Отложите игры и освободите ресурсы своего телефона для медицинских приложений. , превращенные правительством США в золотую жилу, и предлагают новаторские приложения для iPhone, которые должны помочь потребителям повысить качество принимаемых ими медицинских решений.
Рост популярности смартфонов и планшетных компьютеров стимулирует развитие мобильных медицинских технологий. Уже сегодня существуют приложения для iPhone, открывающие перед пациентами дорогу в новый мир, в котором вся необходимая медицинская информация будет постоянно находиться у них под рукой.
Три таких приложения были представлены на конференции, организованной нынешним летом Министерством здравоохранения и социальных услуг США по случаю начала реализации программы Community Health Data Initiative. Инициатива министерства открывает перед разработчиками возможность обмена медицинской информацией с федеральными базами данных через стандартный интерфейс прикладных программ.
Для реализации программы Community Health Data Initiative за основу была взята модель, предложенная Национальной метеорологической службой США и направленная на улучшение отношений между государственными организациями и частными компаниями. Разработчикам предлагается воспользоваться федеральными медицинскими данными и создать на их базе полезные приложения для пациентов, врачей, лечебных учреждений и государственных служащих, занимающихся вопросами здравоохранения.
Новейшие мобильные приложения используют iPhone в качестве платформы для организации прямой и обратной связи между пациентами и врачами. В конечном итоге все это должно способствовать совершенствованию системы здравоохранения страны в целом.
"Сегодня мы наблюдаем стремительный рост числа портативных персональных устройств, сенсорных сетей и приложений для мобильных телефонов, которые предназначены для сбора, структуризации и обобщения качественных медицинских данных, — отметил Дэвид ван Сикле, президент и генеральный директор компании Reciprocal Sciences, разработавшей на платформе iPhone приложение для больных астмой. — Формируется среда, в которой сбор данных производится объединенным сообществом, а пациенты не только пользуются преимуществами существующих БД, но и вносят значительный вклад в их заполнение нужной информацией".
1. iTriage
Бесплатное приложение iTriage было разработано двумя врачами отделения экстренной медицинской помощи для платформ iPhone, Android, Blackberry и прочих устройств, подключаемых к Web. Благодаря ему пациенты могут находить информацию о симптомах тех или иных заболеваний и советы по получению медицинской помощи при возникновении указанных симптомов. Здесь же находятся сведения о ближайших к пользователю медицинских учреждениях, в том числе отделениях неотложной помощи, стационарах, центрах скорой помощи и пунктах приема врачей.
У приложения iTriage, предоставляющего информацию более чем о миллионе поставщиков медицинских услуг, насчитывается несколько десятков тысяч пользователей. Подобно составителям каталогов создатели iTriage зарабатывают, предлагая рекламные услуги больницам, аптекам и практикующим врачам.
"Если вы, находясь в отпуске в Нью-Йорке, подхватили фарингит, iTriage подскажет, что в этом случае следует делать, стоит ли обращаться за неотложной медицинской помощью, а если да, то где находится ближайшее лечебное учреждение", — пояснил Джонатан Уайт, вице-президент распространяющей iTriage компании Healthagen по продажам и развитию бизнеса.
Задача iTriage заключается в том, чтобы помочь потребителям принять разумное и эффективное решение в отношении того, когда и куда лучше обращаться за медицинской помощью.
"Помогая клиентам (независимо от того, оформлена у них государственная или частная страховка) решить свои вопросы без стандартного обращения в пункт экстренной медицинской помощи, мы экономим деньги системы здравоохранения и повышаем ее эффективность, — подчеркнул Уайт. — Хотя приложение iTriage появилось еще до объявления о программе Community Health Data Initiative, перспектива интеграции дополнительной медицинской информации, предоставляемой государственными органами, выглядит весьма заманчиво.
По мере повышения надежности мобильных платформ у нас появляется возможность расширить спектр информации, предоставляемой пациентам. Чем больше сведений будет доступно людям, тем качественнее станут принимаемые ими решения".
2. Asthmapolis
В комплект поставки системы Asthmapolis включено специальное устройство, оснащенное приемником GPS. Это устройство подключается к ингалятору и автоматически регистрирует время и место использования ингалятора пациентами, страдающими астмой. Соответствующие данные автоматически пересылаются лечащему врачу, а обобщенная информация становится доступной исследователям и агентствам государственной системы здравоохранения.
Приложение Asthmapolis, над созданием которого в течение двух лет работали специалисты компании Reciprocal Sciences, устанавливается на смартфон и позволяет больным астмой сохранять и просматривать данные о месте и времени использования ингалятора.
