На информатизацию московского здравоохранения в 2012 году из бюджета города и средств ФОМС выделена беспрецедентная сумма — более 5 млрд руб. При этом в центре внимания находится первичное звено оказания медицинской помощи — амбулаторные учреждения. Руководитель Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ) Артем Ермолаев провел совещание с главными врачами 350 поликлиник, которые к концу года должна охватить система управления потоками пациентов, или «электронная очередь». Он подвел первые итоги информатизации медучреждений и озвучил график ближайших мероприятий.
Первый этап создания единой медицинской информационно-аналитической системы города (ЕМИАС) — пилотное внедрение электронной очереди — завершен, но не все намеченное удалось сделать, признали чиновники. Из 112 поликлиник, где стартовал проект, в системе управления потоками пациентов начали работать 70 учреждений, еще шесть пока работают с ней в тестовом режиме. С момента запуска системы в конце декабря 2011 года электронной записью к врачу воспользовались свыше 36 тыс. человек, при этом около 70 тыс. талонов были выданы им в обычных регистратурах или инфоматах, небольшое число заявок обработано контакт-центром. Только в 20 поликлиниках уже можно записаться на прием к врачу через Интернет. Для этого необходимо зарегистрироваться на московском портале госуслуг (с введением СНИЛС — страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования) и зарегистрировать полис медицинского страхования в ЕМИАС. Указав при регистрации номер своего мобильного телефона, в перспективе можно рассчитывать на SMS-напоминания о записи к врачу.
По всем каналам пациент может записаться только в ту поликлинику, к которой он прикреплен.
Дело техники
Подготовкой инфраструктуры столичных учреждений здравоохранения занимается компания «Комкор», подписавшая трехлетний контракт на подключение медучреждения к Интернету на сумму 1,9 млрд руб. Крупнейшие контракты с московским правительством на внедрение ЕМИАС в бюджетных учреждениях здравоохранения города заключили также «Аквариус» — на 929 млн руб., «Крок» — на 379 млн руб. и ЛАНИТ — на 295 млн руб.
«Аквариус» отвечает за поставку компьютеров под управлением ОС Linux c предустановленным пакетом Open Office, периферийных устройств и картридеров для оснащения 22 тыс. рабочих мест врачей, «Крок» — за внедрение ЕМИАС, ЛАНИТ — за программное обеспечение системы.
С техническим обеспечением не должно возникнуть проблем, так как весь необходимый амбулаториям компьютерный парк уже закуплен департаментом и находится в оперативном управлении у системного интегратора — компании «Крок», сообщил Владимир Макаров, советник руководителя ДИТ. Поставка в лечебные учреждения производится по мере их технологической готовности, а передача техники на баланс поликлиник — по окончании этапа внедрения.
К настоящему времени в столичных поликлиниках установлено 220 киосков самозаписи казанской компании «Инфоматика» и оборудовано 892 рабочих места врачей. К маю должно завершиться техническое оснащение регистратур, а к августу к системе электронной очереди планируется подключить 357 поликлиник.
Существенно затормозило информатизацию неудовлетворительное состояние слаботочных и силовых сетей, а также необходимость монтировать СКС в поликлиниках, давно не видевших ремонта, где иногда просто не хватает розеток для поставляемой техники. В девяти из десяти пилотных медучреждений пришлось реконструировать электрические сети, сообщил Макаров. В числе причин торможения проекта он также назвал отсутствие методологии массового внедрения. Поправки в программное обеспечение ЕМИАС вносятся «с колес», по мере получения обратной связи от пользователей.
Но главная проблема, по словам Ермолаева, состоит в том, что врачи и пациенты ментально не готовы к информатизации, в том числе из-за низкого уровня компьютерной грамотности. Чиновники признают, что первичное звено перегружено заполнением всевозможных отчетных форм, и рассчитывают, что автоматизация снизит нагрузку врача. Однако об отказе от бумажного документооборота пока речи не идет. В то же время Ермолаев прогнозирует сопротивление медиков внедрению электронных медкарт, ведь вручную они заполняют карты быстрее, чем на компьютере. Кроме того, работа с персональными данными и электронными подписями потребует определенной культуры и навыков, которым пока неоткуда взяться.
Основное обучение медицинского персонала отнесено на летнее время, когда закончится сезонный всплеск заболеваемости горожан. Всего в 2012 году планируется обучить 22 тыс. врачей. В настоящий момент повышение квалификации прошло лишь 70% персонала 70 поликлиник.
Завершить технологическую подготовку кабинетов и первичное обучение медперсонала намечено к октябрю.
Кроме того, в течение года в каждом учреждении, где внедряется система, шесть дней в неделю c 8.00 до 20.00 обязаны находиться два технических консультанта из «Крока». Услуги контакт-центра для обеспечения технической поддержки пользователей ЕМИАС предоставит «Ростелеком».
Полное внедрение всех сервисов ЕМИАС в 357 поликлиниках намечено на декабрь 2012 года.
Помимо электронной очереди должны появиться система управления медицинскими регистрами, система интегрированной медицинской информации (электронных медкарт) и система персонифицированного учета фактически оказанной медпомощи. Автоматизация персонифицированного учета не случайно оставлена напоследок: по словам Макарова, департамент ищет корректный способ разрешить «объективную системную проблему — приписки».
Ермолаев настойчиво призвал главврачей уделить время и внимание внедрению ЕМИАС, контролируемому лично мэром Москвы, по инициативе которого в перечень будущих сервисов включены также электронные рецепты.
К единству
Если за стационарами пока оставлено право пользоваться локальными медицинскими информационными системами, то амбулатории обязаны включаться в централизованную систему предоставления информационных услуг. Единая система оптимизирует эксплутационные издержки, утверждают в ДИТ; кроме того, ответственность за соблюдение законодательства о защите персональных данных переносится с главврачей на поставщиков сервисов ЕМИАС.
Что касается уже работающих в московских поликлиниках систем, чей функционал богаче внедряемого городом, то департамент намерен разобраться с каждой индивидуально и взвесить затраты на интеграцию с ЕМИАС, заявил Макаров. По его словам, таких поликлиник немногим более десяти. И хотя их системы обещают не ломать, скорее всего, их ждут сложности с финансированием.
«Мы идем к сокращению количества используемых систем», — декларируют чиновники ДИТ. В то же время ими обсуждается перспектива работы приложений, обслуживающих административную и собственно медицинскую деятельность поликлиник, под управлением разных операционных систем: врачам достанется Linux и Open Office, администрации — Windows и Microsoft Office. Это объясняется необходимостью обеспечить преемственность с действующим софтом по сбору медицинской статистики. Видимо, когда речь идет об удобстве работы чиновников Минздрава, минимизация числа используемых систем перестает быть принципиальным вопросом.