Рисунок 1. Стандарт TR-069 упрощает администрирование IP-телефонов.  (см. Рисунок 1). 

Только представьте себе: вы подключаете свой новый IP-телефон к корпоративной сети — будь то в центральном офисе, филиале или на складе — и он сразу начинает автоматически конфигурироваться. Без каких-либо настроек со стороны пользователя или усилий администратора телефон регистрирует в корпоративной сети личный прямой номер пользователя, и тот сразу может приступить к работе (выполнять звонки). Даже в мире IP-телефонии такое удобство было доступно лишь при применении нестандартных решений, но не для конечных устройств различных производителей, базирующихся на открытых стандартах. Теперь «бесконтактное» (Zero Touch) развертывание стандартных IP-телефонов перестало быть делом далекого будущего и превратилось в осязаемую реальность благодаря стандарту TR-069. На рынке появились первые IP-телефоны с поддержкой этого протокола удаленного управления.

Решения для передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP) и программные телекоммуникационные системы на базе IP доказали свои преимущества по сравнению с проприетарными телефонными системами. Для предприятий использование IP-телефонии почти всегда оказывается более выгодным, особенно при наличии множества распределенных офисов, рабочих мест или филиалов. 

В мире IP-телефонии затраты на эксплуатацию и администрирование ниже, а благодаря открытым стандартам, таким как протокол инициирования сеансов (Session Initiation Protocol, SIP), больше не приходится мириться с высокой стоимостью проприетарных телефонных коммутаторов. Дорогостоящие аналоговые УАТС работают, как правило, только с такими же дорогими системными телефонами того же производителя. IP-телефония базируется на открытых стандартах и интерфейсах.

Протокол SIP регулирует в качестве сетевого протокола построение и управление сеансами связи по IP и сам по себе является значительным шагом к стандартизации, а стандарт TR-069 еще больше расширяет возможности IP-телефонии в плане управления. Поддержка TR-069 в конечных устройствах создает предпосылки для всестороннего удаленного администрирования всех IP-телефонов в корпоративной сети. Если раньше на каком-то конечном устройстве происходил сбой и оно переставало отображаться на корпоративном SIP-сервере, то у администратора центрального офиса не было возможности удаленного доступа 

к устройству. Стандарт TR-069 ориентирован как раз на всестороннее удаленное администрирование конечных устройств и IP-телефонов. TR-069 регулирует коммуникацию на базе HTTP между конечными устройствами и так называемыми серверами автоматической конфигурации (Auto Configuration Server, ACS) (см. Рисунок 2). Этот стандарт был разработан еще в 2004 году форумом по широкополосному доступу (Broadband Forum, ранее DSL Forum) — всемирным консорциумом, объединившим более чем 200 компаний из сферы ИТ и телекоммуникаций. Этому форуму мы обязаны современными широкополосными стандартами, такими как ADSL и VDSL.

Тот факт, что протокол удаленного управления оборудованием для установки в помещениях пользователя (Customer Premises Equipment, CPE) был разработан именно этим форумом, уже дает представление о предназначении такой стандартизации: основная цель, к которой стремились крупные провайдеры в сфере услуг Интернета, телекоммуникаций, кабельного телевидения и Triple Play, заключалась в возможности удаленного администрирования установленных у их клиентов маршрутизаторов, модемов DSL и телевизионных приставок (Set-top Box) и организации нового подключения или устранения ошибок без необходимости личного присутствия технических специалистов. Именно эту функцию TR-069 выполняет применительно к IP-телефонам. Для мира IP-телефонии такое стандартизированное удаленное управление является принципиальным нововведением. До сих пор не существовало инструментов для удаленной конфигурации, администрирования или обновления конечных устройств. Если что-то подобное и было, то речь шла о собственных решениях производителей, работающих только с каким-то определенным типом IP-телефонов и не поддерживающих оборудования конкурентов.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ НАСТРОЙКА IP-ТЕЛЕФОНОВ 

Современный IP-телефон обладает широким набором функций, наличие которых позволяет заметно повысить эффективность его использования. Правильно настроить такой аппарат, чтобы пользователь действительно смог насладиться комфортом и всем богатством его возможностей, — задача непростая. К примеру, даже если на предприятии имеются корпоративные телефонные справочники, кнопки быстрого набора и функциональные клавиши необходимо настраивать индивидуально для каждого пользователя. Кроме того, нужно задать профили пользователей, определить правила действий при отсутствии абонента, ввести параметры переадресации вызова, настроить оформление экрана и многое другое. Так, в современных IP-телефонах компании snom реализовано более 500 различных параметров, настраиваемых в соответствии с потребностями предприятия, отдела или — если существует такая необходимость — конкретного пользователя. В определенных случаях в число настроек, которыми нужно снабдить новый IP-телефон, может входить даже задание фирменного стиля провайдера услуг IP-телефонии, что весьма широко используют операторы сотовой связи, размещая, например, свой логотип на дисплее мобильного телефона.

