?
Илья Уманский: С наступлением кризиса спрос на доступ в Интернет вырос, особенно в регионах. Вся индустрия оказалась не готова к такому развитию событий, и в результате 2010 год проходит под девизом «Давай CPE скорее» — провайдеры не хотят ждать ни одного дня. Это явление можно объяснить, но предсказать его не удалось ни нам, ни отрасли в целом. В период кризиса многие «ушли в онлайн». Кто-то потерял работу и пытается найти новую с помощью Интернета, у кого-то изменилась ее специфика — баланс между деятельностью «в офлайне» и Интернете резко сместился в сторону последнего. Кроме того, у многих людей стало больше свободного времени для досуга, они чаще переписываются, загружают контент, смотрят видео и т. д.
Это привело к дефициту предложений, который еще более усугубляет дефицит комплектующих. Задержки поставок, которые отмечаются у всех производителей, происходят еще и от того, что многие микросхемы, разъемы, качественные блоки питания и иные необходимые компоненты стали дефицитом. Мировая индустрия в результате кризиса претерпела значительный спад, и восстановление идет тяжело.
Спрос вырос на все, что помогает доступу в Интернет — заказывается как провайдерское. Стремясь удовлетворить потребности клиентов в подключении, провайдеры настаивают на немедленной отгрузке оборудования, не принимая в расчет кризисные факторы.
LAN: Как изменился подход операторов/провайдеров к построению сетей широкополосного доступа?
Уманский: Сказать, что в результате кризиса он претерпел какие-то существенные изменения, было бы неправильно. Многие продолжают строить сети с использованием традиционных технологий, но те, у кого есть источники финансирования, смотрят в будущее и стратегически подходят к развитию своих сетей.
В качестве наиболее перспективных рассматриваются три технологии: VDSL, PON и Ethernet. Так, «Связьинвест» провела испытания PON, которые, насколько мне известно, признаны успешными с технической точки зрения, и компания не собирается ограничиваться тестированием. Но у этой технологии до сих пор весьма длительный срок окупаемости, что препятствует ее широкомасштабному распространению.
В текущем году началось внедрение VDSL2. Эта технология является следующим витком развития xDSL, позволяя оператору эффективно использовать потенциал уже проложенной медной инфраструктуры и предлагать абонентам конкурентные, в сопоставлении с сетями Metro Ethernet, услуги. При дальности до 1 км обеспечивается скорость до 50 Мбит/с, что намного превышает типичную среднюю скорость подключения к Интернету в настоящее время.
LAN: Какие технологии ШПД представляются наиболее подходящими для обеспечения доступа населению в российской глубинке (небольших населенных пунктах)?
Уманский: Все используемые технологии хорошо масштабируются, так что в этом отношении особой разницы нет. Однако небольшие города могут как иметь плотную застройку, так и располагаться на большой территории. Соответственно, и подходы будут отличаться. Очевидно, к населенному пункту необходимо подвести оптическую линию. При частой застройке подключение может производиться по VDSL, а в случае пространственно разнесенных строений более перспективным выглядит беспроводной доступ по WiMAX, имеющий широкую зону покрытия. В целом выбор решения определяется скорее экономическими и политическими соображениями, чем техническими причинами.
LAN: Какая технология была бы наиболее выгодной для вас — компании, выпускающей телекоммуникационное оборудование?
Уманский: Прибыль вендора не зависит от технологии интернет-доступа как таковой. Производителю важен объем — тогда он может лучше прогнозировать свое производство, предложить конкурентную цену. Когда новая технология «выйдет» на объемы, она будет приносить прибыль, как любая популярная в прошлом технология.
LAN: Почему же на выставке «Связь-экспокомм» вы выделили одну технологию и сделали акцент на оптическом доступе FTTx?
Уманский: Мы агностики в отношении технологий. У нас нет ангажированной точки зрения относительно того, какая технология будет развиваться в ущерб остальным. Мы готовы реализовать любую технически разумную технологию полным и эффективным образом. Что же касается оптики до квартиры, то она имеет несомненные технические преимущества. Сам собой отпадает вопрос электромагнитной совместимости (например, для многопарных электрических кабелей существует ограничение на число пар, которые можно использовать для ШПД, поскольку при их превышении нарушаются требования ЭМС).
Главный недостаток оптики в том, что ее надо проложить, но тот, кто доведет оптический кабель до квартиры, при разумном ведении бизнеса может рассчитывать на приоритет: для конкурента прокладывать оптику в квартиру — все равно что подводить второй водопровод. При наличии оптического подключения можно предлагать любые мыслимые телекоммуникационные услуги и через десять, и через двадцать лет; лишь иногда потребуется менять оборудование со стороны провайдера и абонента. Срок окупаемости длительный, но и время службы очень продолжительное, что дает стратегическое преимущество провайдеру.
Без сомнения, оптические решения до дома и офиса найдут свое место на рынке. Конечно, мы не можем знать, какую долю они займут, — 5 или 10%, может быть и какая-то другая цифра. Наша задача — представить необходимое оборудование. Сейчас мы работаем над его вторым поколением, это направление нам интересно, потому оно и было представлено на выставке. То, что у нас есть WiMAX, ADSL, SHDSL и VDSL, рынок уже хорошо знает.
LAN: А какая из технологий пассивных оптических сетей представляется наиболее перспективной?
