Когда «облачная парадигма» получила повсеместное признание, многие хостинг-провайдеры тут же заявили, что они эти самые «облачные» вычисления предлагают уже лет десять-пятнадцать, только назывались они по-другому. В данном контексте интересна не столько обоснованность их претензий, сколько предполагаемое время появления «протооблаков». Однако IBM называет еще более ранний срок — конец 80-х годов прошлого века, связывая зарождение концепции «облачных» вычислений с Grid Computing, когда множество компьютерных систем было впервые задействовано для решения одной задачи.
В общем, как выясняется, мы пользуемся «облачными» вычислениями давным-давно, едва ли не раньше, чем ПК, только не знали об этом. В таком случае понятно, почему они так быстро успели надоесть и даже, как считают некоторые, выйти из моды — надо полагать, этот термин у нас всегда присутствовал где-то в подсознании, потому-то мы и воспринимаем его как нечто привычное и знакомое. Да, помнится, еще «Битлз» что-то такое пели — Ob-la-di, ob-la-da, одну букву, правда, перепутали. Жаль только, как гласит одна восточная пословица, сколько ни говори «облака», они ближе не станут. Однако, если говорить серьезно, как бы ни казалась «перегретой» тема «облачных» вычислений, все ключевые игроки рынка ИТ в своих стратегиях ориентируются именно на них.
И хотя «облачные» вычисления возможны и без виртуализации, именно эта технология является их ключевым элементом. Согласно имеющейся статистике, еще в 2009 году число приложений, выполняемых виртуальными серверами, превысило количество приложений, поддерживаемых физическими серверами. А это означает, что, во всяком случае потенциально, инфраструктура готова к «облачным» вычислениям. Конечно, далеко не все технические проблемы на этом пути разрешены: если не в общих вопросах, то в деталях — наверняка придется разбираться. Однако убедить пользователей отказаться от собственной ИТ-инфраструктуры в пользу публичных «облаков» будет непросто. Поэтому в качестве паллиатива рассматривается гибридный подход, когда основные приложения и данные размещаются в частном «облаке».
Впрочем, виртуализация — это лишь один из этапов на пути к полностью динамическому ЦОД, на базе которого только и возможна действительно эффективная реализация «облаков», как публичных, так и частных. Виртуализация предполагает консолидацию, впрочем и этот этап уже пройден многими компаниями. Любопытно, что Вивек Кундра, директор информационной службы всея Америки (есть такая должность), поставил задачу сократить число федеральных ЦОД с 1100 до 400 к 2015 году. А Нью-Йорк планирует вообще свести все свои 50 центров в один. Таким образом, на повестку дня выходит третий, завершающий, этап перехода — автоматизация выделения ресурсов и предоставления сервисов.
Как отмечается в статье Сергея Орлова «От ЦОД к частному “облаку”», пока ни один вендор не обладает всем спектром программно-аппаратных решений для развертывания «облака». Конечно, в этом нет ничего удивительного — ведь и раньше даже такие гиганты, как IBM, не могли охватить все потребности заказчиков в области ИТ-инфраструктуры. Но это означает, что готовое «облако из коробки» приобрести никому не удастся. И для развертывания и эксплуатации частного «облака» предприятию понадобятся не просто квалифицированные кадры, а специалисты высочайшей квалификации. А ведь «облака» должны были избавить от пресловутой сложности ИТ.