Когда у девятилетнего сына Джанел Вуд начались мигрени, она решила перейти на предлагаемую ее работодателем новую программу медицинского страхования, которая позволяет общаться с врачом с помощью видеоконференц-связи, VoIP и мгновенных сообщений.
Пока сынишка обедал дома, Вуд зашла на сайт местной клиники и связалась по видео и IM-системе с дежурным доктором; тот изучил электронную медицинскую карту мальчика, отправил Вуд ссылки на статьи и подкасты о мигренях и предписал увеличить восполнение потери жидкости.
«Виртуальный прием у врача прошел настолько быстро, что я успела отвезти сына обратно в школу еще до окончания обеденной перемены, из-за чего он даже немного расстроился», — рассказывает Вуд.
Возможно, телемедицина кому-то кажется «холодным», лишенным непосредственного общения способом оказания врачебных услуг, однако врачи утверждают, что это совершенно не так. Они с готовностью обращаются к новым методам, воспринимая их как способ наладить более тесный контакт с пациентом и передать ему информацию о способах лечения еще до посещения врачебного кабинета.
«Мы получаем массу положительных отзывов от пациентов», — утверждает Эрик Кристиансон, помощник главного врача отделения скорой помощи Медицинского центра Миннесоты в Фэйрвью. Работающие в центре 36 врачей тестируют в бета-режиме сервисы Web 2.0 для пациентов, организованные средствами SaaS-системы компании American Well. Врачи по очереди отрабатывают специальные смены, во время которых ведут сеансы онлайн-общения с пациентами.
American Well по договору с корпорацией Microsoft пользуется предлагаемым ею сервисом электронных медицинских карт HealthVault, позволяющим пациентам безопасно хранить историю болезни в Интернете. В систему можно загружать результаты анализов и рентгеновские снимки. Пациенты контролируют доступ к персональной информации и самостоятельно выбирают круг лиц, допущенных к ее просмотру. Еще один популярный сервис похожего назначения есть у компании Google — Google Health.
Отделение ассоциации страховой медицины BlueCross and BlueShield (шт. Миннесота) предоставляет онлайн-сервисы для пациентов работодателям, а те — своим служащим. Для сотрудников компаний, пользующихся программами страхования BlueCross and BlueShield, доплата за сеанс пользования медицинскими онлайн-сервисами составляет 10 или 20 долл., для остальных — 50 долл. В других штатах организация предлагает услуги электронной медицины всем страхователям по единому тарифу независимо от работодателя.
В игру вступают социальные сети
Для контакта с пациентами используются не только защищенная видеоконференц-связь, мгновенные сообщения и электронная почта. Клиники и больницы применяют также социальные сети, такие как Facebook и Twitter, для распространения информации и создания онлайн-сообществ, в которых пациенты могут делиться опытом друг с другом.
В клинике акушерства и гинекологии MacArthur, находящейся в г. Ирвинг (шт. Техас), работают всего 10 докторов. По свидетельству врача клиники Джеффа Ливингстона, у ее странички в Facebook около 600 друзей, а за публикациями Twitter следят более 1,5 тыс. пользователей. Подписчики блогов могут читать публикации на темы контроля рождаемости, грудного вскармливания и т. п., оставлять свои комментарии и связываться с врачами посредством текстовых сообщений.
Сообщество клиники в Facebook — MacArthur OB/GYN — создано самими ее пациентами. Они связываются через сообщество друг с другом, делятся личными впечатлениями о медицинском обслуживании. Есть даже страничка, где матери публикуют фотографии новорожденных.
Сайт клиники также предлагает пациентам закрытый портал с системой безопасного обмена сообщениями, созданный на основе программного обеспечения компании Kryptiq. Он предоставляет пациентам полный доступ к их медицинским картам, позволяет записываться на прием, получать результаты анализов и общаться один на один с врачами. Портал и система обмена сообщениями, решающие задачу конфиденциального протоколируемого контакта медиков с пациентами, отвечают требованиям к безопасности, регламентированным законом HIPAA.
Ливингстон убежден, что чем больше информации он сможет сообщить своим пациентам через Facebook и Twitter, тем более подготовленными они придут на прием.