Уманский: Если выбирать из технологии GPON и GEPON, то, безусловно, вторая, так как у нее лучше соотношение цена/скорость. Вообще, все, что базируется на Ethernet, в итоге оказывается дешевле решений, где используется ATM. В качестве доказательства совершенствования технологий именно в этом направлении можно привести факт принятия стандарта на 10G EPON, тогда как варианта с поддержкой 10 Гбит/с для ATM нет даже в планах, и в каком направлении будет развиваться GPON, остается пока неясным.
LAN: Где еще в России, кроме коттеджных поселков, возможна реализация PON?
Уманский: Коттеджные поселки — привлекательный объект для начального внедрения PON, поскольку их обитатели готовы платить за качественную связь. В них меньше предложений по другим способам доступа, и типичные расстояния более подходят для оптики. Вместе с тем мы уверены, что рано или поздно оптика дойдет и до квартир, если к тому моменту ничего лучшего не придумают. Уже сегодня в новые дома выгоднее прокладывать оптику, ведь для замены меди требуется решимость и хотя бы приблизительное понимание того, сколько заказчики будут готовы платить в ближайшие десять лет и какие услуги будут востребованы. Но вряд ли оно есть у кого-то сейчас — рынок для таких решений еще не созрел.
LAN: Иначе говоря, строящиеся сети PON на данный момент избыточны и реализуются исключительно с учетом планов на будущее?
Уманский: Это вопрос из разряда «про курицу и яйцо». Полоса может быть или недостаточной, или избыточной. Любое строительство, тем более масштабное, должно быть избыточным. Опыт показывает, что любой ресурс расходуется очень быстро, — вспомним жесткие диски на компьютерах. Поэтому все дело в окупаемости: под большой ли процент компании привлекают средства, какие цели ставят перед менеджментом владельцы, весомую ли долю рынка удается занять и т. д. И самый главный вопрос: сколько люди готовы за это платить?
Еще один момент: что делать с ADSL? Данная технология не способна поддерживать IPTV с качеством Full HD — из-за больших расстояний и низкого качества проложенной меди скорость оказывается недостаточной. В принципе, можно построить сеть Metro Ethernet — скорее всего, сделать это удастся дешево и быстро, но работы по каблированию здания стоят примерно столько же, сколько и прокладка оптики. В результате возникает вопрос: зачем еще раз прокладывать медь, если через пять лет все равно потребуется оптика? Поэтому при модернизации сети прокладка оптики позволит сделать задел еще на 10–20 лет при чуть больших затратах.
LAN: В этой связи возникает вопрос о будущем ADSL, которая с момента своего появления рассматривается как временная, паллиативная технология, но остается на рынке вот уже почти 10 лет.
Уманский: Маленький эпиграф: «Мне не нужны вечные иголки для примуса, поскольку я не собираюсь жить вечно». Все технологии временные — ни одна не может претендовать на звание окончательной, после появления которой всякое развитие закончится. Не многие из сетевых технологий оказались столь жизнеспособны, как ADSL. Это изобретение оказалось весьма удачным. ADSL честно выполнила свою задачу, так что она вполне могла бы «уйти на заслуженный покой». Однако этого не произойдет хотя бы потому, что распространение Интернета в нашей стране составляет около 22%. И в первую очередь людям необходим обычный доступ в глобальную сеть. ADSL обеспечила около половины проникновения широкополосного Интернета. Я думаю, количество пользователей ADSL будет увеличиваться еще как минимум 3 года, а следующие 5–7 лет эти люди будут оставаться активными потребителями услуг на базе данной технологии.
LAN: Среди предложений ZyXEL есть кабельные модемы DOCSIS. Каков спрос на них в России?
Уманский: У нас есть модемы DOCSIS, но, пожалуй, это единственная область, где мы не являемся значимым игроком. Не самые радужные перспективы DOCSIS стали для нас очевидны еще в 2003 году, поэтому мы не делали ставку на эту технологию. Кстати, рынок DOCSIS узок не только в России, но и в мировом масштабе — операторов буквально можно пересчитать по пальцам руки. И хотя отдельные продажи DOCSIS-модемов ZyXEL имели место, они практически не влияют на общую картину рынка ШПД в России.
LAN: А каковы перспективы WiMAX по сравнению с LTE?
Уманский: В последнее время вектор «гипотетического интереса» смещается в сторону LTE. Многие операторы рассматривают последнюю как более многообещающую и конкурентоспособную. Мы тоже верим в будущее LTE и уже имеем рабочие образцы продукции, которые проходят тестирование в нескольких странах Западной Европы и США, — там выделены специальные пилотные зоны. В России необходимые частоты, насколько нам известно, пока никто не получил. Таким образом, говорить об успехах LTE в России пока еще рано.
Что касается WiMAX, эта технология была воспринята скептически, но сумела доказать свою востребованность, и у крупнейших российских операторов насчитываются десятки и даже сотни тысяч подключений. Операторы не успевают устанавливать базовые станции — озвученные ими планы по охвату новых территорий не выполняются только потому, что им приходится устанавливать дополнительные базовые станции в столице и других крупных городах присутствия, так как имеющиеся не справляются с нагрузкой. Таким образом, рынок WiMAX будет развиваться, по крайней мере, в течение ближайших двух лет. Если говорить о нашей компании, то мы анализируем все рыночные тенденции и планируем развивать линейку абонентского оборудования WiMAX.