Использование информационных технологий — одно из ключевых условий модернизации отечественной системы здравоохранения, а ее модернизация объявлена одним из стратегических приоритетов страны. Лечебные учреждения уже накопили критическую массу компьютеров и программного обеспечения, чтобы начать развертывание медицинских информационных систем (МИС). Интенсивная работа шестого форума Medsoft, организованного Ассоциацией развития медицинских информационных технологий при поддержке московских властей, является еще одним свидетельством активно растущего интереса к этой теме.

По сравнению с прошлым годом участников выставки стало больше (80 компаний против 71), а их стенды — внушительнее. Как отметил президент АРМИТ Михаил Эльянов, по количеству участников Medsoft примерно вдвое опережает другую крупную выставку — «Информационные технологии в медицине», которую проводит Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Все три дня конференции, проходившей параллельно с выставкой, в зале буквально яблоку негде было упасть — слушатели стояли даже в проходах. В 2009 году Medsoft посетили свыше тысячи человек, а нынешний форум собрал в полтора раза больше.

Поддержка Москвы

Аншлаг на MedsoftСимволическую ленточку на открытии выставки вместе с главой АРМИТ перерезал министр столичного правительства, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев. Он сообщил, что в 2010 году на субсидии малым предприятиям города выделено 3 млрд руб. Субсидиями, как и прочими формами поддержки малого бизнеса, могут воспользоваться и московские ИТ-компании. В частности, за счет субсидий можно компенсировать 50% затрат на патентование и сертификацию, в том числе за рубежом. Кроме того, уже началось формирование реестра инновационной продукции, из которого все городские заказчики будут обязаны закупать не менее 10% продукции начиная с 2011 года. Таким образом предполагается обеспечить спрос на инновации.

Это отрадная новость, поскольку от участия в конкурсах, объявляемых Минздравсоцразвития, малый бизнес, по словам Эльянова, «оттирается административными методами».

Сотня МИС

Если количество разработчиков медицинских информационных систем с годами постепенно уменьшается, в том числе в результате укрупнения бизнеса, то число самих МИС неуклонно растет; в последнем выпуске каталога АРМИТ их уже 103. В какой-то степени такая ситуация свидетельствует о росте спроса на решения для комплексной автоматизации ЛПУ, но Эльянов считает это не слишком хорошим симптомом, поскольку подавляющая часть МИС имеет не более одного-двух внедрений. Кроме того, несмотря на модульную структуру большинства МИС, сопряжение отдельных модулей с системами других поставщиков оставляет желать лучшего. Исключение составляют только лабораторные и некоторые радиологические системы.

Идя навстречу небольшим лечебным учреждениям с ограниченными финансовыми возможностями, многие разработчики предлагают методологию инсталляции МИС силами специалистов ЛПУ. Кроме того, для таких заказчиков выходом может стать аренда программного обеспечения, однако и модель SaaS имеет целый ряд ограничений, включая высокие требования к интернет-каналу.

Что же касается заказчиков, желающих внедрить МИС быстро, качественно и недорого, то им разработчики не без юмора предлагают выбрать любые два из этих трех параметров.

Самый жгучий и срочно требующий решения вопрос, который сегодня стоит перед специалистами в области медицинской информатики, — выполнение требований федерального закона № 152 «О персональных данных». При обеспечении безопасности персональных данных должен соблюдаться принцип разумной достаточности, подчеркнул заместитель директора МИАЦ РАМН Андрей Столбов. Скажем, нет смысла ограничивать доступ к электронным медицинским картам медсестрам, которые носят бумажные карты из кабинета в кабинет. Необходимо помнить: каждое ограничение означает затраты на его администрирование.

Начало начал

Как театр начинается с вешалки, так лечебное учреждение начинается с регистратуры. При кажущейся простоте задачу компьютеризации регистратуры решить непросто — отчасти из-за того, что разработчикам невыгодно браться за автоматизацию одного-двух рабочих мест, но главным образом потому, что опыт показывает: не привязанная к медицинской информационной системе электронная регистратура не приносит особой пользы лечебному учреждению. Тем не менее именно автоматизация регистратуры часто становится первым шагом к автоматизации ЛПУ в целом.

При этом основные опасения бывают связаны с тем, насколько успешно справятся с освоением информационной системы сотрудники пенсионного возраста. Однако, как отметили на Medsoft участники круглого стола, посвященного компьютерной регистратуре, проблем c ее освоением у пожилых сотрудников не возникает, если система имеет удобный интерфейс, а руководитель ЛПУ понимает, чего хочет добиться, и грамотно управляет персоналом.

Электронная регистратура не только удобна для пациентов и избавляет их от очередей. Для чиновников, управляющих здравоохранением на уровне региона, она служит средством мониторинга доступности медицинской помощи. Такой опыт есть в Пермском крае, где проект информатизации здравоохранения региона развивается с 2007 года и для всех ЛПУ установлен одинаковый обязательный регламент документооборота. Наряду с традиционными способами записи на прием в этом регионе используют единую регистратуру для  записи как через интернет-портал, так и через контактный центр, обрабатывающий около 6,5 млн звонков в год. При организации контакт-центра в Перми исходили из того, что запись к врачу — это сортировка, которой должен заниматься специалист, способный различить, кого из пациентов с жалобами на боль в спине направить к невропатологу, а кого — к кардиологу. Все звонки записываются, а через месяц — при отсутствии жалоб — стираются в целях экономии ресурсов хранения. Последней проверкой эффективности работы контакт-центра стала экстремальная ситуация: за два часа с его помощью были идентифицированы 300 пострадавших от пожара в клубе «Хромая лошадь».

МИАЦы, объединяйтесь!

Информатизация здравоохранения сегодня набирает обороты в самых отдаленных уголках России: на Medsoft обсуждалось практическое применение системы поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского АО и организация финансирования региональной базы здравоохранения в Ямало-Ненецком АО.

Дискуссия об общих задачах медицинских информационно-аналитических центров, которых в России около 60, привела к простым выводам: проблемы у МИАЦ одинаковые и связаны главным образом с выдвижением все новых требований со стороны Минздравсоцразвития на фоне некачественного выполнения этим ведомством своей части работы. В частности, отсутствует тестирование ИТ-инструментов, которые МИАЦ обязаны использовать. Справедливо рассудив, что один в поле не воин, участники круглого стола предложили создать единый информационный ресурс, который станет площадкой для обмена опытом между представителями МИАЦ. Правда, предыдущая попытка создать такую площадку для директоров МИАЦ в рамках ЦНИИ ОИЗ оказалась неудачной.

Еще одна интересная тема, поднятая на Medsoft, затрагивает совершенно неизведанную для России область — персональные электронные медицинские карты. Этой теме будет посвящен отдельный материал Computerworld Россия/MedIT .