«Традиционный визит к врачу построен нерационально, — полагает он. — Из десяти минут приема шесть или семь врач тратит на сбор анамнеза, выясняя, какие лекарства вы принимаете, какие у вас жалобы. Потом мы проводим беглый осмотр и берем какой-нибудь анализ, а последние несколько секунд рассказываем, как будем вас лечить».
Например, ежедневно к Ливингстону приходит по нескольку пациенток, с тем чтобы задать вопросы о предохранении. Если они не изучали вопрос самостоятельно, то у врача большая часть времени приема уходит на рассказ о существующих методах, их преимуществах и рисках. Если же он заранее указал пациентам на соответствующие онлайн-ресурсы, например на специально подготовленный им подкаст и ссылки в Facebook, то большинство посетителей будут приходить в кабинет, уже зная, чем именно они хотят пользоваться.
«Поражает, насколько часто подготовленный пациент самостоятельно принимает то же самое решение, которое предложил бы ему и я», — отмечает Ливингстон.
База знаний для всех
Страницы своей клиники в Facebook и Twitter Ливингстон сравнивает с базой знаний: «Наша страничка в Facebook — это ресурс 'для своих', в основном она служит для общения пациентов с клиникой. В Twitter же я могу давать ссылки на статьи, публикации в блогах и другие ресурсы, интересные с точки зрения нашей специализации. И случилось так, что наш Twitter стал интересен не только местным жителям. За ним следят по всему миру, ссылаются на него как на хороший ресурс по женскому здоровью».
Как отмечает Ливингстон, оценить окупаемость новых технологий с учетом времени, затрачиваемого на ведение веб-страниц, сложно, но социальные сети, по его убеждению, определенно приносят нематериальную выгоду, выражающуюся в виде лояльности пациентов и повышения эффективности врачебных приемов в кабинете.
«Самая важная выгода состоит в том, как меняется прием у врача, — утверждает медик. — Если вы даете пациентам возможность самим заниматься собственным здоровьем, они, как это ни странно, принимают очень правильные решения. Думаю, для многих это станет неожиданностью».
Пациенты предпочитают удобство
Медсестра с Гавайских островов Донита Гано по медстраховке от Гавайской ассоциации медицинских служащих обратилась к врачам с жалобой на инфекцию руки, вызванную травмой во время прогулки на острове Биг-Айленд.
Возможностей домашнего компьютера Гано не хватало для видеоконференц-связи, но она смогла по VoIP-соединению пообщаться с врачом скорой помощи ближайшей больницы, где принимают ее страховку. Она открыла врачу доступ к своей электронной медицинской карте, и тот выписал электронный рецепт на антибиотик, который она приобрела в аптеке в тот же день.
«Это просто потрясающе, — заявляет Гано. — Я рада, что в больнице могут ознакомиться с моей картой. На это необходимо дать электронное разрешение, но я просто не представляю причины, по которой кто-либо этого бы не сделал. Это же так удобно».
На Гавайях система онлайн-медицины была введена в действие примерно год назад, как и в Миннесоте. OptimumHealth, подразделение крупнейшей в США компании страховой медицины UnitedHealth Group, с нынешнего года предлагает сервис дистанционных врачебных приемов в Техасе и позднее собирается охватить им всю страну.
В свою очередь страховые компании, входящие в состав BlueCross BlueShield северной части Нью-Йорка, планируют предложить своим страхователям виртуальные врачебные приемы начиная с лета. Таким образом, Нью-Йорк станет четвертым штатом, где появится возможность получать медицинские консультации через защищенный чат и VoIP-связь.
Исполнительный директор Института политики электронного здравоохранения Нил Нойбергер отмечает, что практика связи пациентов с врачами через социальные сети быстро набирает популярность. Кроме того, для мобильных устройств наподобие iPhone появляется множество приложений, позволяющих общаться с врачами или искать поблизости от себя поставщиков медицинских услуг. «Таких программ сейчас буквально сотни», — отмечает Нойбергер.
Конфиденциальность — проблема?
