Оно не могло не затронуть и еще только зарождающийся российский рынок ЦОД, для которого «золотая эра» закончилась, так и не успев начаться. К примеру, по данным агентства «Современные коммуникации», «анонсированные планы операторов коммерческих дата-центров Московского региона по вводу новых площадей в 2009 году удалось реализовать лишь на 30%».
Однако текущий год, казалось бы, поколебал пессимизм высказывания Тиммонса. Так, по данным опроса Campos Research&Analysis, среди 300 компаний с оборотом более 1 млрд долларов, 83% респондентов собираются расширять ЦОД в 2010–11 годах. А «Современные коммуникации» сообщают, что в России планируется ввести более 15 000 м2 площадей КЦОД. Если заявленные планы будут реализованы, то их общая площадь увеличится почти в 1,5 раза. Что же, Тиммонс ошибся? Золотой век продолжается?
Как заключает сайт serverwatch.com, «если попытаться констатировать одним словом, чем был прошедший год для центров обработки данных, то это будет “переосмысление”». Иначе говоря, для дальнейшего движения к новым целям требуется изменить подходы к построению центров данных.
Общемировой вектор развития направлен на строительство гигантских мегаЦОД в русле тенденции перехода к «облачным» вычислениям. Например, модель новой информационной инфраструктуры предполагает перемещение вычислительной инфраструктуры и информации в огромные центры обработки данных, доступ к которым осуществляется по глобальной высокопроизводительной сети с тонких конечных устройств.
Но вследствие одних только колоссальных размеров строительство подобных объектов чревато серьезными рисками, причем не только экономическими. Как известно, компании Microsoft пришлось перебазировать свой ЦОД, где располагались «облачные» сервисы Azure, из-за изменения налогового законодательства в округе Вашингтон. Как бы то ни было, тенденция к консолидации ЦОД остается объективным фактором благодаря достигаемой экономичности и повышению производительности за счет эффекта масштаба. Но строительство таких объектов занимает продолжительное время, и на момент его завершения ситуация может стать иной (как в приведенном примере), поэтому подходы к построению мегаЦОД необходимо менять. В стремлении снизить первоначальные инвестиции Microsoft выдвинула концепцию ультрамодульных ЦОД на базе предварительно собранных блоков (IT Preassembled Components, PAC), когда «коробка» ЦОД заполняется по мере надобности.
Россия пока не доросла до таких проблем: масштабы не те — все российские коммерческие ЦОД поместятся в любом из десяти крупнейших мировых ЦОД. О чем можно говорить, если, по данным опроса HeadWork Analytics, проводимого среди 1000 крупнейших отечественных компаний, 43% не только не пользуются услугами ЦОД, но и не имеют собственных? Между тем, согласно заявленным планам правительства, к 2012 году средняя пропускная способность магистральных каналов связи должна вырасти в два раза — до 150 Гбит/с, а к 2015 году типовая скорость доступа будет составлять 100 Мбит/с. Конечно, высокопроизводительная глобальная сеть является главным элементом, без которого реализация новой информационной инфраструктуры невозможна. Но, сказав «А», нельзя не говорить «Б». Где будут располагаться те ресурсы, к которым будет обращен доступ? При зачаточном состоянии российского рынка ЦОД неприятный ответ напрашивается сам собой — в западных КЦОД. Чтобы подобного не случилось, необходима программа поддержки развития ЦОД, промедление в этом вопросе грозит стране тяжелой информационной зависимостью.