"Конечно, приложение для смартфона не так элегантно, как специализированный ингалятор, поскольку задача сохранения необходимой информации в данном случае перекладывается на пациента, — отметил ван Сикле, который не только возглавляет Reciprocal Sciences, но и занимается научно-преподавательской деятельностью в Высшей школе медицины и системы государственного здравоохранения при Университете штата Висконсин. — Но зато миллионы владельцев смартфонов оперативно смогут воспользоваться всеми преимуществами программы для мобильных устройств.
Наше приложение для iPhone поможет получать информацию, которая наверняка пригодится исследователям.
Мы намерены собрать дополнительную статистику о заболеваниях астмой. Даже на национальном и государственном уровне все доступные сведения обычно ограничиваются данными об относительно небольшом количестве приступов с вызовом скорой помощи. Гораздо больше приступов, которые завершаются посещением лечащих врачей, пропуском учебных занятий и работы, остаются неучтенными. Мы постараемся заполучить эти данные.
Очень важно, чтобы работа с приложениями типа Asthmapolis не вызывала трудностей у пациентов с хроническими заболеваниями. Мы со своей стороны пытаемся создавать программное обеспечение, которое не ложилось бы дополнительным бременем на людей, страдающих хроническими болезнями, а напротив, облегчало им жизнь.
Конечно, программа Community Health Data Initiative не могла нас не заинтересовать, но разработать мобильное приложение с дружественным по отношению к пользователю интерфейсом непросто.
Стимулируя дальнейшее развитие ИТ и заручаясь поддержкой сообщества разработчиков программного обеспечения, министерство здравоохранения и социальных услуг делает очень нужную и важную работу. Оно предлагает отличную модель, которая является фактическим руководством к действию. Но для создания приложений, которые представляли бы для пользователей повседневную ценность, разработчикам придется немало потрудиться".
3. MedWatcher
Бесплатное приложение для iPhone MedWatcher напоминает пациентам о необходимости приема лекарств и позволяет документировать достигнутый эффект. В магазине Apple iTunes это ПО появится в августе.
Приложение поддерживает связь с MedWatch — основной системой предупреждений Управления по санитарному надзору за качеством продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA), а также получает информацию из других источников. Кроме того, приложение помогает врачам и пациентам следить за новостями о конкретных лекарствах.
Управление FDA ежедневно рассылает несколько десятков писем с напоминаниями и предупреждениями.
"Обрабатывать такой объем информации для каждого отдельно взятого пользователя тяжело, — пояснил один из разработчиков MedWatcher, аспирант Университета Северной Каролины Набарун Дасгупта. — Вот мы и подумали о том, чтобы автоматизировать данную операцию, а iPhone представляет собой очень хорошую платформу для рассылки информации пациентам".
Благодаря MedWatcher врачам и пациентам проще будет информировать FDA о побочных эффектах лекарств. Сегодня на заполнение двухстраничной бумажной формы MedWatch, предлагаемой FDA, у пациентов уходит от 45 минут до нескольких часов.
"Всю процедуру мы разбили на пять этапов, — сообщил Дасгупта. — Ее выполнение занимает около 10 минут. В основу нашей системы положена идея передачи врачами и пациентами сведений о побочном эффекте лекарств в FDA. В управлении хорошо знают о том, что получаемые ими отчеты содержат лишь малую часть той информации, которая становится известна врачам и пациентам в результате употребления лекарств. Рационализируя данный процесс и перенося его в облачную среду, мы надеемся ускорить получение сведений об использовании лекарств и быстрее выявлять их нежелательные эффекты. Мы пытаемся привить пользователям культуру персональной ответственности и обеспечить безопасность приема медикаментов".
Пользователи MedWatcher получат доступ к обзорам лекарств и отчетам об их побочных эффектах, поступившим от других пациентов.
В будущем Дасгупта намерен предоставить пользователям дополнительную образовательную информацию, снабдив приложение учебниками, изображениями и видеоматериалами. Желателен и новый компонент управления рисками, который позволил бы пациентам получить дополнительные сведения в случае возникновения нежелательных эффектов в первые несколько недель приема нового лекарства.
"Мне бы хотелось, чтобы все происходило в интерактивном режиме, чтобы пациент мог задавать интересующие его вопросы и получать на них ответы, — пояснил Дасгупта. — Нужна платформа, которая позволила бы пользователю повышать свой образовательный уровень. Кроме того, хотелось бы, чтобы пациенты своевременно получали напоминания о необходимости приема лекарств и имели возможность уведомить своего лечащего врача о пропусках в приеме тех или иных медикаментов".