«Существует, между тем, проблема ответственности, — утверждает Нойбергер. — В связи со сложностями, касающимися обеспечения конфиденциальности и получения возмещения от правительства, некоторые врачи воздерживаются от использования технологий Web 2.0. Тем не менее многие медики понимают, какую выгоду могут принести дистанционные консультации, даже если за их организацию не удастся получить возмещение, поскольку благодаря им можно будет более эффективно проводить очные приемы пациентов».
Ливингстон утверждает, что хорошо осознает возможные проблемы с конфиденциальностью, но все же считает, что их опасность сильно преувеличивают.
«Вокруг этой проблемы любят поспорить, — отмечает он. — На самом же деле все просто: нельзя ни диагностировать, ни лечить пациентов, ни обсуждать какие-либо частные сведения об их здоровье в незащищенной среде. Если пациент задает мне сугубо личный вопрос на общедоступной странице Facebook, я просто по закону не имею права на него отвечать».
Врачам, берущим на вооружение технологии Web 2.0, при пользовании социальными сетями следует обсуждать лишь общие медицинские темы, не касаясь индивидуальных случаев.
«Пациенты тоже обычно следуют этому правилу, — утверждает Ливингстон. — Те, кто пользуется Facebook, знают особенности работы в социальных сетях. Они не станут оставлять на "стене" сообщения вроде 'по-моему, у меня венерическое заболевание'».
Еще один фактор, благодаря которому врачи начинают пользоваться Web 2.0, состоит в том, что поставщики систем электронных медкарт встраивают средства видеоконференц-связи и обмена текстовыми сообщениями прямо в свое программное обеспечение, полагает Конрад Клайберн, партнер-основатель международного портала агрегации контента и совместной работы врачей MedTechIQ.
Web 2.0 помогает внедрять электронные медкарты
Использование Web 2.0 не ограничивается взаимодействием врачей и пациентов. В настоящее время разрабатывается целая серия средств Enterprise 2.0 — программного обеспечения для предприятий на основе технологий Web 2.0, которое позволяет докторам общаться друг с другом, а группам медиков — обмениваться оптимальными методами и опытом использования новых технологий.
«Задача, стоящая перед нами, столь серьезна, что нам просто необходимо начинать пользоваться этими инструментами для решения проблем, связанных с развертыванием новых медицинских информационных технологий», — убежден Нойбергер, который также является председателем комитета по политике Американской ассоциации телемедицины.
Важность ПО и сервисов Enterprise 2.0 в особенности проявляется при внедрении электронных медицинских карт в малых клиниках амбулаторной помощи, в которых работают 512 тыс. из 788 тыс. американских врачей.
Управление национального координатора США отвечает за распределение 46 млрд. долл., выделенных в соответствии с принятым в нынешнем году законом о медицинских ИТ для экономического и клинического здоровья. Чтобы получить возмещение за развертывание технологий электронного здравоохранения, больницы и другие поставщики медицинских услуг должны продемонстрировать целесообразность использования систем электронных медицинских карт.
Врачам требуется помощь с технологиями
Как сообщил Клайберн, сейчас существует порядка 45 блогов и микроблогов, посвященных проблемам врачей, в том числе внедрению электронных медкарт. В числе известных сайтов такого рода можно назвать Sermo.com и Webicina.com.
По мнению Клайберна, причина их популярности в том, что большинство врачей, столкнувшихся с задачей развертывания электроннных медкарт, работают в малых клиниках, не имеют необходимого опыта и достаточного штата специалистов по ИТ.
В результате малые клиники склоняются к SaaS-предложениям, таким как сервис NoMoreClipboard и бесплатный Practice Fusion. Оба, по утверждению Клайберна, довольно просты в использовании.
«Ближайшая пара лет будет очень интересной, — считает он. — Одна из нарождающихся тенденций — тяга к недорогим решениям, причем, на мой взгляд, самыми оптимальными из них будут SaaS-предложения с абонентской платой. Они обычно очень удобны для организации онлайн-взаимодействия с пациентами при помощи обмена сообщениями и других средств, к которым мы привыкли на общедоступных сервисах».