Стандарт удаленного управления TR-069 проникает в мир IP-телефонии благодаря спросу со стороны крупных операторов, зачастую предоставляющих услуги Triple или даже Quad Play, то есть различные комбинации из услуг телефонии, цифрового кабельного телевидения, доступа в Интернет и сотовой связи. Уже на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к конвергенции разных сетей и предлагаемых сервисов. Однако неожиданный аспект этой тенденции заключается в том, что как раз сейчас владельцы сотовых сетей начали предлагать своим клиентам услуги стационарной телефонной связи, так как на фоне постоянно снижающихся тарифов на сервисы сотовой связи предоставление конечным клиентам доступа в Интернет или услуг стационарной телефонии становится все привлекательнее с экономической точки зрения. Так, Vodafone предлагает предприятиям услугу Onenet: объединение мобильной связи, стационарной телефонии и доступа в Интернет. В Великобритании и некоторых других странах провайдер использует для этого IP-телефоны компании snom, поддерживающие стандарт TR-069.

Весной 2010-го Vodafone вышла со своим сервисом Onenet, включающим стационарную телефонию с соответствующими IP-аппаратами, на немецкий рынок. В таком случае любой только что подключенный телефон будет удаленно настроен при помощи находящегося у провайдера сервера автоматической конфигурации посредством протокола TR-069. Телефон получит все необходимые настройки, включая фирменную символику Vodafone (оформление дисплея и логотип в стиле провайдера услуг), а также характерное для него навигационное меню. Такие провайдеры, как Mobilkom Austria или Telekom Austria, в своих предложениях стационарной телефонии уже делают ставку на решения удаленного администрирования с помощью протокола TR-069 для IP-телефонов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: СЕРВЕР АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОНФИГУРАЦИИ

Первыми, кто стал применять стандарт TR-069 для всестороннего удаленного администрирования маршрутизаторов, телевизионных приставок и IP-телефонов, были крупные операторы и владельцы сетей, однако стандарт TR-069 может принести немалую пользу и различным предприятиям с распределенной инфраструктурой, имеющим множество филиалов или объекты, находящиеся в разных местах. Нет иного способа для более простого, быстрого и эффективного администрирования телефонной инфраструктуры крупной организации. Безусловно, предприятию, желающему прибегнуть к удаленному управлению посредством TR-069, потребуется собственный сервер автоматической конфигурации (Auto Configuration Server, ACS). До сих пор лишь немногие компании предлагают подобные решения. Как правило, это классические поставщики оборудования для операторов, такие как Motive, дочернее предприятие Alcatel-Lucent, Friendly Technologies из Израиля или Axiros — мюнхенский эксперт по TR-069. Решения ACS нельзя назвать дешевыми, однако при достаточно крупных размерах предприятия расходы на их приобретение быстро окупаются за счет сокращения расходов на администрирование.

Необходимо учесть, что протокол TR-069 пригоден для гораздо большего, чем просто выполнение базовой первичной конфигурации устройств. Он позволяет осуществлять всестороннее администрирование всех корпоративных IP-телефонов, поддерживающих этот протокол, — от развертывания новых обновлений программного обеспечения до устранения ошибок. Обещанные максимально возможная гибкость и простота администрирования, которые всегда отмечались как преимущество современных телефонных IP-систем по сравнению с их аналоговыми проприетарными предшественниками, наконец-то оказываются достигнуты с помощью удаленного управления по протоколу TR-069. 

Оливер Виттиг — вице-президент по продажам в регионе EMEA компании snom technology. 

© ITP Verlag
Рисунок 2. Топология настройки посредством TR-069: (a) сервер ACS может из ядра сети обращаться к конечной точке (терминалу широкополосной сети — BNT) или в клиентскую локальную сеть. Стек протоколов: (б) TR-069 асинхронен и надстраивается над стандартными протоколами Web.