Большинству директоров информационной службы за время своей работы приходилось сталкиваться с "непокорными" подразделениями -- организационными единицами, которые по тем или иным причинам сопротивляются любым попыткам модернизации, стандартизации или регулирования своих ИТ-систем, но тем не менее нуждаются в устойчивых соединениях для обмена данными с родительской компанией.
Особенно много таких структур в медицинских учреждениях, где директорам ИС приходится иметь дело с врачебными офисами, упорно отстаивающими свою независимость, слишком малыми, чтобы нанимать специалистов по ИТ, и вовсе не считающими модернизацию задачей первой важности.
В медицинском центре Beth Israel Deaconness (BID) приступили к решению вышеописанной проблемы около двух лет тому назад - задолго до того, как правительство США в соответствии с Актом о восстановлении и реинвестициях пообещало отрасли здравоохранения 19 млрд долл., чтобы профинансировать всеобщий переход на электронные медицинские карты. Рассчитывая внедрить систему оплаты за результат (вместо традиционной оплаты за услугу), которая требует гораздо более подробной и оперативной отчетности, чем та, которую обеспечивали существующие системы, в BID внедрили электронные медицинские карты и системы управления клиниками в 175 врачебных офисах, которыми центр владеет непосредственно.
Система охватила примерно 300 собственных врачей BID, но остались еще 900, работающие в 300 с лишним мелких клиниках, аффилированных с центром, но при этом независимых и не принадлежащих ему. В самой крупной клинике работают 14 врачей и еще примерно 60 человек младшего медперсонала.
"Большинство этих клиник фактически семейные предприятия, работающие по 10 часов в день, принимающие по 40 пациентов ежедневно и не имеющие времени на установку последних заплат от Microsoft или устранение сбоев в базах MySQL, не говоря уже о внедрении новых систем, - говорит Билл Гиллис, системный администратор BID. - Они не могут позволить себе инсталлировать крупные ИТ-систем, да и не очень-то в этом заинтересованы. Однако на электронные медицинские карты нельзя переходить, не имея систем биллинга и управления клиникой, а в большинстве малых офисов это считают излишеством".
Электронные медкарты - обязательное требование для участия в Организации врачей BID - группе, обеспечивающей административную, медицинскую и техническую поддержку врачебных офисов.
Не внедрив электронные карты, BID и его клиники также не имеют права на получение денег, зарезервированных на модернизацию, не говоря уже о том, что переход на электронные карты - безусловное требование всех федеральных законопроектов о реформировании отрасли, подразумевающих автоматизацию и внедрение платы за результат с новыми системами отчетности.
"Переход на электронные документы -- это не только способ обойтись без доставки медкарт из одного офиса в другой, - отмечает Лео Карпио, вице-президент подразделения по системам для здравоохранения компании Caris & Co. - В клиниках, получающих оплату по программе Medicaid или через частные страховые компании, бумажный документооборот в несколько раз увеличивает количество сотрудников, которых приходится нанимать для канцелярской работы".
Карпио жалуется, что из-за невозможности соединить медкарты с системами биллинга происходит задержка всей отрасли, причем поток платежей за услуги замедляется, и это не зависит ни от качества обслуживания, ни от его типа, ни от существующих законодательных актов. И все же электронные медкарты не панацея, уверен Карл Лаббадиа, директор по информационным системам медицинского центра Grove Hill. "Меня беспокоит, когда об электронных картах говорят как о спасении для отрасли, - сообщает он. - ИТ могут сделать массу полезного как для пациентов, так и для администрации медицинских учреждений. Но все-таки, мне кажется, на электронные карты возлагаются неоправданно большие надежды".
Могут ли ИТ решить проблему электронных медкарт?
Создавать систему электронных карт, надеясь, что к ней подключатся филиалы, означало рисковать многими миллионами долларов: отрасль здравоохранения известна свойством решительно отвергать информационные технологии, не удовлетворяющие ее нуждам.
Принимая во внимание независимость филиалов, в BID вынуждены были создать для них систему, которая бы требовала меньших усилий по сопровождению и расходов, чем та, что была построена для собственных клиник центра. Кроме того, чтобы филиалы начали подключаться, необходимо было продемонстрировать ее работоспособность.
"Мы могли бы организовать классическую среду - серверные кластеры и массивы хранения, но в этом случае необходимо было бы создавать ее в расчете на максимальную теоретически возможную нагрузку, а у нас не было гарантии, что кто-то будет ею пользоваться", - говорит Гиллис.
В медцентре решили использовать набор приложений для электронных медицинских карт и управления клиниками, разработанный в компании eClinicalWorks, которая лицензировала для BID само программное обеспечение, а также предоставляет размещаемый сервис на его основе.
Офисы врачей получают доступ к серверному облаку с обычных ПК через специальный клиентский коннектор, обеспечивающий подключение, аутентификацию и шифрование. "Офисам предоставляется устройство, которое служит посредником для доступа к серверам и обслуживает всю клинику, не требуя какого-либо иного оборудования, - рассказывает Гиллис. - На самом устройстве функционирует клиентское ПО, так что интерфейс доступа нельзя назвать полноценным веб-приложением. Однако система позволяет сразу внедрить в любой клинике электронные медкарты, не возясь с настройкой терминальных сервисов".
Сама облачная инфраструктура представляет собой группу виртуальных серверов VMware ESX, работающих на нескольких аппаратных серверах HP, причем количество последних можно изменять относительно легко.
Использование виртуальных серверов принесло BID экономию в 300 тыс. долл., после того как eClinicalWorks увеличила силу SSL-шифрования в системе и серверы медцентра перестали справляться с нагрузкой. По словам Гиллиса, его организация потратила всего около 20 тыс. долл. на модернизацию оборудования и дополнительные лицензии VMware, а не 325 тыс., которые пришлось бы вложить в покупку новых серверов для чисто физического серверного кластера.
Виртуализация, кроме того, во многом облегчает планирование мощности, поскольку для замены серверов и систем хранения, а также наращивания их мощности при сезонных всплесках нагрузки не требуется никаких изменений в программной части.
"Ввиду потребностей в защите информации и конфиденциальности, а также в обслуживании все более сложных технических систем здравоохранение находится в авангарде внедрения виртуализации уже много лет, - отмечает Джек Сантос, ныне директор по стратегиям The Burton Group, а ранее директор ИС в ряде медицинских учреждений. - Больницы автоматизировали административные процессы еще много лет назад, но затем прогресс отрасли как бы замедлился. Медучреждения сильно отстают от современных тенденций в том, что касается автоматизации самого здравоохранения. Обработка электронных медицинских карт на виртуальных серверах обеспечивает удобный доступ к ним, но эту технологию нельзя назвать передовой. Почти все то же самое можно было бы сделать и с применением Citrix, и вряд ли сегодня вы найдете клинику, где не пользуются Wyse или иными терминалами, на которые все необходимое доставляется удаленно".